Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли
Огюст Конт Огюст Конт (1798 - 1857) - французский философ, основоположник позитивной философии и основатель социологии как самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин «социология» (от лат. societas — общество, и греч. logos — учение). Некоторое время он работал секретарем известного французского социалиста-утописта К. А. де Сен-Симона и находился под большим влиянием его идей. По мнению выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Симона содержатся все основные идеи контовской социологии. Однако именно Конту принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую начало созданию новой науки об обществе. Главным сочинением Конта, в котором изложены основы философии позитивизма и новой науки социологии, был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842). Здесь он сформулировал свою эволюционистскую концепцию развития общества, согласно которой основной вектор общественного развития идет по линии прогресса человеческого разума, прогресса в познании человеком окружающего его мира. Согласно сформулированному им закону трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции человечества наше знание о мире проходит последовательно три различных состояния: 1) теологическое (природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных сил), 2) метафизическое (объяснения явлений мира основываются на различного рода абстрактных, умозрительных суждениях, посредством метафизических сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное, или научное (познание мира опирается на научное знание о природе и обществе, основанное на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей с использованием методологии точных наук). Последнее Конт расценивал как конечное достижение прогресса человеческого разума. Такой позитивной наукой об обществе и является, по Конту, социология, которая призвана рационализировать организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе сочетания начал порядка и прогресса. В соответствии с принципами позитивизма Конт рассматривал социологию как своего рода «социальную физику». В структуре социологии он различал социальную статику, имеющую дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя (это как бы «анатомия» общественного организма), и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития («физиология» общественного организма).
Утверждая наличие объективных закономерностей в развитии общества, Конт обосновывал мысль о том, что политика и политические деятели не в состоянии изменить естественный ход истории. И те политики, которые не поняли духа своего времени, закономерностей его развития (как, по его мнению, не понял этого Наполеон), обречены на неудачу. В этом смысле теория Конта «была направлена против общественных реформаторов, утопистов и различного рода революционеров, то есть против всех, кто полагает, что можно изменить ход истории либо путем планирования нового общества, либо посредством насилия». В теоретической же плоскости такой подход пытался опровергнуть идеи и положения рационалистической философии XVIII в., рассматривавшей общество, государство, право как продукты сознательного творчества людей (вспомним концепцию общественного договора Ж.-Ж. Руссо). Позитивистская концепция общества Конта отвергала дух индивидуализма и индивидуальные права людей. Право личности, считал Конт, - это безнравственное и анархическое понятие; в обществе, построенном на началах позитивной философии, будут существовать лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицал и право вообще. Понятие права, утверждал Конт, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины - из физики. Все члены общества, согласно его представлениям о «социократии», должны выполнять свои общественные функции (частных функций он вообще не признавал), и у них остается лишь одно право - право выполнять свой долг. Такое нигилистическое отношение к праву исключает саму возможность признания социологии права в рамках и на базе контовской концепции позитивной социологии. Идеологии идивидуализма Конт противопоставлял идеологию солидарности людей. Идеи Конта о социальной солидарности впоследствии получили развитие в работах многих социологов и социальных философов. При жизни Конта его концепция позитивной философии и социологии как новой науки об обществе не получила признания. Он умер забытым с репутацией сумасшедшего. Но вскоре поддержка его идеям пришла из Англии, где позитивизм Конта получил распространение и развитие благодаря деятельности прежде всего таких его современников, как Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль и др.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.004 с.) |