Программа семинарских занятий по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа семинарских занятий по курсу



Программа семинарских занятий по курсу

«Нейропсихология»

«Neuropsychology»

 

Тема 1. Предмет и задачи нейропсихологии. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.

1. Нейропсихология как отрасль психологической науки. Нейропсихология как нейронаука. Нейропсихология и медицина. Нейропсихология и социальные науки.

2. Основные направления нейропсихологии: клиническая нейропсихология, экспериментальная нейропсихология, реабилитационная нейропсихология, возрастная нейропсихология (детская нейропсихология и нейрогеронтопсихология), дифференциальная нейропсихология.

3. Теоретическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы «мозг и психика».

4. Практические задачи нейропсихологии.

5. Отечественная и зарубежная нейропсихология: история развития и современное состояние. Роль А.Р.Лурии в создании отечественной школы нейропсихологии.

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.:И.Ц.«Академия», 2002, с.8-66.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.7-37.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 10-32, 98-122.

4. Хрестоматия по нейропсихологии. / Под ред. Е.Д. Хомской М.: РПО, 1999. Раздел I,с. 10-59.

Дополнительная

1. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003, с. 3-6, 136-138.

2. Левитин К.Е. Мимолетный узор: о профессоре нейропсихологии Лурии А.Р. М., 1978, 80 с.

3. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978, с.7-23.

4. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М: Изд-во МГУ, 2001, с. 171-185.

5. Голден Ч.Дж.. Нейропсихология // Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб.: Изд-во Питер, 2003, с. 462-465.

6. Пуанте А. Применение Луриевского подхода в США // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998, с.73-75.

7. Таппер Д.Е. Продолжающееся влияние идей Лурия на северо-американскую нейропсихологию: теория и ее применение // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998, с. 53-60.

8. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. М.: Воениздат, 1992, 216 с.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия // Вопросы психологии.1997, № 5, с. 79-101.

10. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть? // Вопросы психологии, 2003, № 5.с.33-46

11. Хомская Е.Д. А.Р. Лурия и современная психология // А.Р. Лурия и психология XXI века. II Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов/ Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. М.: Смысл, 2003, с. 3-9.

12. Цветкова Л.С. Общепсихологическое значение нейропсихологии А.Р. Лурия // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В. Ахутиной. М.:РПО,1998, с. 37-46.

Тема 2. Проблема мозговой организации высших психических функций.

1. История изучения проблемы локализации психических функций: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектизм, отрицание возможности локализации высших психических функций.

2. Формирование представлений о психической функции как о функциональной системе (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др.).

3. Значение работ Л.С.Выготского для нейропсихологии.

4. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурии.

5. Современные подходы к решению проблемы мозговой организации психических функций:

a) Модулярный подход (И.М.Тонконогий, А.Пуанте). Понятие конвенциональной и необычной информации.

b) Градиентный подход (Э.Голдберг).

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.:И.ц.«Академия», 2002, с.67-80.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.7-37.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 33-51, 124-142.

4. Хрестоматия по нейропсихологии/ Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999. Раздел II, с. 60-72.

Дополнительная

1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. СПб.:Речь, 2005, с.9-19.

2. Гольдберг Э. Управляющий мозг. М.:Смысл, 2003, с.83-103.

3. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб.:Питер,2007, с.19-27.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975, 448 с.

5. Robbins, Philip, "Modularity of Mind", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2015 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = http://plato.stanford.edu/archives/sum2015/entries/modularity-mind/

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.70-83.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.80-87.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 362-379, 439-472 (приложения 1 – 5).

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.  М.: РПО, 1999. Раздел II, с. 90-99.

 

Дополнительная

1. Ахутина Т.В., Меликян З.А Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия // Клиническая и специальная психология№2. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52599.shtml

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. СПб.: Речь, 2005, 400с.

3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997, 304с.

4. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр "Академия", 2003, с.455-488.

5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012, 264с.

6. Корсакова Н.К., Ковязина М.С. Новый взгляд на старую проблему: категория «синдром» в психологии // Национальный психологический журнал. 2015, №2 (18), с. 66-76.

7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. М., Педагогическое общество России, 2001,с.17-40.

8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: «Академия»,2003,с.3-15.

9. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. М.:Издательство Московского психолого-социального института, 2009, 528 с.

10. Микадзе Ю. В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестник Моск. ун-та Сер.14, Психология, 2012, № 2, с.96-103.

11. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста..- СПб.:Питер, 2008, с.13-97.

12. Микадзе Ю.В., Скворцов А.А. Понятие «фактор" в работах А.Р.Лурия // Вестник Моск. ун-та Сер.14, Психология, 2007, № 2, с.104-108.Комментарии рецензентов, с. 109-113.

13. Плужников И.В. Синдромный подход в изучении нейрокогнитивного дефицита при психической патологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2012, № 2, с. 75-82

14. Е.Д. Хомская, Н.Н. Привалова, Е.В. Ениколопова, И.В.Ефимова и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.:Изд-воМоск. ун-та, 1995, 78 с.

15. Lezak M.D., Howieson D.B., Bigler E.D., Tranel D. Neuropsychological Assesment. – 5th ed. New York: Oxford University Press, 2012. 1161 pp.

 

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с. 11-66; 88-128

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.37-70.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.52-75.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.М.: РПО,1999, с.73-82.

Дополнительная

5. Андреева Н.Г. Структурно-функциональная организация нервной системы. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003, 262 с.

6. Буклина С.Б. Нарушения высших психических функций при поражении глубинных и стволовых структур мозга М.: «МЕДпресс-информ», 2016, 311с.

7. Блинков С.М. Общее анатомическое введение в нейропсихологию // Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978, с.24-54

8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, 119 с.

9. Нервная система человека. Строение и нарушения. Атлас / Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. М.:Пер Сэ,2003, 72 с.

10. Смирнов В.М., Мучник Л.С., Шандурина А.Н. Строение и функции глубоких структур головного мозга // Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 96-103.

11. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, с.16-63.

12. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы (под ред. Л.К.Хлудовой). М.: РПО, 1998, 360 с.

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.225-230

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.84-88.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.76-97.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.М.: РПО,1999, Раздел III, с.110 – 155.

Дополнительная

1. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Эволюция функциональной асимметрии мозга // Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Л.: Наука, 1987, с. 304-352.

  1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. СПб.: Речь, 2005, с.246-265.

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988, 239с.

4. Гешвинд Н. Специализация человеческого мозга // Мозг. М.: Мир, 1982, с.219-239.

  1. Голдберг Э. Управляющий мозг.: Лидерство и цивилизация.-М.: Смысл,2003, с. 67-83.

6. Ковязина М.С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела. М.:Генезис,2012. 176 с.

7. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, 1992, 176 с.

8. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия. Под ред. М.С. Ковязиной, А.В.Семенович. М.: Генезис, 2009, 400 с.

9. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986, 206 с.

  1. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: «Научный мир», 2009, 836 с.
  2. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагенство,1997, 281 с.; М.: Издательский центр «Академия», 2011, 160 с.

12. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991, 96 с.

13. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, 95 с.

14. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983, 256 с.

  1. I Международная конференция памяти  А.Р.Лурия. Сборник докладов /   Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В. Ахутиной. М.:РПО, 1998, с. 82-137.

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.132-148, 232-245.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.122-142, 144-149.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003с. 143-163.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО,1999. Раздел IV,с.162-167, 169 -197.

 

Дополнительная

5. Деглин В.А., Ивашина Г.Г., Николаенко Н.Н. Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986 (Хрестоматия по нейропсихологии.М., 1999, с.174-179).

6. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. и др. Односторонняя пространственная агнозия. М.:Книга, 1996, 109 с.

7. Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1967, с.38-157

8. Корчажинская В.И., Попова Л.Т. Мозг и пространственное восприятие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, 88с.

9. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986, 163 с.

10. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009, 528 с.

11. Нервная система человека. Строение и нарушения: Атлас / Под ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. М.:ПерСэ, 2011. 72с.

12. Полонская Н.Н. Жизнь на осколках видимого мира. Нейропсихологическая диагностика зрительной агнозии.М.: Когито-Центр, 2014, 88 с.

13. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991, с.50-67.

14. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М.,1997, 50 с.

15. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, с.82-121.

16. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973, с.33-70.

17. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.- СПб.: Питер, 2007, с. 35-118.

18. Ченцов Н.Ю., Симерницкая Э.Г., Обухова Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей. //Вестник МГУ. Психология. 1980, No. 3, 63–71.

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002,с.149-156, 175-180.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.90-108, 142-143.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003с.164-189, 226-232.

 

Дополнительная

4. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976, с.74,77-93 (Хрестоматия по нейропсихологии.М.: РПО, 1999, с.133-138).

5. Буклина С.Б. Псевдополимелия и формирование нарушений схемы тела / Журн.неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2008, №1, с. 4-11.

6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С., Футер Д.С. Афазия у композитора //Проблемы динамической локализации функций мозга. М., 1968, с. 328-333.

7. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973, с.80-105, 125-130.

8. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.- СПб.: Питер, 2007, с.119-158.

9. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999, Раздел IV, с. 168.

10. Clinical Neuropsychology. 5th ed. / Eds. K.M. Heilman, E. Valenstein., Oxford- N.Y.: Oxford university press, 2011, p. 169-197.

 

Тема 8. Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии.

1. Принципы строения двигательного анализатора. Афферентные и эфферентные механизмы произвольных движений. Современное понимание строения движений: концепция Н.А.Бернштейна. Пирамидная и экстрапирамидная системы: симптомы поражения на подкорковом уровне.

2.  Корковый уровень. Апраксии. Виды классификаций апраксий. Классификация апраксий по А.Р. Лурия (пространственная, афферентная или кинестетическая, эфферентная или кинетическая, префронтальная или регуляторная апраксии.)

3. Нарушение произвольной регуляции высших психических функций. Двигательные персеверации.

4. Роль левого и правого полушарий в организации конструктивной деятельности.

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.175-188, 199-208, 246-255.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.159-176, 182-193, 236-251.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003с.190-209.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999, Раздел VIII, с. 333-366.

 

Дополнительная

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. Очерки по физиологии движений и физиологии активности //Физиология движений и активность. М.: «Наука», 1990, с. 13-462.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001. с. 135-168.

3. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973, с.106-122.

4. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.- СПб.: Питер, 2007, с. 229-259.

5. Clinical Neuropsychology. 5th ed. / Eds. K.M. Heilman, E. Valenstein., Oxford- N.Y.: Oxford university press, 2011, p. 214-237.

Тема 9. Нарушения речевых функций. Афазии.

1. Психологическая структура речи. Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь). Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.

2. Афазии. Классификация афазий по А.Р. Лурия (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, семантическая, афферентная моторная или кинестетическая, эфферентная моторная или кинетическая, динамическая афазии).

3. Парадигматические и синтагматические нарушения речи.

4. Роль правого полушария в организации речевой деятельности.

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.151-162, 167-170, 170-173, 179-180, 187-188.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.98-115, 149-153, 176-182, 193-203.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003с. 223-250.

4.  Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999, Раздел VII, с. 271-327.

5. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 2000, с. 53-95.

Дополнительная

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989, 215 с.

2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: Теревинф, 2002, 144 c.

3. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976, с.94-118, 178-195.

4. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 3-8, 78-320.

5. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, 253с.

6. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998, с. 276-320. 

7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1985, с.53-85.

Тема 10. Нейропсихологический анализ нарушений памяти. Амнезии.

1. Психологическая структура мнестической деятельности. Виды нарушения памяти.

2. Память и первый блок мозга. Модально-неспецифические расстройства памяти и их связь с поражением разных уровней неспецифической системы.

3. Память и второй блок мозга. Модально-специфические расстройства памяти.

4. Память и третий блок мозга. Нарушения памяти как мнестической деятельности.

5. Семантическая и эпизодическая память. Концепция рабочей памяти.

6. Нарушения памяти при поражении правого и левого полушарий мозга.

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.160-162, 209-211, 220-225, 276-293.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект,2000, с.108-115,119-122, 278-282.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003с.251-270.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999, Раздел V, с. 198-230.

Дополнительная

1. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, 80с.

2. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти.М.: Педагогика. Т.1, 1974, 311 с.;Т.2, 1976, 191с.

3. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти // Лурия А.Р. Романтические эссе. М., 1996, 88 с.

4. Лурия А.Р., Коновалов А.Н., Подгорная А.Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970, 121 с.

  1. Л.И.Московичюте О функциональной роли левого и правого гиппокампа в мнестических процессах // Нейропсихология сегодня. М: Изд-во Моск. ун-та, 1995 с.49-53.
  2. Соколов Е.Н. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память // А.Р.Лурия и психология XXI века. II Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов/ Под ред. Т.В.Ахутиной, Ж.М.Глозман. М.:Смысл, 2003, с. 278-283.

7. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб.: Питер, 2007, с. 348-396.

  1. Clinical Neuropsychology. 5th ed. / Eds. K.M. Heilman, E. Valenstein., Oxford- N.Y.: Oxford university press, 2011, p. 504-581.

Тема 11. Нейропсихологический анализ нарушений внимания.

1. Психологическая структура внимания. Внимание и три структурно-функциональных блока мозга.

2. Модально-неспецифические расстройства внимания при поражении различных уровней неспецифической системы. Регуляция длительных и кратковременных изменений процесса активации со стороны неспецифической системы.

3. Модально-специфические расстройства внимания.

4. Нарушения произвольного и непроизвольного внимания.

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.220-221, 256-275

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции.3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.221-236.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003,с.271-285.

 

Дополнительная

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2001, с.55-99.

2. Николаева Е.И. Психофизиология. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003, с.233-248.

3. Стасс Д.Т. Внимание, индивидуальные различия и локализация функций в лобных долях // А.Р.Лурия и психология XXI века. М.: Смысл, 2003,с. 68-75.

4. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб.: Питер, 2007, с. 397-412.

5. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, с.63-83.

Тема 12. Нейропсихологический анализ нарушений мышления.

1. Психологическая структура мышления. Структурные и динамические аспекты интеллектуальной деятельности.

2. Нейропсихологический анализ нарушений наглядного (конструктивного) мышление и вербально-логического (дискурсивного) мышления.

3. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.

4. Нарушения мышления при поражении затылочных, теменных и височных отделов мозга.

5. Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга.

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.211-216, 309-323.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.115-119, 156-159, 203-206, 283-296.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.286-305.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999, Раздел VI, с. 231-270.

 

Дополнительная

1. Белый Б.И. Об особенностях толкования последовательных сюжетных картинок больными с опухолями левой и правой лобных долей / Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986, с. 103-112.

2. Деглин В.Л.Функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления или как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария // Нейропсихология сегодня. М.:Изд-воМоск. ун-та, 1995, с. 58-70. (Хрестоматия по нейропсихологии.М.: РПО, 1999, с.248-252).

3. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.:Просвещение, 1966, 291 с.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.:Изд-воМоск. ун-та, 1979, 320 с.

5. Л.С.Цветкова Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, 1995, 304 с.

6. Шуаре М.О. К вопросу о нарушении интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986, 113-123.

Основная

1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. СПб.: Питер, 2008,с.84-86, 178-181,

334-338, 464-495, 513-518.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002,

с. 147, 159, 165, 168-169, 213-216.

3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и

восстановление. М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005, 360 с.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.М.: РПО, 1999,

с.328-332.

Дополнительная

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. В кн.: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М.: Моск. психол.-соц. институт, 2001. С. 7−20.

2. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2002, 352 с.

  1. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Педагогика, 1966, 291 с.

4. Микадзе Ю.В., Козинцева Е.Г., Скворцов А.А., Зайкова А.В., Иванова М.В. Психологический анализ строения письма: история изучения аграфий в зарубежной нейропсихологии. Часть 2 //Научный электронный журнал «Психологические исследования», 2012, №1 (21), Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/611-mikadze-et-al-21.html

5. Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Козинцева Е.Г., Зайкова А.В., Иванова М.В. Психологическое строение письменной речи в современной зарубежной нейропсихологии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2012, 2, 21-29 http://nnp.ima-press.net/nnp/article/view/117. https://www.hse.ru/data/2012/07/03/1254343108/NNP-2-12.pdf                                               

  1. Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М.: НПО "МОДЭК", 2003, 112 с.

7. Clinical Neuropsychology. 5th ed. / Eds. K.M. Heilman, E. Valenstein., Oxford- N.Y.: Oxford university press, 2011, p. 115-151, 169-197.

 

Тема 14. Эмоционально-личностные расстройства при локальных поражениях мозга

1. Личность как проблема нейропсихологии. Роль эмоций в структуре психической деятельности.

2. Основные параметры эмоций.

3. Анатомический субстрат эмоций. Физиологические показатели эмоций.

4. Феноменология нарушений эмоционально-личностной сферы у больных с локальными поражениями мозга.

5. Нейропсихологические экспериментальные исследования эмоционально-личностных нарушений.

6. Эмоционально-личностные расстройства при поражении левого и правого полушарий мозга      

 

Литература

Основная

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.306-315, 324-340. 

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты. // Вопросы психологии, 2002, № 4. с. 50-62.

3. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999, Раздел IX, с. 367-402.

Дополнительная

4. Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2003, с. 190-214.

5. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговых поражениях мозга. М.:Медицина, 1974, 159 с.

6. Квасовец С.В. Нарушения субъективной оценки эмоций у больных с локальными поражениями мозга // А.Р.Лурия и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 176-183.

7. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб.: Питер, 2007, с. 199-212.

8. Филиппычева Н.А., Фаллер Т.О., Гребенникова Н.В. О некоторых вариантах «лобного» синдрома // А.Р.Лурия и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 150-162.

9. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. 2-е издание, М.: Роспедагенство, 1998, 267с.

10. Clinical Neuropsychology. 5th ed. / Eds. K.M. Heilman, E. Valenstein., Oxford- N.Y.: Oxford university press, 2011, p. 466-503.

 

Основная

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.316-323, 341-361. 

2. Хомская Е.Д. Сознание как проблема нейропсихологии // Вестник МГУ. Психология. 1999. № 4, с. 3-20.

Дополнительная

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988, 239с.

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2001, с.295-323.
  2. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977, 359 с.

4. Нейропсихиатрия. Под ред.Доброхотовой Т.А. М.: Изд-во БИНОМ, 2006, 304 с.   

  1. Лобные доли и регуляция психических процессов /Под ред. А.Р.Лурия, Е.Д.Хомской. М.:Изд-воМоск. ун-та, 1966, 740 с.
  2. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. Т.1. М.: Педагогика, 1963, с. 61-94.
  3. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.:Изд-воМоск. ун-та, 1979, 320 с.
  4. Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010, 255 с.

 

Основная

1. Корсакова Н.К., МосковичютеЛ.И. Клиническая нейропсихология. М.: ИЦ “Академия”, 2003. С.42-59.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Академический проект, 2000. С.182-299.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. С.180-225.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.190-222, 392-401. 

Дополнительная

1. Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2003. 335с.

2. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговых поражениях мозга. М.: Медицина, 1974. 159с.

3. Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966, 740 с.

4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, т.1, 1963;т.2, 1970, 496 с.

5. Нервная система человека. Строение и нарушения: Атлас / Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. М.: Пер Сэ, 2011. 72с.

6. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.- СПб.: Питер, 2007, с. 213-228, 259-268.

7. Функции лобных долей мозга / Под ред. Е.Д.Хомской,. М.: Наука, 1982.

8. Хрестоматия по нейропсихологии/ Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999. С. 122-127, 180-185, 194-197, 202-203, 211-215, 231-247, 259-260, 269, 274-275, 333-334, 344-347, 373-375.

9. Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. М.: Медицина, 1949,351 с.

10. Clinical Neuropsychology. 5th ed. / Eds. K.M. Heilman, E. Valenstein., Oxford- N.Y.: Oxford university press, 2011, p. 417-465.

 

Литература

Основная

1. Корсакова Н.К., МосковичютеЛ.И. Клиническая нейропсихология. М.: ИЦ “Академия”, 2003. С.16-42, 59-67.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Академический проект, 2000. С.90-182.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003 С.132-180.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 380-392, 402-419.

 

Дополнительная

1. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговых поражениях мозга. М.: Медицина, 1974. 159с.

2. Корсакова Н.К.,Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 119с.

9. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, Т.1, 1974, 311 с.;Т.2, 1976, 191с.

3. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с.

4. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, 253 с.

5. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1971, 124 с.

6. Нервная система человека. Строение и нарушения: Атлас / Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. М.: Пер Сэ, 2011. 72с.

7. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.- СПб.: Питер, 2007, 528 с.

8. Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. М.: Медицина, 1949,351 с.

Основная

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.76-97.

2. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО,1999,

    с. 403-435.

 

Дополнительная

1. Бертран П.-М. Зеркальные люди. История левшей. М.: Новое литературное обозрение, 2005, 304 с., ил.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988, 239 с.

3. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.,1994, 232 с.

4. Голдберг Э. Управляющий мозг.: Лидерство и цивилизация.-М.: Смысл,2003, с. 125-158.

5. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, 1992, 176 с.

6. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.:Речь, 2005, 368 с.

7. Межполушарное взимодействие. Хрестоматия. Под ред. М.С.Ковязиной, А.В.Семенович. М.: Генезис, 2009, 400 с.

8. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл, 2011,368с.

9. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991, 96 с.

10. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2015, 232 с.

11. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983, 256 с.

12. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагенство,1997; М.: Издательский центр "Академия",2011, 160 с.

13.  I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под

 ред. Е.Д.Хомской, Т.В. Ахутиной. М.:РПО,1998, с. 138-192.

 

Программа семинарских занятий по курсу

«Нейропсихология»

«Neuropsychology»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.26 с.)