Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невербальная коммуникация в межкультурном взаимодействии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие невербальная коммуникация включает в себя представление о передаче информации при помощи жестов, мимики, поз, одежды, причёсок, окружающих людей предметов, привычных действий. Всё это является определённым видом невербальных сообщений, т. е. сообщений без использования слов. При помощи невербальной коммуникации передаётся 65% информации. Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Невербальные сообщения способны передавать информацию о личности партнёра по общению. Также через невербальные средства можно узнать об отношении людей друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений. Кроме того, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из него. Невербальное общение является составной частью межкультурной коммуникации и взаимосвязано с вербальным общением следующим образом: 1. Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение: если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. 2. Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям. Например, если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие показывает, что вы неискренни. 3. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения: ребёнок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». 4. Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Это означает, что невербальные знаки используют для управления действиями людей. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что необходимо вступить в разговор. 5. Невербальное действие может повторять словесное сообщение. Например, когда просят говорить тише, прикладывают указательный палец к губам. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя невербальные знаки в различных культурах могут иметь разное значение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы коммуникации, характерные для данной культуры. Учёные выделяют следующие элементы невербального общения: кинесика, тактильное поведение, сенсорика, проксемика, хронемика. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом. Кинесика представляет собой совокупность жестов, мимики, поз, телодвижений, которые используются в коммуникации как дополнительные выразительные средства общения. В разных культурах одни и те же жесты, выражения лица и т. п. имеют разное значение. Из-за этого возникают проблемы в межкультурной коммуникации. Тактильное поведение (рукопожатия, поцелуи, похлопывания, объятия и т. п.) представителей различных культур также может существенно отличаться. Внутри каждой культуры есть свои правила прикосновений, которые определяются традициями, обычаями и полом участвующего в общении человека. В зависимости от отношения к прикосновениям культуры разделяют на контактные и дистантные. К контактным относятся культуры, в которых прикосновение очень распространено (латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры). Представители же дистантных культур предпочитают находиться от своего собеседника на расстоянии (североамериканцы, азиаты, жители Северной Европы). Общение с собеседником достаточно сильно зависит от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цвет и звук. Сенсорика – это тип невербальной коммуникации, который основан на чувственном восприятии представителей других культур. В общении большое значение имеют запахи. Так, запахи, положительно воспринимаемые в одной культуре, могут показаться отвратительными в другой. Это относится, например, к ароматам традиционной кухни. То же можно сказать и о цветовых сочетаниях, используемых в разных культурах, музыкальной культуре народов. Оценка, которую мы даём той или иной культуре, зависит от количества приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится. Ещё один важный элемент невербальной коммуникации – проксемика. Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации. Пространственная организация коммуникации существенно отличается в различных культурах. Общение людей всегда происходит на определённом расстоянии друг от друга. Это расстояние зависит от культурных особенностей и от отношения к конкретному собеседнику. Э. Холл выделил четыре зоны коммуникации: 1. Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека. Вторгаться в неё не принято практически во всех культурах мира. Величина интимной дистанции определена той или иной культурой: в западноевропейских культурах это около 60 см; в культурах восточноевропейских народов – приблизительно 45 см; в странах южной Европы и Средиземноморья это расстояние от кончика пальцев до локтя руки. 2. Личная зона коммуникации – это расстояние при общении человека и всеми другими людьми. В этой зоне происходит большинство контактов человека, она равняется 45–120 см. Незнание границ личной зоны при межкультурном общении может привести к межкультурному конфликту, т. к. понимание личной дистанции в разных культурах различается. Так, исследования показывают, что для личного общения англичане используют больше пространства, чем французы и итальянцы, а личная зона латиноамериканцев соответствует интимной зоне североамериканцев. 3. Социальная зона коммуникации – это дистанция, которую мы выдерживаем, когда общаемся с незнакомыми людьми, либо небольшой группой людей. Она составляет 120–260 см. Такое расстояние принято сохранять при формальных и служебных контактах. 4. Публичная зона коммуникации – это оптимальное расстояние при общении с большой группой людей (собрания, презентации, лекции). Данная зона начинается с расстояния от 3,5 м и до бесконечности. Наряду с пространством важно учитывать использование времени в невербальном коммуникационном процессе, т. е. хронемику. Восприятие и использование времени может существенно отличаться в разных культурах. Так, например, опоздание на важную встречу в США недопустимо, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут – это обычное дело.
Список источников Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.007 с.) |