Дуэли в произведениях А.С. Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дуэли в произведениях А.С. Пушкина



Для сравнительной характеристики я взяла следующие произведения А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел». В каждом из них прослеживается дуэль как неотъемлемый элемент дворянской культуры 19 века. Докажем это, сопоставив причины дуэлей, условий их проведения, а также коснемся вопроса душевного состояния героев перечисленных произведений перед поединком.

Причины дуэлей в пушкинских произведениях.

Сравним причины дуэлей.

«Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Выстрел»
Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен. Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя. Итак, переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину.                                              – Как ты это находишь? – спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся над этой угрозою.                                           – А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?                                               – Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! Хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег, – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня.                      Кровь моя закипела. «А почему ты о ней такого мнения?»                                     – А потому, что знаю по опыту ее нрав и обычай.                                                      – Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бесстыдным образом.                   Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию».                             – Изволь; когда хочешь! – отвечал я обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.                                   [4] Однообразный и безумный,  Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный;                           Чета мелькает за четой.  К минуте мщенья приближаясь, Онегин, в тайне усмехаясь, подходит к Ольге.  Быстро с ней                              Вертится около гостей, Потом на стул ее сажает, Заводит речь о том о сем; Спустя минуты две потом Вновь с нею вальс он продолжает;  Все в изумленье. Ленский сам Не верит собственным глазам Онегин с Ольгою пошел:            Ведет ее скользя небрежно, И наклоняясь ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал, И руку жмет – и запылал            В его лице самолюбивом      Румянец ярче. Ленский мой      Все видел: вспыхнул, сам не свой;                                        В негодовании ревнивом       Поэт конца мазурки ждет           И в котильон ее зовет. Но ей нельзя. Нельзя? Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже! Что слышит он? Она могла… Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена! Не в силах Ленский снесть удара; Проказы женские кляня Выходит, требует коня И скачет. Пистолетов пара, Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его. Вручил записку от поэта.        То был приятный, благородный,               Короткий вызов, иль картель:                           Учтиво, с ясностью холодной                       Звал друга Ленский на дуэль. Онегин с первого движенья,      К послу такого порученья    Оборотясь, без лишних слов Сказал, что он всегда готов.[5] Разговор между нами часто касался поединков; Сильвио никогда в него не вмешивался. На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он сухо, что случалось, но в подробности он не входил, и видно было, что таковые вопросы ему неприятны. Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел уклониться от удара. Мы смутились. Сильвио встал, побледнев от злости, и со сверкающими глазами сказал: «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите бога, что это случилось у меня в доме». Мы не сомневались в последствиях и полагали нового товарища уже убитым. Офицер вышел вон, сказав, что за обиду готов отвечать, как будет угодно господину банкомету. Сильвио не дрался. Это чрезвычайно повредило ему во мнении молодежи. Недостаток смелости не менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков. Однажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения. Пробегая письмо, глаза его сверкали. Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола. «...Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив.                              Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда  казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были веселее: он шутил, а я злобствовал. Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки, бывшей со мною в связи, я сказал на ухо ему какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться.[6]

  

Подробно изучив отрывки из художественных произведений А.С. Пушкина, мы выяснили причины дуэлей.

В повести «Капитанская дочка» причиной дуэли послужила личная обида, сопряженная с оскорблением чести юной дамы.                                                                                             

В романе «Евгений Онегин» ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью к ветреной женщине.

 В рассказе «Выстрел» конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия.

Заметим, что все указанные причины могли встретиться в реальной жизни 19 века, это придает произведениям достоверность.

Произведения А.С. Пушкина ярко иллюстрируют особенности именно русской дуэли. К ним, к примеру, можно отнести как наличие (в «Выстреле», «Евгении Онегине»), так и отсутствие (в «Капитанской дочке») секундантов. В пушкинских текстах описан ход поединков вплоть до мельчайших подробностей, что дает читателю возможность больше узнать о дуэлях 19 века.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.007 с.)