Особенности формирования замысла и концепции в социологическом исследовании в зависимости от поставленной социальной проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования замысла и концепции в социологическом исследовании в зависимости от поставленной социальной проблемы



Тема 2.

Особенности формирования замысла и концепции в социологическом исследовании в зависимости от поставленной социальной проблемы

(вводная часть программы социологического исследования)

 

 

Вопросы лекции

Выявление и типология социальных проблем

Обоснование теоретического объекта и предмета исследования

Формулировка темы исследования и ее составные элементы

Постановка цели исследования

Постановка задач исследования

Определение теоретических основ исследования

Определение эмпирических основ исследования

 

Выявление и типология социальных проблем (постановка проблемы)

Имеется различие в понимании выявления проблемы в позитивистской и диалектической теоретических парадигмах. Это важно учитывать при их использовании в методологии эмпирического социологического исследования:

1. Выявление социальной проблемы

Выявить социальную проблему – значит определить социальное противоречие, заключенное в рамках исследуемого явления.

Противоречие может быть формальнологическим и диалектическим.

Диалектическое социальное противоречие это взаимодействие противоположных, взаимоисключающихинтересов индивидов, социальных групп и общества, находящихся во внутреннем единстве, обусловливающих существование друг друга.

 

Положение индивидов и групп

 

Взаимодействие индивидов и групп

Социальный интерес это реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями участвующих в этих действиях социальных субъектов (индивидов, социальных групп и классов).

Пример: Забастовка

Виды интересов различаются по следующим основаниям: а) по степени общности выделяются: индивидуальные, групповые, т.е. корпоративные, общественные; б) по сфере направленности – экономические, политические, духовные и др.

Выражением позитивистской теоретической ориентации является понимание проблемы в системном анализе [1]:

Проблема есть разница между существующей и желаемой системой. Проблемой называется ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) выходом и существующим выходом. Выход является необходимым, если его отсутствие создает угрозу существованию или развитию системы. Существующий выход обеспечивается существующей системой. Желаемый выход обеспечивается желаемой системой.

Решением проблемы называется система, заполняющая промежуток между существующей и желаемой системами и являющаяся объектом конструирования. Процесс нахождения решения проблемы концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для решения проблемы.

Итак, выявление социальной проблемы – это установление несоответствия реального и желаемого состояния взаимодействия индивидов, групп и общества посредством анализа направленности их взаимообусловленных интересов.

 

А) Типология проблем в зависимости от основы их возникновения

¨ Естественные проблемы – не зависящие от сознания человека, порождаемые противоречиями в рамках общества

 

Пример: Время, уделяемое родителями детям для общения.

Теоретические основы исследования: структурный функционализм.

¨ Искусственные проблемы – это проблемы, которые не существуют в отрыве от сознания человека.

Пример: Образ родителей в сознании подростка.

Теоретические основы исследования: феноменологический подход

 

¨ Искусственно-естественные проблемы – естественные проблемы, воспроизводимые в сфере сознания.

Пример: Характер восприятия детьми поведения родителей.

Теоретические основы исследования: многопарадигмальный подход.

Б) Типология проблем в зависимости от сторон жизнедеятельности человека.

¨ Проблемы содержания и удовлетворения потребностей.

Пример: Деформация структуры потребностей

Теоретические основы исследования: теория потребностей.

 

¨Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей.

 

Пример: Предпочитаемые родителями виды действий по отношению к детям.

 

Теоретические основы исследования: теория социального действия.

Проблемная ситуация

 

Социальная ситуация сочетание условий и обстоятельств (политических, экономических и др.), создающих определенную систему отношений.

Проблемная социальная ситуация - существующая в определенных условиях система отношений в обществе, создающая противоречивость интересов взаимодействующих индивидов и социальных групп.

Пример: экономический и политический кризис в России.

А) Выявление социологической проблемы – это определение её разработанности в научной литературе.

Б) Обоснование научной состоятельности социальной проблемы.

Критерий 1. Наличие теории или теоретической идеи, которая применима для исследования проблемы.

 

Критерий 2. Научная доказательность теории или теоретической идеи (степень ее доказанности).

Критерий 3. Научная состоятельность теории или теоретической идеи (насколько она пригодна для объяснения).

Обоснование выбора

И ее составные элементы

Тема исследования – это высказывание, построенное на основе исследовательского вопроса.

Исследовательский вопрос – это высказывание, построенное на основе формулировки связи между свойствами Объекта исследования, информация о состоянии которых представляет собой недостающее знание для поиска решения поставленной проблемы, и сопоставленными с данными свойствами социальными явлениями, предполагаемыми в качестве влияющих факторов на состояние этих свойств. Такая связь представляет собой социологическую (познавательную) проблему.

Пример: Как влияет семья на преступность подростков в России.

Структурные элементы темы исследования: объект и предмет исследования, социальная и социологическая проблема, проблемная социальная ситуация.

Формулировка темы исследования – это одновременное указание а) социальной проблемы, существующей в рамках проблемной социальной ситуации и выступающей в качестве Предмета исследования; и (указание) б) социологической проблемы, которая представлена в предмете исследования через обозначение связи между состоянием исследуемых существенных свойств Объекта исследования и влияющими на это состояние социальными факторами.

Пример структурных элементов и темы исследования:

 

¨ Объект исследования – подростки.

¨ Предмет исследования – влияние общения в семье на преступность подростков.

¨ Проблемная социальная ситуация – экономические и политические отношения в современной России.

¨ Социологическая проблема – как влияет общение в семье на преступность подростков.

 

¨ Тема: Влияние общения в семье на уровень преступности подростков в условиях экономических и политических отношений в современной России.

 

 

Виды исследования, определяемые в зависимости от интересующих свойств теоретического объекта исследования и влияющих на их состояние внутренних и внешних факторов.

 

 

¨ Описательное исследование. Оно предполагает определение состояния видовых характеристик, свойств теоретического объекта исследования.

 

Пример: Виды преступности подростков.

 

¨ Описательно-объяснительное исследование – определяет влияния внутренних или внешних факторов на состояние объекта исследования.

Пример: Влияние общения в семье на уровень преступности подростков.

 

¨ Объяснительное исследование – определяет механизмы влияния внутренних или внешних факторов на состояние объекта исследования.

Пример: Социальные и социально-психологические механизмы влияния общения в семье на уровень преступности подростков.

 

Пример

Исследовательский практикум

Москва, 2006-2007


Содержание исследовательского Проекта,

разрабатываемого на Практикуме

Примерная тема: ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

НА ПРЕСТУПНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Разработанность темы

Цель исследования

Задачи исследования

Предмет исследования

Новизна исследования

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКО-

            ГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРОСТ-

            КОВ (ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Преступности подростков

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

              ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

              КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

              ПОДРОСТКОВ (ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Индикаторов исследования

ВЫВОДЫ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


[1] Оптнер С.Л. Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности. – 2-е изд. – М.: Концепт, 2003. С. 16.

Тема 2.

Особенности формирования замысла и концепции в социологическом исследовании в зависимости от поставленной социальной проблемы

(вводная часть программы социологического исследования)

 

 

Вопросы лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.026 с.)