Тема: Тактика фельдшера по профилактике хирургической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Тактика фельдшера по профилактике хирургической



I. Методический блок

Тема: Тактика фельдшера по профилактике хирургической

 инфекции №1

Специальность 31.02.01 Лечебное дело   

Дисциплина: ПМ 02. Лечебная деятельность МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля Раздел 2 Лечение пациентов хирургического,онкологического, травматологического профиля)

Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов  4

Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

1) источники инфекции (экзогенная и эндогенная инфекция);

2) санитарно-гигиенический режим в приемном отделении;

3) санитарно-гигиенический режим в отделениях хирургического профиля;

4) санитарно-гигиенический режим в операционном блоке;

5) асептика как метод хирургической профилактики;

6) основные виды асептики с точки зрения действующего начала;

7) основные способы стерилизации хирургических инструментов и операционного материала, что определяет выбор способа стерилизации;

8) стерилизация перчаток, операционного белья, инструментов, оптических приборов;

9) принцип работы автоклава, сухожарового стерилизатора;

 10) устройство бикса, способы укладки материала в бикс;

11) контроль качества стерилизации;

12) предстерилизационная очистка хирургических инструментов и контроль ее качества.

Студент должен знать:

 

1) значение осмотра больного в приемном отделении для профилактики развития инфекции в стационаре;

2) как предупредить развитие внутрибольничной инфекции;

3) что называется асептикой;

4) пути проникновения микробов в организм человека;

5) общие принципы профилактики инфекции;

6) способ стерилизации перчаток;

7) способ стерилизации хирургических инструментов;

8) принцип автоклавирования и устройство автоклава;

9) технику безопасности при работе с автоклавом;

10) способ стерилизации текучим паром и паром под давлением;

11) стерилизацию перевязочного материала;

12) правила укладки перевязочного материала в бикс;

13) способ контроля качества стерилизации.

Студент должен уметь:

1) обрабатывать руки после осмотра больного с гнойной инфекцией;

2) обрабатывать руки перед хирургическим вмешательством;

3) надевать стерильный хирургический халат;

4) стерилизовать хирургический инструмент кипячением и автоклавированием;

5) укладывать перевязочный материал в бикс для стерилизации;

6) определять качество стерилизации;

7) стерилизовать оптические приборы;

8) выполнить предстерилизационную очистку хирургических инструментов и определить ее эффективность.

Развивающие цели:

- развить клиническое и логическое мышление;

- развить самостоятельность;

- развить профессиональные навыки;

- развить письменную и устную речь;

- развить навыки работы с документацией;

- развить чувство инфекционной безопасности;

- развить организационные способности;

- развить положительные личностные качества;

- развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями.

- развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры.

Воспитательные цели:

прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов;

воспитывать самостоятельность

Формируемые компетенции:

ПК 4.1,4.2,4.4,4.5.

ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.

План и организационная структура практического занятия

Основные этапы занятия и их содержание Учеб. цели в уровн. Методы контроля и обучения Материалы методическ. обеспечения Время
1.     2.   3. Подготовительный этап Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.   Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия     Контроль исходного уровня Знаний, умений, навыков Для контроля исходного уровня знаний: - вопросы для фронтального устного опроса - словарь медицинской терминологии     ІІ     Уточняется готовность студентов к занятию, отмечаются отсутствующие студенты, уделяется внимание внешнему виду, форме одежды      Сообщается тема занятия, особое внимание акцентируется на её значимости, сообщается план занятия студента. Определяются цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.   вопросы для активизации познавательной деятельности студентов.   Приложение № 8     10 мин.   3 мин.   15 мин  
1 2 3 4 5 6
1. Обучающий этап Формирование профессиональных умений и навыков: - обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала; - мытье рук на 3 уровнях - мыть руки до и после манипуляции; - работа с нормативными документами - совместно с преподавателем обсуждение прочитанного материала; - решение блока ситуационных задач; - участие в обсуждении итогов контроля, проведение анализа, приведение доказательных рассуждений, аргументация своей точки зрения, самоконтроль. - демонстрация результатов работы преподавателю «на оценку». Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков: - устный опрос, тестовый контроль практической (профильной) направленности   ІІ     Самостоятельная работа под контролем преподавателя   Самостоятельная работа под контролем преподавателя     Приложение №2   Приложение №3,4,5,6   Приложение №7     128мин  
    1.     2.   3.     Заключительный этап   Подведение итогов  Подводится итог занятия, анализируется степень достижения целей занятия.  Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии оценивается деятельность группы и каждого студента в отдельности, выставляются оценки в журнал. Домашнее задание   Студенты записывают задание на дом       Обуховец, О. В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. - Изд. 19-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013     5мин   5мин     2мин

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №_1__

 

 

ТЕМА: Тактика фельдшера по профилактике хирургической инфекции.

1) значение профилактики хирургической инфекции;

2) устройством операционного блока, назначение основных его помещений и правила поведения в нем медицинского персонала;

3) пути проникновения инфекции в операционную рану и способы ее профилактики;

4) методы профилактики воздушно-капельной, контактной и имплантационной инфекции;

5) способы обработки рук участников операции, процесс надевания стерильного халата, маски, перчаток; обработку операционного поля;

6) роль санитарной обработки операционного блока в профилактике хирургической инфекции;

7) хирургический инструментарий;

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из главных профессиональных требований к медицинским работникам является обязательное владение ими широким арсеналом лечебных манипуляций, в том числе и хирургических. За время учебы им не всегда удается быстро и эффективно овладеть практическими навыками. Между тем от своевременности и качества оказания доврачебной и первой врачебной помощи на догоспитальном этапе зависят жизнь и здоровье пострадавших. Удержать медицинского работника от принятия спасительных для больного мер могут незнание показаний или деталей техники манипуляций и боязнь осложнений.

Мы считаем, что при оказании экстренной помощи в трудных, нередко экстремальных условиях догоспитального этапа «знать—значит уметь, уметь—значит делать». Любая описанная ниже манипуляция может внезапно оказаться востребованной к немедленному исполнению. При этом и исполнитель, и его помощники должны четко представлять себе все этапы и детали вмешательства, возможные осложнения и пути их профилактики. Если данный справочник поможет медицинским работникам в трудную минуту оказать помощь пострадавшим на высоком профессиональном уровне, мы будем считать нашу задачу выполненной.

Санитарно-противоэпидемический режим ЛПУ – комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заноса и распространения инфекции в ЛПУ и за его пределами, основой которых является обеспечение дезинфекционно-стерилизационного режима.

Внутрибольничная инфекция (больничная, госпитальная) - любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью, а также заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время пребывания или после выписки из больницы.

Инфекционный процесс – это процесс взаимодействия микроорганизма и макроорганизма в определенных условиях внешней среды.

ПРИЧИНЫ ВБИ

ОБЪЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТВНЫЕ
Наличие ЛПУ не отвечающие современным требованиям Недостаточное проведение профилактических мероприятий
Отсутствие эффективных методов выявления и лечения бактерионосителей Недостаточный уровень подготовки медицинского персонала по вопросам инфекционной безопасности
Недостаточноеколичество бактериологических лабораторий и их кадровое обеспечение Недостатки в вопросах выявления, учета и отчетности по ВБИ
Антибиотикоустойчивость микроорганизмов, вследствие неконтролируемого использования антибиотиков Недостаточная укомплектованность кадрами в ЛПУ, увеличение нагрузки на средний и младший медперсонал
Увеличение числа лиц со сниженным иммунитетом (по возрасту и в связи с наличием заболеваний) Недостаточный уровень контроля со стороны органов санитарно-противоэпидемического контроля
Повышение частоты обращаемости за медицинской помощью Отсутствие надежных методов дезинфекции и стерилизации для некоторой аппаратуры
Расширение количества и объема инвазивных лечебных и диагностических манипуляций Несовершенная система организации работы в ЛПУ, увеличение числа контактов, необоснованные переводы пациентов в другие подразделения
Миграция населения, экономическая нестабильность Необоснованное увеличение количества инвазивных процедур

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЗИНФЕКЦИИ РУК:

• стойте на небольшом расстоянии от раковины, чтобы не забрызгаться;

• мойте руки под умеренной струей комфортно тёплой воды (37-40гр. С), намыливайте мылом до получения обильной пены;

• тщательно мойте руки в соответствие с методикой, уделяя особое внимание кончикам пальцев ладонной и тыльной стороны;

• используйте щетку только для чистки ногтей, но не рук;

• ополаскивайте руки под струей воды так, чтобы вода стекала с кончиков пальцев к запястью;

• хорошо смывайте остатки мыла;

• сушите руки одноразовыми бумажными полотенцами, которыми затем закрывайте кран;

• не пользуйтесь, общим полотенцем;

• используйте после работы смягчающие лосьоны или крема.

 

Каждое движение повторяется не менее 5 раз. Обработка рук осуществляется в течение 1 минуты. Как альтернатива частому мытью рук – обработка антисептиками.

Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость. Средства, применяемые во фтизиатрических учреждениях должны быть дополнительно исследованы в тестах на туберкулецидную активность.

Гигиеническую обработку рук кожным антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожу вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки. При использовании дозатора новую порцию антисептика наливают в него после его дезинфекции и промывания водой.

Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и с высокой нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т.п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (до 200 мл) с кожным антисептиком.

Алгоритмы/стандарты всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических манипуляций должны включать в себя рекомендуемые средства и способы обработки рук при выполнении соответствующих манипуляций. Необходимо осуществлять постоянный контроль выполнения требований гигиены рук медицинскими работниками и доводить эту информацию до сведения персонала с целью повышения качества медицинской помощи.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

              12.4.7 Использование перчаток.

12.4.7.1 Перчатки необходимо надевать во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей.

12.4.7.2 Не допускается использование одной и той же пары перчаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами, при переходе от одного пациента к другому или от контаминированного микроорганизмами участка тела - к чистому. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку

рук.

 

12.4.7.3 При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание
загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном (салфеткой),
смоченной раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убрать
видимые загрязнения. Снять перчатки, погрузить их в раствор средства,
затем утилизировать. Руки обработать антисептиком.

 

12.5 Обработка рук хирургов.

12.5.1 Обработку рук хирургов проводят все, участвующие в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов. Обработка проводится в два этапа: I этап - мытье рук мылом и водой в течение двух минут, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); II этап - обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий.

12.5.2 Количество антисептика, необходимое для обработки, кратность обработки и её продолжительность определяются рекомендациями, изложенными в методических указаниях/инструкциях по применению конкретного средства. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.

12.5.3 Стерильные перчатки надевают сразу после полного высыхания антисептика на коже рук.

12.6 Алгоритмы/стандарты всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических манипуляций должны включать в себя рекомендуемые средства и способы обработки рук при выполнении соответствующих манипуляций.

12.7 Необходимо осуществлять постоянный контроль выполнения требований гигиены рук медицинскими работниками и доводить эту информацию до сведения персонала с целью повышения качества медицинской помощи.

12.8 Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т. п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (100—200 мл) с кожным антисептиком.

12.9 Обеззараживание кожных покровов пациентов

 

12.9.1 Обеззараживание рук медицинских работников имеет большое значение в предотвращении передачи инфекции пациентам и персоналу. Основными методами обеззараживания рук являются: гигиеническая обработка рук медицинского персонала и обработка рук хирургов.

12.9.2 Для достижения эффективного обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов снять также часы, браслеты. Для высушивания рук использовать полотенца или салфетки однократного применения, при обработке рук хирургов - только стерильные.

12.9.3 Обработку операционного поля пациента перед хирургическим вмешательством и другими манипуляциями, связанными с нарушением целостности кожных покровов (пункции, биопсии), предпочтительно проводить антисептиком, содержащим краситель.

12.9.4 Обработка инъекционного поля предусматривает обеззараживание кожи с помощью спиртосодержащего антисептика в месте инъекций (подкожных, внутримышечных, внутривенных) и взятия крови.

12.9.5 Для обработки локтевых сгибов доноров используют те же антисептики, что и для обработки операционного поля.

12.9.6  Для санитарной обработки кожных покровов пациентов (общей или частичной) используют антисептики, не содержащие спирты, обладающие дезинфицирующими и моющими свойствами. Санитарную обработку проводят накануне оперативного вмешательства или при уходе за пациентом.

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

2.   Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

3.   Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Утверждена Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 06.11.2011г.

4.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.7.2790-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

5.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.3.2630-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

6.   Санитарные правила СП 3.1.1275-03. «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях».

7.   Санитарные правила СП 3.1.2659-10 «Изменения и дополнения к санитарным правилам «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях».

8.   Санитарные правила СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации.

9.   Руководство «Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности» Р4.2.2643- Перечень нормативных показателей безопасности и эффективности дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, подлежащих контролю при проведении обязательной сертификации. Утверждены Госкомсанэпиднадзором России 05.02.96 № 01-12/75.

10.   «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения» МУ-287-113 от 30.12.1998 г.

11.   Методические указания по изучению и оценке вирулицидной активности дезинфекционных средств. МУ 3.5.2.2431-08 от 13.12.08 г.

12.  Методы изучения и оценки туберкулоцидной активности дезинфицирующих средств. МУ 3.5.2596-10 от 20.03.10 г.

13.   ГОСТ 12.1.007-76. «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».

I.АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА

Воздушная

Паровая

Химическая

4 Кипячение

6 Прокаливание

7 Газовая

8 Лучевая

 

1 Воздушная – уничтожение микроорганизмов на предметах медицинского назначения происходит с помощью сухого, горячего воздуха. Реализуется этот метод путём помещения предметов медицинского назначения в сухожаровой шкаф.

Стерилизации подлежат изделия из металла (хирургический инструментарий) и стекла (шприцы с пометкой 200 градусов).

Режимы стерилизации:

- 180 гр – 60 мин

- 160 гр – 150 мин

Контроль качества стерилизации

180 гр – тиомочевина

160 гр - левомицетин

 

2 Паровая – уничтожение микроорганизмов на предметах медицинского назначения с помощью горячего пара под давлением. Стерилизация происходит в паровом стерилизаторе (автоклаве).

Стерилизации подлежат предметы из большинства используемых для их изготовления материалов.

- операционное бельё и перевязочный материал

- стекло (шприцы, пробирки, чашки Петри)

- металл (инструменты)

- резина (перчатки)

 

Режимы стерилизации:  при 132° С — 2.0 кгс/см — 20 мин,

                                     при 120° С — 1.1 кгс/см — 45 мин.

Контроль качества

132° С – бензойная кислота

120° С – мочевина

 

 

3 Химическая – уничтожениемикроорганизмов путем помещения предметов мед назначения в раствор антисептика.Рекомендуется для изде­лий из полимерных материалов, резины, стекла и дру­гих материалов, которые не выдерживают тепловой об­работки.

 

6%-ный раствор перекиси водорода При комнатной температуре — 360 мин, при подогреве до 50° С время стерилизации —180 мин
   
«Дезоксин-1» При комнатной температуре — 45 мин
   
4,8%-ный раствор перво-мура При комнатной температуре время стерилизации — 20 мин
   
2%-ный раствор хлоргексидина биглюконата При комнатной температуре время стерилизации — 20 мин
   
70%-ный спирт При комнатной температуре время стерилизации — 30 мин

Изделия, предназначенные для химической стери­лизации свободно раскладывают в стерильной емкости со стерилизующим раствором, полностью погружая их в раствор и заполняя им внутренние каналы. Изделия большей длины укладывают по спирали (трубки, кате­теры).

 

4 Газовая стерилизация основана на свой­ствах некоторых газов оказывать бактерицидное влияние путем физической и химической адсорбции на стерилизуемых объектах. Наиболее важен этот ме­тод для стерилизации изделий из полимерных мате­риалов (эндоскопы, изделия из пластмасс).

Самым распространенным газом, употребляемым с целью стерилизации, является окись этилена.

 

5 Лучевая стерилизация. Стерилизация ионизирующим излучением, ультрафиолетовым облучением.

Воздействие у-лучами применяется для стерилиза­ции шовного материала, эндопротезов, медицинских изделий одноразового пользования (шприцы, катетеры, лекарственные растворы и др.). Стерилизация надежна, а так как предметы стерилизуют в герметичной упа­ковке, стерильность их сохраняется многие месяцы.

 

2 Изоляция - недопущение контакта организма пациента и объектов, содержащих микроорганизмы (воздух, поверхность помещений и интерьера).

Реализация этой группы мероприятий возможно двумя способами:

1 В пространстве:

- строительство лечебных учреждений в парковых зонах

- зонирование помещений внутри лечебного учреждения (ограничение доступа в отделения, оперблок, разные окошки для приёма и выдачи стерильных и нестерильных биксов и др.)

- средства индивидуальной защиты (перчатки, маски, асептические повязки)

 

2 Во времени (если невозможно по техническим причинам в пространстве)

- в одной операционной первыми оперируют «чистых» больных, а после гнойных

- в одной перевязочной с утра перевязывают «чистых» больных, а после обеда гнойных.

 

3 Дезинфекция – мероприятия направленные на уничтожение или удаление микроорганизмов с поверхностей пола, стен, потолков, дверей, окон, а так же элементов внутреннего интерьера (столы, стулья, тумбочки и т.д.) в лечебных учреждениях. Дезинфекции подлежат также предметы, использованные в процессе лечения и ухода: использованные инструменты, перчатки, перевязочный материал. При дезинфекции погибают только вегетативные формы микроорганизмов.

Так же дезинфекции могут подлежать использованные предметы мед назначения одноразового применения.

 

Дезинфекция бывает

1 Профилактическая

2 Очаговая – в очаге инфекции

 

Дезинфекция операционной, перевязоч­ной, палат хирургического отделения. Для предуп­реждения распространения внутрибольничной инфек­ции необходимо проводить уборку 2 раза в день с применением дезинфицирующих средств, один раз в 7-10 дней проводят генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств. После проведения перевязки в палате (смены дре­нажей) проводят дополнительную текущую уборку, ис­пользуя 1%-ный раствор хлорамина с добавлением 10%-ного нашатырного спирта (10:100). Протирают предметы и вымывают пол, затем проводят кварцева­ние палаты. На это время больного необходимо укрыть, повернуть голову на бок, лицо прикрыть салфеткой.

 

Виды уборки операционной

1 Предварительная – перед началом операции

2 Текущая – во время операции

3 Промежуточная – между операциями

4 Заключительная – по окончании операционного дня

5 Генеральная - раз в 7 дней в день свободный от операций.

 

 Контроль дезинфекции

Внешний контроль за дезинфекционными меропри­ятиями осуществляют отделы дезинфекции центров ги­гиены и эпидемиологии, СЭС, внутренней лаборатории ЛПУ.

Контроль проводится визуальным, бактериологи­ческим, биологическим и химическими методами.

Бактериологический контроль качества дезинфек­ции в очагах кишечных инфекций проводят путем вы­явления кишечной палочки, в очагах капельных инфекций — стафилококка, в очагах туберкулеза — стафилококка и кишечной палочки, ЛПУ — условно-патогенных бактерий.

Предсерилизационная обработка - обяза­тельный этап обработки инструментария многократ­ного применения. Проводится для удаления белковых, жировых и лекарственных загрязнений, обеспечивает эффективность последующей стерилизации и снижает риск пирогенных реакций.

 

Антисептика - комплекс лечебно-профилактичес­ких мероприятий, направленных на ликвидацию мик­роорганизмов в ране и организме в целом.

Виды антисептики

1 Механическая

2 Физическая

3 Химическая

4 Биологическая

 

Механическая – прямое удаление из раны объектов потенциально загрязнённых микроорганизмами.

- первичная хирургическая обработка – хирургическая операция при которой происходит удаление стенок и дна раны

- туалет раны – удаление инородных тел, промывание

- дренирование – создание условий для оттока отделяемого раны по специальным трубкам (дренажам)

Физическая – создание в ране условий неблагоприятных для микроорганизмов с помощью физических методов.

- применение гигроскопичных материалов и факторов повышающих гигроскопичность.

(гигроскопичность - способность впитывать жидкость): применение перевязочного материала из медицинской марли, а также марли пропитанной солевыми растворами (10% NaCl)

- высушивание – лечение раны открытым способом

- УФО раны

Химическая – введение в рану некоторых химических антисептиков.

Антисептические вещества применяют для местного лечения (непосредственное введение антисептиков в рану в виде растворов, порошка, мази, эмульсии; использование этих веществ для местных ванн при локализации ран и патологических очагов на конечностях; введение антисептиков в гнойные полости путем пункции или через дренажные трубки) и для общего, вводя их парантерально (внутривенно, внутриартериально, внутримышечно, эндолимфатически) и энтерально (через рот или в виде клизм).

 

ПОДГОТОВКА РУК К ОПЕРАЦИИ

1.Руки и предплечья моют проточной водой с мылом в течение 3—5 мин, осушают стерильными салфетками или полотенцем.

2.Дезинфицируют руки и предплечья в течение 2— 3 мин одним из следующих средств:

•0,5% спиртовой раствор хлоргексидина биглюконата (гибитан);

•70% этиловый спирт (60% пропанол, 70% изопропанол);

•первомур (препарат С-4 — смесь перекиси водорода и муравьиной кислоты) — мытье в тазу в течение 1 мин;

•дезоксон-1;

•1% раствор дегмина или дегмицина;

•3% водный раствор новосепта;

•йодонат, йодопирон.

УСКОРЕННАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ РУК (военно-полевые условия, амбулаторная практика)

•этиловый спирт 70% — в течение 1 мин;

•этиловый спирт 96% — в течение 10 мин (метод Бруна, основанный на дублении);

•0,5% спиртовой раствор хлоргексидина;

•церигель — пленкообразующая смесь поливинилбутироля и 96% этилового спирта с антимик­робным средством цетилпиридиния хлоридом;

•первомур (препарат С-4);

•йодопирон, бетадин, гексахлорофен (в виде шам­пуня);

•спиртовой раствор йода 2% — в течение 3 мин (систематически не применяют).

I. Методический блок

Тема: Тактика фельдшера по профилактике хирургической

 инфекции №1

Специальность 31.02.01 Лечебное дело   

Дисциплина: ПМ 02. Лечебная деятельность МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля Раздел 2 Лечение пациентов хирургического,онкологического, травматологического профиля)

Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов  4

Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

1) источники инфекции (экзогенная и эндогенная инфекция);

2) санитарно-гигиенический режим в приемном отделении;

3) санитарно-гигиенический режим в отделениях хирургического профиля;

4) санитарно-гигиенический режим в операционном блоке;

5) асептика как метод хирургической профилактики;

6) основные виды асептики с точки зрения действующего начала;

7) основные способы стерилизации хирургических инструментов и операционного материала, что определяет выбор способа стерилизации;

8) стерилизация перчаток, операционного белья, инструментов, оптических приборов;

9) принцип работы автоклава, сухожарового стерилизатора;

 10) устройство бикса, способы укладки материала в бикс;

11) контроль качества стерилизации;

12) предстерилизационная очистка хирургических инструментов и контроль ее качества.

Студент должен знать:

 

1) значение осмотра больного в приемном отделении для профилактики развития инфекции в стационаре;

2) как предупредить развитие внутрибольничной инфекции;

3) что называется асептикой;

4) пути проникновения микробов в организм человека;

5) общие принципы профилактики инфекции;

6) способ стерилизации перчаток;

7) способ стерилизации хирургических инструментов;

8) принцип автоклавирования и устройство автоклава;

9) технику безопасности при работе с автоклавом;

10) способ стерилизации текучим паром и паром под давлением;

11) стерилизацию перевязочного материала;

12) правила укладки перевязочного материала в бикс;

13) способ контроля качества стерилизации.

Студент должен уметь:

1) обрабатывать руки после осмотра больного с гнойной инфекцией;

2) обрабатывать руки перед хирургическим вмешательством;

3) надевать стерильный хирургический халат;

4) стерилизовать хирургический инструмент кипячением и автоклавированием;

5) укладывать перевязочный материал в бикс для стерилизации;

6) определять качество стерилизации;

7) стерилизовать оптические приборы;

8) выполнить предстерилизационную очистку хирургических инструментов и определить ее эффективность.

Развивающие цели:

- развить клиническое и логическое мышление;

- развить самостоятельность;

- развить профессиональные навыки;

- развить письменную и устную речь;

- развить навыки работы с документацией;

- развить чувство инфекционной безопасности;

- развить организационные способности;

- развить положительные личностные качества;

- развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями.

- развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры.

Воспитательные цели:

прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов;

воспитывать самостоятельность

Формируемые компетенции:

ПК 4.1,4.2,4.4,4.5.

ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.

План и организационная структура практического занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.239 с.)