Тема 8. Зависимость от деструктивных сект. Игровая зависимость. Компьютерная зависимость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Зависимость от деструктивных сект. Игровая зависимость. Компьютерная зависимость.



Тема 8. Зависимость от деструктивных сект. Игровая зависимость. Компьютерная зависимость.

План

8.1. Зависимость от деструктивных сект. Понятие секты.

8.2. Влияние секты на личность.

8.3. Фазы в индоктринации.

8.4. Понятие игровой зависимости. Симптомы игровой зависимости.

8.5. Компьютерная зависимость. Симптомы и причины возникновения.

8.6. Виды компьютерной зависимости.

8.7. Интернет зависимость.

8.8. Гаджет-аддикция.

 

Основные понятия: зависимсть, секта, внушение, заражение, индоктринация, альенация, лудомания, гемблинг, интернет-зависимость.

Литература:

1. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. / Ю.А. Клейберг - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.

2. Менделевич В.Д Психология девиантного поведения / В.Д Менделевич. - СПб: Речь: - 2005 - 445с.

3. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.

4. Симатова О.Б. Психология зависимости / О.Б.Симатова. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. – 308 с.

5. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. /А.В.Хомич - Ростов-на-Дону: Издательство Южно-Российского Гуманитарного Института. – 2006. – 220 с.

 

 

Зависимость от деструктивных сект. Понятие секты

Секты или сектантские группы существовали еще в отдаленном античном прошлом. Термин секта происходит от латинского secta, переводящегося как школа, учение, партия. В обиходном языке понятие секта со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare - отделять, отрезать. Таким образом, развивалось определение, понимающее под сектой особое религиозное общество, или группу, отделившуюся от традиционной церкви или традиционной религии.

Характерные особенности сект:

ü секта - это группа людей уверенных что существует некая истина, и только они ее знают;

ü члены секты преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие;

ü члены секты строго обязаны подражать лидеру;

ü наличие «внутренних» доктрин (только для использования внутри культа) и «внешних» атрибутов (только для других, фасадные, чисто рекламные);

ü в секте в той или иной форме формулируется убеждение, что («цели оправдывают средства»), и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы.

ü происходит индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром «мы/они»), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения;

ü убежденность в том, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям;

ü происходит активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания;

ü используются манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;

ü побуждение к разрыву связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой);

ü ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь «внешнего» мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа.

Влияние секты на личность

Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.

Люди, находящиеся в состоянии кризиса после перенесенных ими психологических травм, пребывающие во власти травматических переживаний, легко вовлекаются членами секты в свои ряды. Ими овладевает желание преодолеть в рамках секты свою душевную боль. В секты также легко попадают недостаточно структурированные личности с лабильной психикой, непривыкшие задавать критических вопросов, легко индоктринирующиеся, зависимые. С этим связано то, что лица, участвующие в деятельности секты, рассматривают ее как средство спасения себя и своей души.

Анализ активных участников секты показывает, что они находят себя в новой реальности и приобретают особое чувство безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собраний).

Гуру рассматривается членами секты как божественная фигура, обладающая непререкаемым авторитетом. Члены секты воспринимают свое сообщество как идеальное общество братьев и сестер, воодушевленных одной идеей и стремящихся к одной цели. Таким образом, секта для многих становится видом совершенной семьи.

Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода «спасению». В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы.

Для сект характерна фиксация на своем руководителе. Члены секты признают его духовный или религиозный авторитет. Основатель секты доминирует в superego членов секты и подавляет их идентичность.

Специалисты по деструктивным культам обращают внимание на то, что приблизительно половина членов различных групп проявляют психотические шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям. Возникает опасность возникновения аддикций.

Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции.

К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся:

Ø неуверенность в себе,

Ø низкая самооценка,

Ø чувство собственной неполноценности,

Ø покорность,

Ø слабость логического мышления,

Ø повышенная впечатлительность.

Секты стремятся к контролю, к власти ограниченного круга лиц. Это стремление, естественно, не рекламируется. Различные учения, способы спасения, групповые ритуалы предлагаются для того, чтобы за их занавесом скрыть реальные цели, преследуемые сектами. Реальность оказывается противоположной тому, что секты обещают. Например, вместо обещанных сектой свободы, «просветления», разрешения проблем, человек получает контроль над своим сознанием, отчуждение и деперсонализацию. Руководители сект делают членов своими добровольными последователями, проявляющими слепое послушание. Надежда на спасение души в секте способствует потере своего «Я» и формированию готовности ради этого делать все, что требуют. На это рассчитывают руководители сект, индоктринирующие членов и делающих их послушными инструментами реализации своих идей.

Фазы в индоктринации

Индоктринация (англ. indoctrination от лат. in - внутрь и doctrina - учение, теория, доктрина) - передача фундаментальных положений системы верований, является массивным психологическим средством влияния на индивидуума или группу с целью внедрения мнения, идеи, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. Наибольшее значение имеет внедрение стереотипа мышления в рамках определенной парадигмы, появляющееся под воздействием массивного психологического давления. В результате индоктринации члены секты попадают в многостороннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция происходит незаметно и членами секты не распознается. Поэтому члены группы лишены возможности развить стратегии психологической защиты. У вновь прибывших в секту складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Они убеждены в том, что предлагаемые им убеждения соответствует их собственным идеалам, неоформленным и нереализованным до момента попадания в секту. Остальные члены секты воспринимаются вновь прибывшими как приятные, всегда готовые прийти на помощь люди. Происходит «бомбардировка» новичков любовью членов секты со стажем. Интересно отметить, что родители не являются сколько-нибудь серьезным препятствием, мешающим вступлению в секту, в силу того, что их влияние менее сильно, чем влияние членов секты.

Штамм выделяет следующие фазы в индоктринации членов сект:

1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизирование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий член секты старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направить его на верный путь. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, представляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.

2. Введение в учение заключается:

Ø в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно».

Ø в тенденции связать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего.

Ø в активном использовании комплиментов и похвалы типа: «Как хорошо, что ты пришел, как мы рады тебя видеть» и пр. Таким образом, человек получает приятную для него эмоциональную поддержку.

Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он стремился. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Со временем у члена секты критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется.

3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой;

4. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.

5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.

В заключении следует подчеркнуть, что тоталитарные секты в настоящее время представляют серьезную социальную опасность. Максимальная информированность населения об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты необходима как средство противодействия деятельности тоталитарных сект. Необходимо твердо помнить, что конечной целью деятельности подобных сект всегда является нажива.

Интернет зависимость

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей, отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека.

Сетеголизм (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким.

Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни создает угрозу для успешности реальной жизни. В подобных случаях целью является желания сбежать из реального мира.

Что делает Интернет притягательным в качестве средства «ухода» от реальности?

Ø возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.);

Ø возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

Ø чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового);

Ø неограниченный доступ к информации.

Некоторые признаки сетеголика:

1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале, когда вы только садились за компьютер.

5. Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов – семьи, друзей, коллег по работе.

6. Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.

7. Низкая работоспособность.

Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порножурналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.

Как распознать появление у человека киберсексуальной зависимости?

В отличии от открытой (физической) измены, поймать супруга при занятии киберсексом намного труднее. Здесь поможет выявление первых признаков для того, чтобы потом ориентироваться в ситуации и совершать обдуманные поступки.

1. Изменения в режиме сна - чаты и другие места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому неверному супругу придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше, чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.

2. Потребность в скрытности - если кто-то начинает лгать в реальной жизни, то это может быть симптомом того, что он пытается скрыть свои виртуальные отношения от семьи. В первую очередь это может выражаться в попытках организовать секретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может быть перенесен в дальний угол комнаты. Также должна насторожить смена паролей и любое другое окружение его секретностью. Если такого человека потревожит в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это может вызвать у него злобную или защитную реакцию.

3. Игнорирование домашних забот - с возрастанием времени, проведенного он-лайн, время отведенное на выполнение домашних обязанностей уменьшается и они часто остаются невыполненными.

4. Очевидная ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов за звонки кибер-любовникам и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.

5. Изменения в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета.

6. Потеря интереса к сексу - некоторые киберзависимости превращаются в занятие сексом по телефону и другие сексуальные развлечения. Когда кто-то из супругов неожиданно теряет интерес к сексу, это может быть индикатором того, что появился какой-то другой выход сексуальных эмоций. Это может выражаться в вялости, безразличию к ухаживаниям и потере энтузиазма.

7. Общее безразличие к семейным отношениям - эти люди просто не хотят участвовать в семейной жизни, предпочитая ей Интернет. Они выполняют свои обязаности как какие-то ритуалы без всякого интереса. Они избегают говорить о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях.

Интернет-зависимость и киберсексуальное влечение в частности обычно являются симптомами скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь супругов. Эта проблема может включать в себя:

 недостаточное общение;

 сексуальная неудовлетворенность;

 разногласия в подходах к воспитанию детей;

 отказ он поддержки семьи и друзей;

 финансовые проблемы.

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог «телефона доверия» и «Виртуальная психологическая служба». Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

 

Гаджет-аддикция.

Этот новый вид психологической зависимости получил английского слова «gadget» - "техническая новинка". По результатам опроса жителей 18-35 лет в 6 крупнейших российских городах выяснилось, что для многих россиян привязанность к электронным игрушкам превращается в помешательство.

85% заявили что жить не могут без сотового телефона.

50% опрошенных психологически зависят от портативных музыкальных устройств — CD- или MP3-плеера.

Среди других любимых гаджетов — цифровые камеры, карманные компьютеры и даже портативные DVD-плееры и цифровые диктофоны и даже пульты дистанционного управления.

Психологические симптомы гаджет-зависимости таковы:

Ø хорошее самочувствие или эйфория при использовании прибора;

Ø невозможность оторваться от прибора;

Ø невозможность удержаться от покупки новой "игрушки";

Ø невозможность контролировать траты, связанные с использованием прибора;

Ø увеличение количества времени, потраченного на занятия с прибором;

Ø ощущение пустоты и депрессии без прибора или регулярной покупки новых гаджетов;

Ø пренебрежение семьей и друзьями;

Ø ложь и чувство вины перед близкими;

Ø проблемы с работой или учебой.

Чем это грозит? Вас может ждать поражение нервных стволов руки, связанное с перенапряжением мышц; сухость в глазах; головные боли и расстройство сна.

Тема 8. Зависимость от деструктивных сект. Игровая зависимость. Компьютерная зависимость.

План

8.1. Зависимость от деструктивных сект. Понятие секты.

8.2. Влияние секты на личность.

8.3. Фазы в индоктринации.

8.4. Понятие игровой зависимости. Симптомы игровой зависимости.

8.5. Компьютерная зависимость. Симптомы и причины возникновения.

8.6. Виды компьютерной зависимости.

8.7. Интернет зависимость.

8.8. Гаджет-аддикция.

 

Основные понятия: зависимсть, секта, внушение, заражение, индоктринация, альенация, лудомания, гемблинг, интернет-зависимость.

Литература:

1. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. / Ю.А. Клейберг - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.

2. Менделевич В.Д Психология девиантного поведения / В.Д Менделевич. - СПб: Речь: - 2005 - 445с.

3. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.

4. Симатова О.Б. Психология зависимости / О.Б.Симатова. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. – 308 с.

5. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. /А.В.Хомич - Ростов-на-Дону: Издательство Южно-Российского Гуманитарного Института. – 2006. – 220 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.047 с.)