Программа мониторинга воспитательного процесса, ориентированная на учащихся 1-4 класса в рамках введения фгос ноо овз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа мониторинга воспитательного процесса, ориентированная на учащихся 1-4 класса в рамках введения фгос ноо овз



Программа мониторинга воспитательного процесса, ориентированная на учащихся 1-4 класса в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ

 

 

 

Автор – составитель:

Чубаева (Колмачуба) Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4»

 

 

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии и учётом следующих нормативных документов:

- Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся воспитанников с задержкой психического развития.

Одним из самых сложных и злободневных проблемами для педагогов – воспитателей коррекционных учреждений при переходе на ФГОС НОО ОВЗ являются: умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.

Необходимым условием изучения эффективности воспитания детей с ОВЗ является разработка системы мониторинга, которая может быть представлена в виде программы мониторинга воспитательного процесса.

Под мониторингом по проблеме воспитания обучающихся воспитанников с ОВЗ понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы в классном коллективе, обеспечивающей непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Цель программы мониторинга:

Выявить уровень воспитанности учащихся класса.

Задачи:

- определить состояние уровня воспитанности учащихся на начало учебного года и по его окончании;

- по результатам мониторинга на начало учебного года наметить план воспитательной работы на учебный год и составить модель воспитательной системы класса;

- по результатам мониторинга на конец учебного года отследить уровень эффективности и результативности проведённых мероприятий и определить цели и задачи на новый учебный год в процессе анализа воспитательной работы.

Разрабатывая систему мониторинга, я предположила, что систематическое диагностирование по параметрам развития личности учащихся с ОВЗ предоставит возможность для своевременного прогнозирования собственной деятельности педагога- воспитателя по воспитанию учащихся; позволит определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в системе мониторинга: наблюдение, беседа, анкетирование.

Программа рассчитана для обучающихся воспитанников с ОВЗ в условиях МОУ «С(К)ОШИ№4» города Магнитогорска.

Сроки реализации программы: 2015 – 2019 учебный год.

Участники программы мониторинга: воспитатель ГПД, классные руководители, обучающиеся воспитанники с ОВЗ ЗПР 1-4 классов, родители обучающихся.

Предложенная программа мониторинга эффективности воспитательной работы позволит спланировать, организовать, отследить результаты воспитательной работы, вносить коррективы.

У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.

План работы по реализации программы

Наблюдение, самооценка Сентябрь-октябрь;

Апрель-май

Приложения

Приложение 1

«Уровень воспитанности учащихся (по методике Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)»

Оценка

Класс.рук

Итоговая оценка

Любознательность:

- интерес к учёбе;

- любит читать;

- стремление узнавать новое;

 

 

Прилежание и трудолюбие:

- старателен в учебе

- внимателен

- самостоятелен

- помогает другим в делах и сам обращается за помощью

- нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

Отношение к природе:

- бережное отношение к растениям

- бережное отношение к животным

- бережное отношение к природе

 

 

Отношение к школе:

- выполняет правила для учащихся в классе;

- выполняет правила внутреннего распорядка в школе;

- участвует в делах класса и школы;

- проявляет справедливость и доброту в отношении со сверстниками, одноклассниками, педагогами, родителям

 

 

Прекрасное в жизни ребёнка:

- всегда аккуратен и опрятен;

- соблюдает культуру поведения;

- заботится о своём здоровье и здоровье окружающих;

- умеет правильно распределять время учёбы и отдыха;

- не имеет вредных привычек

 

 

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводная таблица изучения уровня воспитанности

Прекрасное

в жизни

Ср. балл

Ур. воспитанности

Р

У

В

Р

У

В

Р

У

В

Р

У

В

Р

У

В

 

 

Условные обозначения:

Р - ребёнок

У - учитель

В – воспитатель

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

 

Приложение 2. «Изучение классного коллектива учащихся 1-4 классов»

1. Методика «Социометрия»

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания

2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

2. Анкета «Отношение к школе-интернату
(адаптированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой)

Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.

Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.

Бланк вопросов для учащихся

Анализ и обработка результатов. За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.
25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).

3. Анкетирование «Мнение о классе»

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1. «Мнение о дружбе и приемлемости в классе»

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2 «Мнение о взаимопомощи в классе»

1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда просят об этом.

4. В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3. «Мнение о взаимной ответственности в классе»

1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2. В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3. Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4. Мы стараемся не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6. В нашем классе нет взаимной ответственности.

Приложение 3. Изучение уровня сформированности нравственных ценностей и предпочтений у учащихся 1-4 классов.

Методика «Пословицы»

Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 30 пословицами.

Каждому воспитаннику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) хорошо тому живется, у кого денежка ведется;

3. а) кто хорошо живет, тот долго живет;

б) жизнь прожить – не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженного Бог бережет;

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь как вода;

13. а) ученье – свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

15. а) на что законы писать, если их не исполнять;

Б) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 15 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а – духовное отношение к жизни,

б – бездуховное отношение к жизни;

2) а– незначимость материального благополучия в жизни,

б – материально благополучная жизнь;

3) а– счастливая, хорошая жизнь,

б– трудная, сложная жизнь;

4) а – оптимистическое отношение к жизни,

б– пессимистическое отношение к жизни;

5) а – решительное отношение к жизни,

б– осторожное отношение к жизни;

6) а– самоопределение в жизни,

б – отсутствие самоопределения в жизни;

7) а– стремление к достижениям в жизни,

б – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а – хорошее отношение к людям,

б – плохое отношение к людям;

9) а– коллективистическое отношение к людям,

б – индивидуалистическое отношение к людям;

10) а – эгоцентрическое отношение к людям,

б – эгоистическое отношение к людям;

11) а– альтруистическое отношение к людям,

б – паритетное отношение к людям;

12) а – значимость дружбы,

б – незначимость дружбы;

13) а– значимость ученья,

б– незначимость ученья;

14) а – значимость труда,

б – незначимость труда;

15) а– значимость соблюдения законов,

б– незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов отдельно по ответам «а» и отдельно по ответам «б».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем он ниже.

Приложение 4. «Изучение уровня сформированности потребности в ЗОЖ учащихся 1-4 классов»

Программа мониторинга воспитательного процесса, ориентированная на учащихся 1-4 класса в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ

 

 

 

Автор – составитель:

Чубаева (Колмачуба) Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4»

 

 

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии и учётом следующих нормативных документов:

- Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся воспитанников с задержкой психического развития.

Одним из самых сложных и злободневных проблемами для педагогов – воспитателей коррекционных учреждений при переходе на ФГОС НОО ОВЗ являются: умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.

Необходимым условием изучения эффективности воспитания детей с ОВЗ является разработка системы мониторинга, которая может быть представлена в виде программы мониторинга воспитательного процесса.

Под мониторингом по проблеме воспитания обучающихся воспитанников с ОВЗ понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы в классном коллективе, обеспечивающей непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Цель программы мониторинга:

Выявить уровень воспитанности учащихся класса.

Задачи:

- определить состояние уровня воспитанности учащихся на начало учебного года и по его окончании;

- по результатам мониторинга на начало учебного года наметить план воспитательной работы на учебный год и составить модель воспитательной системы класса;

- по результатам мониторинга на конец учебного года отследить уровень эффективности и результативности проведённых мероприятий и определить цели и задачи на новый учебный год в процессе анализа воспитательной работы.

Разрабатывая систему мониторинга, я предположила, что систематическое диагностирование по параметрам развития личности учащихся с ОВЗ предоставит возможность для своевременного прогнозирования собственной деятельности педагога- воспитателя по воспитанию учащихся; позволит определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в системе мониторинга: наблюдение, беседа, анкетирование.

Программа рассчитана для обучающихся воспитанников с ОВЗ в условиях МОУ «С(К)ОШИ№4» города Магнитогорска.

Сроки реализации программы: 2015 – 2019 учебный год.

Участники программы мониторинга: воспитатель ГПД, классные руководители, обучающиеся воспитанники с ОВЗ ЗПР 1-4 классов, родители обучающихся.

Предложенная программа мониторинга эффективности воспитательной работы позволит спланировать, организовать, отследить результаты воспитательной работы, вносить коррективы.

У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.074 с.)