Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всероссийская олимпиада школьников по экологии↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Р Е Г И О Н А Л Ь Н Ы Й Э Т А П 2 0 1 6 - 2 0 1 7 г г. Тематический блок 1 Тема: Экологическая политика Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу (каждый правильный ответ – 1 балл Всего за задачу 2 балла) 1. Согласно Указам Президента Российской Федерации (№ 7от 05.01.2016 г. и № 392 от 01.08.2015 г.), 2017 год объявлен:
а) Годом ………………………………………………………………………………………….
б) Годом …………………………………………………………………………………………. Ответы: а) Годом экологии;
б) Годом особо охраняемых природных территорий.
Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла) 2. Каковы современные экологические требования к развитию экономики?
Примерный вариант ответа: минимизация негативного влияния на среду: изъятия ресурсов, деградации ландшафтов, загрязнения, охрана природы, справедливое управление ресурсами, перераспределение финансовых потоков на природоохранные цели, минимизация потребляемых ресурсов и производимых отходов, вторичная переработка, использование и применение альтернативных источников энергии, уменьшение «углеродного следа».
Тематический блок 2 Тема: Экология (общая) Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу (правильный ответ – 1 балл) 3. Основным понятием и основной таксономической единицей в экологии является …………………Этот термин был введен в употребление А. Тенсли в 1935 г.
Ответ: экосистема Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу (каждый ответ – 1 балл. Всего за задачу 2 балла) 4. Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два блока, это: ………………….и ……………………………………
Ответ: биотоп (экотоп) и биоценоз. Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (обоснование - 0-1-2-3 балла) 5. Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (биосферы) изучает раздел экологии, который называется – аутэкология (или экология организмов)
Примерный вариант ответа: утверждение неправильное, т. к. аутэкология изучает взаимодействие между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни (экология отдельной особи), а роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки изучает раздел «Глобальная экология» (или Учение о биосфере).
Продолжите фразы (каждый правильный ответ – 0-1-2 балла. Всего за задачу 6 баллов) 6. Основными свойствами экосистем являются: а) …………………………………………………………………………………………………. б) …………………………………………………………………………………………………. в) ………………………………………………………………………………………………….
Ответы: а) способность осуществлять круговорот веществ; б) способность противостоять внешним воздействиям (поддерживать гомеостаз); в) способность производить биологическую продукцию.
Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу (правильный ответ – 1 балл) 7. Скорость образования биомассы в экосистеме называется ….......................................... Ответ: продуктивность (биопродуктивность)
Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу (1-й ответ – 0-1-2 балл, 2 -й ответ – 0-1-2 балла. Всего за задачу 4 балла) 8. Границы биосферы. По современным представлениям биосфера в атмосфере простирается примерно до ……………………………………………………(1-й ответ), за пределами которого жизнь невозможна из-за……………………………………………… ……………...(2 -й ответ) 1-й ответ - озонового экрана (у полюсов 8-10 км, у экватора - 17-18 км и над остальной поверхностью Земли - 20-25 км), за пределами которого жизнь невозможна.
(2 -й ответ) - вследствие наличия губительных для живого космических ультрафиолетовых лучей.
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (обоснование (0-1-2 балла) 9. По современным представлениям жизнь в литосферу проникает на сотни и тысячи метров.
Примерный вариант ответа: В литосферу жизнь проникает на несколько метров, ограничиваясь в основном почвенным слоем, но по отдельным трещинам и пещерам она распространяется на сотни метров.
Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла) 12. За счет чего обеспечивается гармония (баланс) в природных системах и почему эти механизмы не работают в человеческом обществе?
Примерный вариант ответа: за счет естественных ограничений, лимитирующих экологических факторов (посредством естественного отбора), человек в значительной степени вышел из-под их действия этих факторов.
Тематический блок 3 Продолжите фразы (каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 баллов) 15. Энергоэффективность и энергосбережение способствуют улучшению ситуации в стране:
а) в экологическом плане, поскольку …………………………………................................
б) в экономическом плане, поскольку …………………………………................................
в) в политическом плане, поскольку.............................................................................................. Ответы: а) не будет нужды (уменьшается нужда) в разработке новых месторождений углеводородов (нефти, природного газа, угля и т.д.), следовательно, не будут нарушены и загрязнены многие экосистемы; уменьшится выбросы углекислого газа и др. парниковых газов в атмосферу, что будет способствовать решению проблем, связанных с изменениями климата.
б) энергоэффективность и энергосбережение означает большую экономию средств в реальном секторе экономики и домохозяйствах; кроме того, поскольку не будет нужды (уменьшается нужда) в разработке новых месторождений углеводородов, не нужно будет вкладывать деньги в эти разработки месторождений и в последующую рекультивацию земель.
в) Россия будет выполнять, взятые на себя обязательства по Парижскому соглашению и сможет стать глобальным лидером в этом процессе. Ответьте на вопрос: (ответ (0-1-2-3 балла) 16. Почему для предотвращения изменения климата важно сохранение лесов? Примерный вариант ответа: решением проблем изменений климата учёные, прежде всего, связывают с биосферными функциями лесных экосистем, в их способности поглощать углекислый газ, который, по мнению специалистов, является фактором дестабилизации климатической системы.
Ответьте на вопрос: (ответ (0-1-2-3 балла) 17. Исчерпывается ли роль лесов лишь предотвращением изменений климата? Примерный вариант ответа: нет, их роль велика в обеспечении баланса биосферы, частности, круговорот вещества и энергии. Важна роль лесов в гидрологическом режиме территории, как возобновляемый биологический ресурс, местообитания многих видов, ассимиляции вредных веществ, находящихся в атмосферном воздухе, рекреации и др.
Тематический блок 4 Биоразнообразие. ООПТ Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла) 20. В чём заключается значение ООПТ для человека?
Примерный вариант ответа: сохранение природных экосистем, отдельных видов, баланса биосферы, научная деятельность, просвещение, рекреация, туризм, источник биологических ресурсов и т.д.
Продолжите фразы (каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 балла) 21. Биосфера как глобальная экосистема характеризуется огромным биологическим разнообразием, которое обуславливается многими причинами и факторами, среди которых основными можно назвать:
а) ………………………………………………………………………………………………….
б) ………………………………………………………………………………………………….
в) ………………………………………………………………………………………………….
Ответы: а) разные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная); б) разнообразие природных зон, различающихся по климатическим, гидрологическим и др. свойствам. в) разнообразие генотипов внутри вида, разнообразие видов и разнообразие экосистем.
Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла) 23. Почему даже на ООПТ для обеспечения гармонии, баланса разных компонентов экосистем нередко необходимо предпринимать специальные меры? В частности, идут постоянные дебаты о необходимости регуляции численности копытных.
Примерный вариант ответа: территория ООПТ ограничена и не все процессы могут поддерживаться за счет обычных регулирующих экологических факторов. В частности, при отсутствии хищников, высокая численность копытных может наносить все более серьезный ущерб для растительности.
Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла) 24. Почему даже на ООПТ для обеспечения гармонии, баланса разных компонентов экосистем нередко необходимо предпринимать специальные меры? Например, в знаменитом Йеллоустонском парке после острых дискуссий все же было принято решении о целесообразности реинтродукции волка. С разумностью этого решения сегодня согласны большинство экологов.
Примерный вариант ответа: территория ООПТ ограничена и не все процессы могут поддерживаться за счет обычных регулирующих экологических факторов. В частности, при отсутствии хищников, высокая численность копытных может наносить все более серьезный ущерб для растительности.
Тематический блок 5 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Р Е Г И О Н А Л Ь Н Ы Й Э Т А П 2 0 1 6 - 2 0 1 7 г г. Тематический блок 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.210 (0.009 с.) |