Теория государства и права как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права как наука



Введение

 

Настоящее учебное пособие представляет собой сборник схем, таблиц и определений по основным темам учебной дисциплины – теория государства и права и ориентировано на сдачу экзамена по указанной дисциплине, получение упорядоченных и концентрировано оформленных знаний, необходимых для юриста в его будущей практической деятельности.

Специфика периода подготовки к экзамену или зачету по любой учебной дисциплине заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого у него уже просто нет времени): студент лишь вспоминает и систематизирует изученное. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Предлагаемое пособие, прежде всего, поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Теория государства и права».

Содержание, форма, логика и последовательность изложения материалов данного учебного пособия обеспечивают возможность его использования в учебном процессе для решения и иных задач: получения основ системных знаний о государстве и праве, усвоения современной трактовки отдельных научных проблем, для подготовки к тестированию, к зачетам и экзаменам по теории государства и права, для написания научных работ по данной учебной дисциплине и т.д.

Пособие можно использовать на лекционных, семинарских и практических занятиях как материал для наглядной иллюстрации основных, важнейших положений тем изучаемой дисциплины. К тому же материалы отдельных тем, содержащихся в пособии, являются их кратким, схематичным конспектом. Такой краткий конспект изучаемой темы обеспечивает студенту возможность самостоятельно, а, главное, максимально быстро освоить ее существенные теоретические аспекты, что представляется особенно важным для студентов заочной формы обучения.

Учебное пособие можно использовать и в дистанционном режиме, т.е. как планы для более глубокого, всестороннего освоения тем теории государства и права и составления детальных конспектов изученных тем, в которых будет раскрыто содержание основных понятий, признаков, принципов изучаемых категорий данной учебной дисциплины.

 

 

Теория государства и права как наука

Н А У К И

 

 

ГУМАНИТАРНЫЕ

(общественные)

 

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

(технические)

Философия   История   Экономическая теория   Политология   Социология   Юридические науки   Другие науки

 

Физика   Химия   Биология   Другие науки  

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

                                             

 

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

 
 

Историко-теоретические науки

 

 

 

 

Отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право и др.)

 

 

 

Межотраслевые науки (предпринимательское право, криминология, прокурорский надзор и др.)

 

 

 

Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия и др.)

 

 

 

Международное право (международное частное право, международное публичное право)

 

 

 

Науки, изучающие зарубежное государство и право (римское право, конституционное право зарубежных стран)

 
         

 

 

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

 

ТЕОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

  История государства и права  

История политических и правовых учений

 

система знаний об объективных законах общественного развития, отраженных в государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях, механизме государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденциях его развития.

             

Теория государства и права – историко-теоретическая, юридическая, гуманитарная наука.

Методология [1] теории государства и права, функции

И ее основные представители

Сущность теории

Аргументы

«ЗА» «ПРОТИВ» Теологическая (религиозная, божественная). Аврелий Августин (354-430 н.э.) – христианский философ и богослов; Фома Аквинский (1225-1274) – христианский философ и богослов; Мерсье Дезире (1851-1926) – бельгийский религиозный философ и церковный деятель, кардинал; Маритен Жак (1882-1973) – французский религиозный философ. Государство возникает и развивается как осуществление Божественного замысла, оно вечно как и сам Бог, а государственная власть – продолжение власти Бога на земле. Государь наделяется церковью правом повелевать людьми, и призван реализовывать волю Божью на Земле, а люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Все социальные отношения, в том числе и имущественное расслоение общества, являются божественным замыслом, менять их недопустимо. Управленческие функции в государстве должны принадлежать религиозным деятелям. Любая светская власть производна от церковной. Многие государства (в том числе все древние) претендовали на божественное происхождение некоторых общественных институтов (законов, царской власти и пр.). Налицо очевидная ненаучность данной теории: она основана на вере в божественное происхождение государства, а не на объективных исторических и иных фактах и сведениях. Патриархальная Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый и философ-энциклопедист; Николай Михайловский (1842-1904) – русский социолог, публицист, литературный критик, народник. Государство возникает как результат разрастания семьи. Государственная власть – продолжение неограниченной отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально распространялась только на семью, а уже затем на все население страны. Правитель в государстве, как и отец в семье, не выбирается и не смещается подданными, его власть неизменна. Изучение архаичных культур, сохранившихся до нашего времени, (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур создавались у них по аналогии с семейными. Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи  (воспроизводство и совместное потребление). Договорная (естественно-правовая) Гуго Гроций (1583-1646) – голландский мыслитель, теоретик права; Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист; Джон Локк (1632-1704) – английский философ, просветитель и политический мыслитель; Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) – французский философ-просветитель; Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский философ, писатель, просветитель; Дени Дидро (1713-1784) – французский философ-материалист; Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, революционный мыслитель. Государство рассматривается как результат соглашения, сознательно и добровольно заключенного гражданами с целью прекращения анархии и войн. Суть этого договора в том, что граждане передают часть своей свободы и власти государству в обмен на гарантии личной безопасности. Т.е. Они обязуются соблюдать законы, платить налоги и пр., а взамен получают право требовать от власти защиты своих интересов и безопасности. Государство же по договору берет на себя обязанность заботиться о гражданах, для чего наделяется правами принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п. В случае злоупотребления государством своей властью граждане имеют право расторгнуть с ним договор, в том числе и насильственным путем Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в состав государства). Теоретические положения многих представителей договорной теории легли в основу понятия правового государства. Государство выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду объективные исторические, экономические, географические причины возникновения государства. Подавляющее большинство государств в мире не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между государством и населением страны. Насилия (теория войн, завоеваний) Шан Ян (390-338 до н.э.) – древнекитайский государственный деятель; Евгений Дюринг (1833-1921) – немецкий философ, экономист; Людвиг Гумплович (1838-1909) – австрийский социолог и юрист; Карл Каутский (1854-1938) – немецкий политический деятель, социал-демократ. Приоритетное значение в появлении государства придается военно-политическим факторам. Процесс разложения первобытного общества сопровождался войнами, насильственными захватами территорий, порабощением одних племен другими. Для успешного управления завоеванными народами победителям был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Насилие является причиной любой власти, основной всякого социально-экономического господства. Государство, таким образом, не является итогом внутреннего развития общества, оно есть сила, навязанная ему извне.   Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства. Монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства. Внутренне и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества. Представители теории пытались представить насилие как инструмент всеобщей гармонии и основной фактор материального процесса, доказывали, что оно более необходимо слабым народам, нежели сильным, ибо является средством защиты завоеванных от посягательств других племен. Органическая Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист; Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог. Государство есть подобие человеческого организма. Государство, как и любой организм, имеет мозг (правители) и органы, обеспечивающие выполнение его решений (рядовые граждане). Порядок в государстве зависит от «здоровья» его мозга, т.е. от хороших правителей. Государство существует, пока физически существуют люди. «Государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как организм состоит из клеток» (Г. Спенсер) Вводит системный признак в понятие государства. Обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни. Указывает на связь естественных и общественных законов. Разность самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими. Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями организма. Психологическая Габриель Тард (1843-1904) – французский социолог и криминалист; Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр и психолог; Лев Петражицкий (1867-1931) – российский и польский философ, социолог, правовед, основатель психологической школы права. Появление государства объясняется свойствами человеческой психики и закономерностями человеческого сознания и выражается в психической потребности людей жить в организованном обществе. Государство – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной подражать, исполнять решения. Власть в обществе всегда захватывают люди с более сильной психикой, с развитой волей к управлению над другими (вожди, жрецы, колдуны и т.п.) Основная же часть общества – этот люди, психологически склонные лишь подчиняться. Человек – биологическое социальное существо, наделенное сознанием и волей. Организованное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться вне общества. Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает эта теория. Классовая (экономическая) Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма; Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма; Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) – российский политик, лидер РСДРП, позднее – РКП(б), один из основателей Советского государства. Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство, возникая, использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса. Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов, и, соответственно, общественных классов. Главный недостаток экономической теории – недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.

ОПРЕДЕЛЕНЕ ГОСУДАРСТВА

Михаил Николаевич Марченко

                   

Форма государства

ФОРМА ГОСУДАРСТВА –

совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ  

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА
     
определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей. совокупность методов, способов и приемов осуществления государственной власти.

 

Форма государства определяет:

- порядок формирования органов государственной власти;

- структуру государственных органов;

- особенности территориальной самостоятельности населения;

- характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

- специфику взаимоотношений государственных органов и населения;

- приемы, способы и методы осуществления политический власти в стране.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

МОНАРХИЯ (греч. monarchia – единовластие) –

форма правления, при которой основной объем государственно-властных полномочий сосредоточен в руках единоличного главы государства – монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха).

 

РЕСПУБЛИКА (лат. res publika – государственное, общественное дело) –

форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть рассматривается как производная от власти народа или представительного органа.

 

 

Абсолютная (неограниченная)  

Ограниченная (конституционная)

Президентская

 

Парламентская   Смешанная

 

 

 

 

  Дуалистическая

 

Парламентарная

 

                         

 

Юридические свойства монархии:

 

Юридические свойства республики:

 

 

 

 

 

 
 

бессрочное (пожизненное) пользование властью;

 

ограничение власти главы государства, других органов конкретным сроком

 

 

 

     

передача власти по наследству или по праву родства;

выборность власти;

 

 

     

во внешних отношениях глава государства представляет государство по собственному праву;

внешнее представительство глава государства осуществляет по поручению избирателей (по мандату);

 

 

     

отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

наличие юридической ответственности главы государства в случаях, предусмотренных законом.

     

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО (лат. unus – один, единственный) – единое, слитное государство, вся или большая часть территории которого делится на административно- территориальные единицы.   ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (лат. foederatio – союз, объединение) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.
     
Отличительные признаки:

 

Отличительные признаки:
- территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью; - территория государства состоит из территорий его субъектов (членов федерации), наделенных определенной юридически самостоятельностью;
- единая система высших органов государственной власти; - субъекты федерации наделяются правом создавать свою систему органов государственной власти;
- единые конституция, система права и законодательства; - субъекты федерации наделяются учредительной властью, следовательно, вправе принимать собственную конституцию, издавать свои собственные законодательные акты;
- единое гражданство; - двойное гражданство (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации);
- единая налоговая система; - двухканальная налоговая система (субъекты федерации могут иметь собственную налоговую систему;
- единый государственный бюджет; - субъекты федерации разрабатывают свой собственный бюджет;
- единая государственная символика. - субъекты федерации учреждают свои государственные символы.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Рабовладельческая демократия

Тоталитарный

 

 

 

 

 

 

Аристократия

Демократия

Фашистский

 

 

 

 

 

Феодальная демократия

Авторитарный

 

 

 

 

 

Буржуазная (капиталистическая) демократия

Коллективная автократия

 

Единоличная автократия

 

 

 

 

 

 

Социалистическая демократия

 

Деспотия

 
   

Аристократия

 

 

 
 

 

 

   

Характерные признаки:

- конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций;

- существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

-официальное признание и осуществление на практике принципов законности и конституционности;

-разделение властей и др.

 

Тирания

 

Олигархия

 

     
 

 

Режим

личной власти

 

Характерные признаки:

- сосредоточение     огромных   

 

   

 

властных полномочий в руках главы государства или правительства;

- запрет оппозиционных партий и других организаций;

- ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан и др.

                               

Типология государства

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ – это специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе устойчивых и существенных признаков, относящихся к конкретной исторической эпохе.
Формационная типология государств (К. Маркс, Ф. Энгельс)  Тип государства согласно формационному подходу это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.    Цивилизационная типология государств (А. Тоинби) Тип государства согласно цивилизационному подходу определяется, прежде всего, культурными характеристиками общества (особенности религии, психологии, национального самосознания, морали и т.п.).

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ   ФЕОДАЛЬНОЕ   БУРЖУАЗНОЕ   СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ   ЕГИПЕТСКА   КИТАЙСКАЯ   ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ   РИМСКАЯ   ИРАНСКАЯ   СИРИЙСКАЯ   ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ   МЕКСИКАНСКАЯ   ПРАВОСЛАВНАЯ   ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ   ПРАВОСЛАВНАЯ   АРАБСКАЯ   ДРУГИЕ (всего – 21)

 

  Цивилизация – это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. 

Правовое государство

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОУДАРСТВА

- «Государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства». Сократ, Платон, Аристотель, Полибий - «Цель государства – обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности». Макиавелли, Боден - «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, честь и свободу». Спиноза - «Задача государства – обеспечить свободу каждого следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон». Локк - «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Монтескье - «Истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти». Дидро - «Государство есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Кант - «Государство – это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе». Гегель - Государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним». Гессен

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

 

 

     

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которое гарантируется ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

 

   

Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового государства.

 

   

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гарантом разделения властей выступает система сдержек и противовесов – совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти.

 

   

Федерализм. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти ее делением по вертикали. Взаимный контроль федеральных органов власти и органов власти субъектов государства уменьшают вероятность злоупотреблений.

 

   

Верховенство закона и его господство в общественной жизни. Закон выражение воли народа. Он на может быть отменен или приостановлен актами исполнительной власти, которые служат закону, направлены на его уяснение и исполнение.

 

   

Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве личность и властвующий субъект – равноправные партнеры. В основе их партнерства – соглашение о сотрудничестве и взаимной ответственности.

 

   

Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе.

 

   

Наличие гражданского общества и осуществление им контроля выполнения законов всеми субъектами права. Государства, в которых отсутствует такой правовой институт как гражданское общество, получили в науке название – полицейское государство.

 

   

Признание суверенитета народа, формирование обществом законодательных органов государства. Только народ обладает верховной властью. Он делегирует свою власть парламенту, который имеет исключительное право издавать законы.

   

Право: понятие, функции

ПРИЗНАКИ ПРАВА

 

 

 

 

 

   

Исходит от государства.

 

 

   

ПРАВО –

система общеобязательных, формально-определенных, наперсонифицированных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти.

 

Выражает волю политических сил, стоящих у власти.

 

   

Охраняется государством.

 

   

Является регулятором общественных отношений.

 

   

Характеризуется:

- формальной определенностью,

- нормативностью,

- системностью,

- динамизмом,

- неперсонифицированностью.

 

     

Имеет общезначимый и общеобязательный характер.

 

 

                 

 

ФУНКЦИИ ПРАВА –

основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением. 

 

 

 

ОБЩИЕ: - политическая; - экономическая; - социальная; - воспитательная.   ЮРИДИЧЕСКИЕ: - регулятивная; - охранительная; - динамическая; - статическая.
         

Принципы права

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВА – основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического государственного регулятора.

 

ОБЩЕПРАВОВЫЕ   МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ   ОТРАСЛЕВЫЕ

 

Принцип справедливости. Принцип равенства граждан перед законом и судом. Принцип гуманизма. Принцип демократизма. Принцип законности. Принцип федерализма. Принцип единства прав и обязанностей. Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве и др.

 

Характерные черты принципов права:

- представляют собой исходные, фундаментальные положения и идеи, на основе которых создаются и реализуются нормы права, строится вся система права;

- отражают объективные закономерности функционирования и развития права и общества, показывают особенности ситемы права того или иного государства;

- преимущественно закрепляются в конституциях и важнейших законах;

- выступают в виде общеобязательных требований системы права;

- обеспечивают устойчивую связь между различными нормами, институтами и отраслями права;

- имеют достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд взаимосвязанных требований и императивов;

- служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают определяющее влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности;

- являются инструментом преодоления пробелов в праве (на их основе возможно разрешение конкретного юридического дела даже при отсутствии соответствующей нормы права).

 

И ее основные представители

Сущность теории

(основные идеи)

Аргументы



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.182 с.)