Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1906-1975Содержание книги
Поиск на нашем сайте Д. Шостакович вошёл в историю советской музыки как композитор – симфонист. Он отличался особенной остротой восприятия эпохи. Природа одарила Д.Шостаковича характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нём творческое, духовное и нравственное начала. В его произведениях отражается героика, драматизм и радость нашей бурной, богатой противоречиями и конфликтами эпохи. Оригинальный стиль композитора представляет собой единый сплав русско-европейского происхождения. Крупнейшим явлением в истории послевоенной русской хоровой музыки стал цикл «Десять поэм на слова революционных поэтов» для смешанного хора без сопровождения (1950год), посвящённый теме революции 1905 года. По содержанию в сфере трагедийных образов цикл сближается с хоровым творчеством А.Давиденко и воспринимается как его продолжение. С одной стороны акцент на трагедийной стороне оправдан реальностью событий, с другой – это отличительная черта психологического склада композитора: передавать напряжённость и драматичность жизненных коллизий (свойство его симфонизма). Смысловое единство цикла заключается в общности идеи стихов, положенных в основу. По содержанию поэмы можно разделить на 3 раздела: 1. Экспозиционный (№1-№4) 2. Центральный кульминационный (№5-№7) 3. Заключительный (№8-№10)
№ 1. «Смелей, друзья, идём вперёд». Это торжественный зачин в характере песни – марша. № 2. «Один из многих». Номер передаёт мужественно – лирический образ. № 3. «На улицу!» Здесь отчётливо видны песенные истоки, характер праздничный, оживлённый. № 4. «При встрече во время пересылки». Музыка поэмы продолжает линию тихой и скорбной лирики, начатой в №2. № 5. «Казнённым» представляет собой трагедийную миниатюру, воплотившую скорбь о погибших. Состоит из 2-ух разделов: 1 раздел - хоровое фугато, 2 раздел – хорал – отпевание погибшим. № 6. «Девятое января» является драматической кульминацией. Она грандиозна как симфонизированная хоровая фреска. Состоит из 4-ёх разделов. Написана в духе М.Мусоргского, где хор поёт как бы от разных лиц. № 7. «Смолкли залпы запоздалые». Стал эпизодом зловещего затишья, играет роль динамической разрядки. № 8. «Они победили» - это трагический итог революции. № 9. «Майская песнь». Звучит просветлённо и празднично, воспевает новый подъём революционной энергии. № 10. «Песня». Музыка наполнена светом, в ней слышно обращение к потомкам. В дальнейшем тема революции воплотилась в крупных произведениях А. Флярковского, С. Слонимского, А. Ленского. В 1950-е годы работа Д.Шостаковича в хоровом жанре протекала в рамках обработок русских народных песен: это «Десять русских народных песен» и «Две русские народные песни» для хора a’capella.Обработки построены в куплетной форме, в первом сборнике после фортепианного вступления есть запев, который подхватывается хором. Во втором сборнике две песни «Венули ветры» - образец протяжной крестьянской песни в форме вариаций глинкинского типа и шуточная «Как меня младу – младёшеньку» - динамичная игровая миниатюра, где использовано метроритмическое варьирование, имеется кода. Это обработки классического типа, в которых сохраняется стиль, тип, жанр, содержание и музыкальная форма песенного первоисточника, вариантно изменяется гармония и фактура. В своём творчестве Д. Шостакович выступил как художник – новатор. Он искал новые пути и возможности развития музыки. Так, композитор стремился к синтезу жанров симфонического и вокально-хорового. Это проявилось ещё в ранних опытах: во Второй симфонии «Посвящение Октябрю» хор скандирует стихи А.Безыменского; в заключении Третьей симфонии «Первомайская» хор поёт на стихи Кирсанова. Но наиболее ярким воплощением синтеза вокального и симфонического жанров стали Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии. Тринадцатая симфония – создана в 1962 году на стихи Е. Евтушенко и близка вокально-симфонической сюите. Состоит из пяти частей: 1. «Бабий Яр» звучит как посвящение событиям расстрела гитлеровцами многих тысяч евреев. 2. «Юмор» - играет роль скерцо, показан образ бессмертного юмора. 3. «В магазине» - это размышление о тяжёлой доле русских женщин. 4. «Страхи». Основная идея части - надежда на то, что люди перестанут бояться. 5. «Карьера». Здесь карьеристам и любителям сытой жизни противопоставлены люди высокой мечты. Не случайно выбран состав исполнителей – бас соло и хор басов. Богатство их тембра и выразительных возможностей характеризует героя как человека благородного и мужественного, сумевшего перенести страдания, но не сломленного. По масштабам изображаемых событий, по мощи и последовательности развития идей Д. Шостакович не знает себе равных; в его музыке всегда звучит нота горячей любви, сочувствия и борьбы за человека, за человеческое достоинство.
Творчество М. Коваля сформировалось и развивалось после революции. Это композитор ярко выраженного русского национального склада, в его творчестве прослеживается связь с русским народно-песенным творчеством и традициями русской музыкальной классики. Тематика произведений – от исторического прошлого до современной действительности. Коваль – подлинный мастер и энтузиаст хоровой музыки. Им написаны произведения в различных жанрах – массовые песни, романсы, песенные циклы, хоры, кантаты, оратории, оперы. Музыкальное образование композитор получил в музыкальном техникуме в Петрограде и в 1925 году поступил в Московскую консерваторию в класс Гнесина, стал членом Проколла, где участвовал в создании коллективной оратории «Путь Октября» (ему принадлежат хоры «Рваные шершавые» и «Завод»). Уже тогда складываются характерные черты письма: мелодическая напевность и декламационность в политических сочинениях. В 1931 году М. Коваль едет на Магнитострой, где работает на комбинате. Творческая зрелость композитора наступает во второй половине 1930-ых годов, вершиной творчества явилась оратория «Емельян Пугачёв» на слова В. Каменского (1939 год). Позднее она была переделана в оперу. В эти же годы им создано ряд произведений: хор «Долина-долинушка», сюита «Семья народов», кантата «Сказ о партизане», детская опера «Волк и семеро козлят». В 1940-50-е годы в творчестве композитора происходит расширение жанровости, обогащение фактуры, главенство мелодического начала над речитативно – декламационным. В эти годы появляются ряд произведений: хор «Ильмень – озеро» (написан после поездки в действующую армию), цикл «Пять стихотворений Ф.Тютчева», хоровой вокализ «Траурный прелюд», сюита для мужского хора «Песни сибирских охотников» на ст. Черноморцева, «Два хора на слова Брауна», «Два хора на ст. А. Пушкина», сюита «По родной стране» на слова Дубровина, «Атака» на ст. Соболя. В эти же годы он ведёт активную общественную и просветительскую деятельность. В 1948-1952 годах М. Коваль является редактором журнала «Советская музыка». В 1956 году назначается художественным руководителем хора им. Пятницкого, для которого пишет сочинения: «Славься, советский народ», «Три ровесника», «Тополя в дозоре», хоровая поэма «Эй, ухнем». В 1960-е гг. начинается последний период творчества композитора. В эти годы он много концертирует, составляет и редактирует сборники, пишет статьи и заметки. Его наследие огромно и разнопланово: свыше 60 хоров с сопровождением и без сопровождения. Творчество композитора занимает видное место в советской хоровой литературе.
«Хочется со всей силой напомнить об этически возвышающей функции музыкального искусства, о том, что музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия» - это слова Г. В.Свиридова, отражающие основную идею его творчества. Главным музыкальным инструментом для Г.Свиридова стал певческий голос и выразительное слово. В произведениях композитора предстают разные явления жизни: он затрагивает и современные темы и исторические. Особое значение приобрела тема Родины – многострадальной России, где нет конца и края поискам справедливости: вокальные циклы «Наша земля», «Русь деревянная». У образа Родины есть свои символы. Это родина-мать (хор «Ты запой мне ту песню»); колокольный звон как продолжение древних традиций («Поэма памяти Сергея Есенина, «Патетическая оратория»). Крестьянский быт и труд – источник творческих побуждений Г. Свиридова. Примером могут служить кантата «Курские песни», отдельные номера «Поэмы памяти Сергея Есенина». Исторической теме революции посвящена «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского. Красоту русской природы композитор воспевает в пушкинском цикле, есенинской поэме, в цикле «У меня отец – крестьянин», в «Маленьком триптихе». Для вокально-хорового творчества характерно также философское осмысление действительности: цикл на стихи Бёрнса. Большую роль приобретают нравственные проблемы – вокальные циклы на стихи А. Прокофьева, Бёрнса, Исаакяна, Есенина, Блока. В зрелом творчестве в 1970-е годы Г. Свиридов стремится воспроизвести духовный мир яркой личности и ощущение сопричастности ко всему земному. Появляется серия монопоэтических циклов – «Весенняя кантата» на ст. Некрасова, хоровой концерт «Пушкинский венок», кантата «Ночные облака» на ст. Блока и др. Одновременно идёт углубление связи музыки с прошлым: хоры к трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого. В 1970 – е годы им написано много хоров a capella, два концерта, три триптиха, «Три миниатюры для смешанного хора», три пьесы из «Детского альбома», хор «Метель» на ст. Есенина. Появились сочинения, исполняемые безтекстовой вокализацией (Концерт памяти А. Юрлова), для камерного хора («Коляда», «Веснянка»). Крупнейший опус этого периода творчества – хоровой концерт «Пушкинский венок», созданный к 180-летию со дня рождения великого поэта. Возрождая высокие духовные традиции отечественной хоровой культуры, Г. Свиридов в конце творческого пути обратился к самобытным жанрам русского церковно – певческого искусства («Песнопения и молитвы», 1993год), в которых проявилась способность к творческому развитию традиции, в старинных распевах воссоздать вечное и современное. Музыка Г. В. Свиридова чиста, возвышенна и благородна. Она несёт в себе глубокий этический смысл. Творчество Г. Свиридова – это пример сближения, синтеза различных национальных культур и традиций. Так в мелодике его сочинений сближается русский крестьянский фольклор и городская песня. Гармонический язык композитора своеобразен, он характеризуется единством фольклорных, индивидуальных, русских и общеевропейских черт – это «свиридовские» би- и полифункциональные аккорды (тонические септаккорды, секстаккорды и нонаккорды и др.); аккорды со встроенной секундой используются как колористический приём, наслоение новых голосов на хоровую педаль. Всё, что сделано композитором для обновления и подъёма вокальных жанров, трудно переоценить. Он нашёл неведомую до него вокальную речь – правдивую и живую, выросшую из традиций и в то же время подлинно современную – «Я стремился и стремлюсь к максимальной простоте выражения своих мыслей». Г. В. Свиридов. Он продолжает традиции А. Даргомыжского, М. Мусоргского и др. классиков, а также своего учителя Д. Шостаковича и современника С. Прокофьева. В 1958 году Г. Свиридов дебютировал в жанре хоровой музыки a capella, написав Пять хоров на стихи русских поэтов. Они не составляют единого цикла, хотя написаны для одного состава исполнителей. 1. 2. 3. 4. 5.
В последовательности хоров обнаруживается тенденция движения от элегической лирики к лирическому эпосу. Именно лирическая «педаль», строгая и возвышенно – торжественная объединяет хоровые пьесы Г. Свиридова в один опус. В этих хорах отразились все основные стилевые черты композитора: песенность, ладовая диатоника и подголосочность, плагальность, особенности формообразования, тембральное богатство. «Подлинно русское дарование Г. Свиридова органично связано с истоками национально – хоровой культуры, но при этом оно глубоко самобытно и ново», отмечал К.Б. Птица.
На протяжении всей своей творческой жизни В. Салманов писал произведения для хора. Его интерес к хоровой музыке заметно усилился со II половины 1960-х годов. Были созданы такие крупные циклы, как «Но бьётся сердце», хоровые концерты «Лебёдушка», «Добрый молодец», кантаты «К молодым», «Ода Ленину», кантата для хора и оркестра «Скифы». В оратории – поэме «Двенадцать» на ст. А. Блока отражён революционный пафос поэмы. Свои первые хоры a capella на стихи Я. Шиваза, которые так и остались в рукописях В. Салманов сочинил в 1950 г. В это время композитор был автором ряда произведений для оркестра. В 1959 году он закончил одну из лучших партитур – «Шесть поэм для смешанного хора» на стихи Назыма Хикмета. Отныне он стал зрелым мастером хорового письма. Поэмы занимают особое положение в творчестве Салманова. В них выражен революционный и гражданский пафос, как и в других его сочинениях: оратории «Двенадцать», цикле песен на ст. П.Неруды, Ф. Гарсиа, Г. Лорки «Испания в сердце». Они пронизаны идеей борьбы против зла во имя свободы. Но Салманов склонен к размышлению и анализу по этому поводу, нежели к вторжению в события. Знаковым произведением в советской хоровой музыке стал хоровой концерт «Лебёдушка» (1967 г.) - для хора без сопровождения на русские народные тексты. Это одно из лучших сочинений композитора, открытие нового типа хорового концерта – фольклорного. Состоит из пяти самостоятельно структурно завершённых частей, что сближает его с сюитой. Тексты принадлежат в основном кругу песен свадебного цикла. Салманов акцентировал не обрядовую, а лирическую сторону содержания. С лебёдушкой ассоциируется нежная девушка, которая обращается к ветру, заклиная замести пути - дороженьки, чтобы не проехали злые люди. О лебеде (или соколе) мы узнаём со слов главной героини, сам он как бы остаётся «за кадром». Лебёдушка отстала от стаи ради любви к ясному соколу. Но за моментом безмятежного счастья приходит пора расставания. И всё – таки остаётся надежда на лучшее. Концерт состоит из 5 номеров: 1. «Высоко ли, высоко ли» 2. «Ветры буйные» 3. «Туманы мои тёмные» 4. «Увели нашу подружку» 5. «На море лебедь»
Вот некоторые черты хорового стиля В. Салманова: Высокий интеллектуализм и сдержанность чувств; Формы его сочинений – свободные (вариантно – строфические), в духе мадригальных традиций. Мелодика произведений лирико-элегического характера, не применяется декламация. Он отдаёт предпочтение поэтам, в творчестве которых образы природы обладают эпическим и гражданственным подтекстом. Его привлекает философская лирика Ф.Тютчева, С. Есенина, Н. Рубцова. В стиле изложения мелодических линий - чистота и плавность голосоведения. В хоровых партитурах произведений нет фактурной перегрузки. Сочинения отличаются своеобразным гармоническим колоритом. В. Салманов является мастером хоровой миниатюры. С годами композитор всё более изобретательно и разнообразно использует выразительные возможности хора. В течение 1960-ых годов композитор много сочиняет в хоровом жанре – появляются его циклы: на ст. Я. Купалы (1960), Р.Гамзатова (1962), С. Есенина (1964), А. Майкова, И. Никитина, И. Бунина (1968). Цикл мужских хоров на ст. Н. Рубцова – последнее хоровое сочинение Салманова. Хорошо исполнить хоры В. Салманова в соответствии с замыслом композитора - дело нелёгкое. Овладение партитурой требует аналитической подготовки, умелого распределения звучности, оптимального баланса в синтезе «слово-тон». Хоры Салманова следует исполнять не «маслом», а «акварельными красками». Тогда его музыка раскроется во всей своей благородной красоте и внутренней гармонии.
А. Ленский родился в Пензенской области, с детства пел в церковном хоре, играл на фортепиано. В 1932 году поступил в Ростовский – на - Дону музыкальный техникум на два отделения – композиторское и инструкторско-хоровое. Затем обучался в Московской консерватории на двух отделениях: композиторском – у Литинского и дирижёрско – хоровом – у Дмитревского. Дипломная работа – опера «Овод». По окончании консерватории он уезжает на работу в Таджикистан. В произведениях этого периода: Струнном квартете, двух симфониях, балетах «Две розы» и «Дильбар» решается проблема воплощения национального мелоса. Изучение таджикского фольклора обогатило творчество композитора и после возвращения в Москву. Кроме активной композиторской деятельности А. Ленский, будучи в Таджикистане, преподавал на дирижерско-хоровом отделении в музыкальном училище и композиторской студии, был художественным руководителем филармонии, дирижёром оперного театра и т.д. Много труда было вложено во внедрение хорового искусства в Таджикистане, создание республиканского хора, в написание репертуара, воспитание кадров. По возвращению в Москву композитор продолжает работать, появляются оперы: «Донецкая быль», «Хосият», «Яков Шибалок», детская опера «Лесная сказка», кантата для хора и оркестра народных инструментов «Это твоя весна», «Праздничная увертюра» для оркестра русских народных инструментов, обработки песен народов СССР, пьесы для различных инструментов. Широко развернулась общественная деятельность композитора – с 1959 года он был председателем хорового отделения Союза композиторов Москвы, членом правления хорового общества, членом нескольких редакций, часто выступал в прессе. Педагогическая деятельность Ленского протекала в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, Московской консерватории, Институте культуры. Им был подготовлен и выпущен труд «Искусство хоровой аранжировки». С особой любовью автор работал в области хорового творчества и отдавал предпочтение хоровому жанру. За период с 1940-1976 годы им создано 160 камерных хоровых сочинений a capella. Многие хоры посвящены революционным событиям. Среди них: «1905 год», триптих «Гроза идёт», «9 января»; теме Великой Отечественной войны – «По дороге на Брест», «Не надо войны» и др.; теме Родины – «Родина», «Спокойной ночи, русская земля» и др. Нередко встречаются и юмористические сцены – «Скрипка и бубен», «Ягодка»; есть психологическое раздумье – «Валун», «Утёс и море». Одна из важнейших особенностей творчества Ленского – тяга к песенности («Ходят песни». «Девичья песня»). В мелодике хоров композитора отразились черты фольклора различных народов – украинского, таджикского, белорусского, калмыцкого и др. Он часто использует технику подголосочной полифонии – «Четыре обрядовые песни на русские народные тексты». Вершина достижений в области полифонии – полифонический триптих «Гроза идёт». В 1960-ые годы открывается новый этап гармонического мышления композитора: появляются неполные аккорды, трёхголосные задержания, секундовые удвоения, септаккорды и их обращения. В его музыке возрастает роль изобразительности – открываются новые возможности хоровой звучности через приёмы хорового письма. Своё композиторское дарование А.Ленский посвятил в основном хоровому жанру. И не только в хоровой миниатюре, но и во всех его произведениях иных жанров (операх, кантатах, балете) живёт хоровая стихия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.01 с.) |