Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.



Рассмотренные показатели являются основными для оценки ликвидности и платежеспособности.

Финансовая устойчивость предприятия характеризует в основном состояние его взаимоотношений с контрагентами и кредиторами. Дело в том, что краткосрочными обязательствами (в том числе кредитами и займами) можно оперативно управлять: если прогноз финансового состояния неблагоприятен, то в целях экономии финансовых расходов можно отказаться от кредитов и оперировать исключительно собственным капиталом. Что касается долгосрочных заемных средств, то обычно это решение стратегического характера; его последствия будут сказываться на финансовых результатах в течение длительного периода, а необоснованное и чрезмерное пользование заемным капиталом может привести к банкротству.

Количественно финансовая устойчивость оценивается двояко: во-первых, с позиции структуры источников средств, во-вторых, с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников.

Деловая активность. В широком понимании деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле - как его текущая производственная и коммерческая деятельность.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:

- оценка степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям и анализ отклонений;

- оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;

- оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации.

Прибыль и рентабельность. Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности.

Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный производительным трудом в сфере материального производства.

Как цель деятельности коммерческой организации (предприятия) прибыль в условиях рыночной экономики является главным фактором экономического развития коммерческой организации. Рост прибыли создает для коммерческой организации (предприятия) финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения инвестиционных проблем социально-экономического характера трудового коллектива. Одновременно за счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом. Показатели прибыли стали важнейшими оценочными показателями результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий.

Сущность прибыли проявляется в ее функциях, которые она выполняет в организациях, работающих в рыночных условиях. Основные функции прибыли проявляются в следующем:

- прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия (организации). Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;

- прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

- прибыль предприятий и организаций является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль коммерческой организации в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров и услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции (товаров и услуг). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческих организаций.

Получение прибыли является результатом деятельности организации по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных средств. Различают валовую прибыль, прибыль от продаж и чистую прибыль.

Прибыль от продаж исчисляется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.

Валовая прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью произведенных товаров, продукции, работ, услуг.

Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (организации) после уплаты всех налогов и сборов и используемая на развитие производства, образование денежных фондов и социальные нужды.

Сформированная чистая (нераспределенная прибыль) подлежит дальнейшему распределению и использованию (рис. 6.3). Важнейшее требование, которое предъявляется к распределению прибыли на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного производства на основе установления оптимального соотношения между денежными средствами, направленными на потребление и накопление.

 

Схема распределения прибыли коммерческой организации

 

┌───────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Прибыль до налогообложения │ ┌>│        Налог в бюджет       │

└─────────────┬─────────────┘ │ └───────────────────────────────────────┘

         ├─────────────────┘

         ├─────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

┌─────────────┴─────────────┐ │ │                                  │

│  Чистая прибыль │ └>│ Централизованные фонды и резервы │

└─────────────┬─────────────┘ │   вышестоящей организации   │

┌─────────────┴─────────────┐ │                                  │

│Фонды и резервы предприятия│ └───────────────────────────────────────┘

└───────────────────────────┘

 

Рис. 6.3

 

Распределение прибыли не является только внутренней проблемой предприятия, так как имеет более широкое социальное и экономическое значение. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и обеспечивать производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат (эффект) в сумме, которая, являясь абсолютной величиной, еще не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяется показатель рентабельности, характеризующий уровень прибыльности.

Показатель рентабельности - это выражаемый в процентах относительный показатель, в котором прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.

Различают рентабельность предприятия, рентабельность по товарной продукции, по реализованной продукции, рентабельность продаж и активов.

Рентабельность предприятия рассчитывается как отношение прибыли к объему реализации продукции (выручке), или к общим затратам на производство и реализацию продукции, или к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств.

Рентабельность по товарной продукции рассчитывается как отношение суммы прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к ее производственной себестоимости.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции.

Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческом предприятии являются:

- увеличение доходов (выручки) от реализации продукции (работ, услуг);

- снижение расходов и, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг).

На увеличение суммы доходов (выручки) оказывают влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и факторов его производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет роста квалификации работников, повышения фондовооруженности, улучшения организации труда, повышения качества продукции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.014 с.)