Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Аналитико-синтетическая переработка
Информации
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки
51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 2, 3, 4 семестры
Форма обучения: заочная
срок изучения –2, 3, 4 семестры
Челябинск 2016
УДК 002(073)
ББК 78.37я73
А 53
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)
Автор-составитель: К. Б. Лаврова, доцент кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016 г.
Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/БИДБ
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год
| Совет факультета
| № протокола, дата утверждения
| 2017–2018
|
|
| 2018–2019
|
|
| 2019–2020
|
|
| 2020–2021
|
|
|
А 53
| Аналитико-синтетическая переработка информации: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. К. Б. Лаврова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – 91 с. – (ФГОС ВО версия 3+).
Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
|
© Челябинский государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация
| 8
| 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
| 10
| 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
| 13
| 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
| 13
| 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
| 14
| 4.1. Структура преподавания дисциплины
| 14
| 4.1.1. Матрица компетенций
| 19
| 4.2. Содержание дисциплины
| 20
| 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
| 29
| 5.1. Общие положения
| 29
| 5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
| 30
| 5.2.1. Содержание самостоятельной работы
| 30
| 5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
| 33
| 5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы
| 36
| 5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы
| 36
| 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
| 36
| 6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
| 36
| 6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
| 55
| 6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
| 55
| 6.2.2. Описание шкал оценивания
| 61
| 6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (пятибалльная система)
| 61
| 6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы
| 61
| 6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы
| 62
| 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
| 64
| 6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену
| 64
| 6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
| 66
| 6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы
| 66
| 6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций
| 66
| 6.3.4.1. Планы семинарских занятий
| 66
| 6.3.4.2. Задания для практических занятий
| 67
| 6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
| 78
| 6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)
| 78
| 6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
| 78
| 6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению
| 78
| 6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
| 80
| 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
| 81
| 7.1. Основная литература
| 81
| 7.2. Дополнительная литература
| 82
| 8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
| 86
| 9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
| 87
| 10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
| 89
| 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
| 89
| 12. Иные сведения и материалы
| 90
| 12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
| 90
| Лист изменений в рабочую программу дисциплины
| 91
|
Аннотация
1
| Код и название дисциплины по учебному плану
| Б1.Б.24 Аналитико-синтетическая переработка информации
| 2
| Цель дисциплины
| освоение студентами теории и практики приемов и методов аналитико-синтетической переработки информации в условиях активного внедрения новых информационных технологий в библиотечно-информационную сферу
| 3
| Задачи дисциплины заключаются в:
| - изучении теоретических и методических основ аналитико-синтетической переработки информации;
- освоении понятийного аппарата АСПИ;
- освоении технологического цикла обработки документа, состоящего из взаимосвязанных процессов формирования библиографической записи;
- изучение теории, истории и методики информационно-поисковых языков (ИПЯ);
- развитии навыков использования ИПЯ в условиях традиционных и автоматизированных технологий;
- формировании знаний о системе инструктивно-нормативной документации, используемой при обработке документов.
| 4
| Коды формируемых компетенций
| ОПК-3, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-34
| 5
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень)
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести:
знания:
– демонстрирует роль аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов на уровне распознавания;
– описывает значении нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи на уровне распознавания;
– называет требования к предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов на уровне повторения;
– отмечает возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов на уровне распознавания;
– выделяет основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов на уровне распознавания;
умения:
– демонстрирует знания и иллюстрирует примерами использования аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов;
– перечисляет варианты использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи;
– обосновывает использование предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов;
– демонстрирует знания и иллюстрирует примерами возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов;
– перечисляет основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов;
навыки и (или) опыт деятельности:
– отмечает особенности аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов;
– приводит примеры использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической запись;
– отмечает особенности использования предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов;
– отмечает возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов;
– оценивает основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов.
| 6
| Общая трудоемкость дисциплины составляет
| в зачетных единицах – 6
в академических часах – 216
| 7
| Разработчики
| К. Б. Лаврова, доцент кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)
| Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине в рамках компонентов компетенций
| Пороговый
(обязательный для всех обучающихся)
| Продвинутый
(превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции)
| Повышенный
(максимальная сформированность компетенции)
| 1
| 2
| 3
| 4
| готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности (ОПК-3)
| знания:
описывает значении нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи на уровне распознавания на уровне распознавания
| знания: демонстрирует примеры использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи на уровне анализа
| знания: оценивает примеры использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи на уровне рассуждения
| умения: перечисляет варианты использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи
| умения: критикует варианты использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи
| умения: сравнивает варианты использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи
| навыки и (или) опыт деятельности:
приводит примеры использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической запись
| навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует примеры использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи
| навыки и (или) опыт деятельности: дает оценку примерам использования нормативной документации (ГОСТов) для составления библиографической записи
| готовностью к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-6)
| знания: демонстрирует роль аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов на уровне распознавания
| знания: обнаруживает знания роли аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов на уровне анализа
| знания: объясняет роль аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов на уровне рассуждения
| умения: демонстрирует знания и иллюстрирует примерами использования аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов
| умения: обнаруживаетзнания и иллюстрирует примерами использования аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов
| умения: формулирует основные критерии аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов
| навыки и (или) опыт деятельности: отмечает особенности аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов
| навыки и (или) опыт деятельности: обнаруживает особенности аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов
| навыки и (или) опыт деятельности: объясняет особенности аналитико-синтетической переработки информации в целом и применительно к систематизации документов
| способностью к информационной диагностике профессиональной области и информационному моделированию (ПК-7)
| знания: отмечает возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов на уровне распознавания
| знания: обнаруживает знания возможностей информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов на уровне анализа
| знания: объясняет возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов на уровне рассуждения
| умения: демонстрирует знания и иллюстрирует примерами возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов
| умения: обнаруживает возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию
| умения: формулирует возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов
| навыки и (или) опыт деятельности: отмечает возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов
| навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов
| навыки и (или) опыт деятельности: описывает возможности информационного моделирования применительно к координатному индексированию, аннотированию и реферированию документов
| готовностью к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-9)
| знания: выделяет основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов на уровне распознавания
| знания: иллюстрирует основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов на уровне анализа
| знания: сопоставляет основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов на уровне рассуждения
| умения: перечисляетосновные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов
| умения: оценивает основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов
| умения: формулирует основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов
| навыки и (или) опыт деятельности: оценивает основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов
| навыки и (или) опыт деятельности: выделяет основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов
| навыки и (или) опыт деятельности: согласовывает основные критерии создания информационно-аналитических обзоров на основе анализа информационных ресурсов
| способностью формировать фонды документов, автоматизированные базы данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-34)
| знания: называет требования к предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов на уровне повторения
| знания: выбирает требования к предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов на уровне анализа
| знания: объясняет требования к предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов на уровне рассуждения
| умения: обосновывает использование предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов
| умения: обнаруживать перспективы использование предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов
| умения: формулировать перспективы использование предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов
| навыки и (или) опыт деятельности: отмечает особенности использования предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов
| навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует особенности использования предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов
| навыки и (или) опыт деятельности: оосновывает особенности использования предметизации документов в целях эффективного использования автоматизированные базы данных и каталогов
|
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы [1]
Дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» входит в базовую часть учебного плана.
Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Документоведение», «Психология познавательной деятельности», «Библиотечная профессиология», «История библиотечного дела». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:
– обладать умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
– владеть способностью к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;
– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбор путей ее достижении;
– владеть навыками профессионального самообразования.
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Социальные коммуникации», «Информационные технологии», «библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «библиотечно-информационное обслуживание», «Информационно-библиографическая деятельность библиотек», «Библиотечные технологии», «Библиотечная реклама», «Экономика библиотечного дела», «Отраслевые информационные ресурсы», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий», «Методика проведения библиотечно-библиографических исследований», «Инновационная деятельность библиотек», «Электронные технологии в библиотечном обслуживании», «Электронные технологии в обслуживании читателей научных библиотек», «Электронные библиографические ресурсы библиотек», «Информационная культура», прохождении учебной, производственной и технологической практик и подготовке к государственной итоговой аттестации.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, в том числе 36 часов на экзамен:
Таблица 2
Вид учебной работы
|
Всего часов
|