Исполнительский анализ художественного произведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнительский анализ художественного произведения.



Исполнительский анализ художественного текста как инструмент обучения выразительному (творческому) чтению.

Идея опыта и цель

Идея опыта заключена в создании необходимых условий, содействующих применению исполнительского анализа текста. Это будет способствовать вдумчивому прочтению литературного произведения, его анализу, в ходе которого приходит понимание авторского замысла, приведет к высокому уровню выразительного исполнения, хорошему показателю уровня знаний учащихся, повышению их творческого потенциала.

Актуальность

       Сегодняшние школьники мало читают, исчезает (или уже исчез?) институт семейного чтения, Случайный выбор профессии и путей продолжения образования мы связываем и с низкой творческой активностью учащихся. Однако, по моему глубокому убеждению, каждый ребенок способен к творчеству, вопрос только в том, как эту способность в нем развить. Ведь современному обществу для его успешного развития нужны талантливые специалисты. К сожалению, из-за уменьшения количества часов на преподаваемый предмет мы, учителя литературы, при анализе произведения, его художественных особенностей не всегда в полной мере используем текст, прибегая к выразительному чтению, игнорируем звучащим словом, которое, в отличие от слова непроизнесенного, на мой взгляд, только одно и способно окончательно вдохнуть жизнь в произведение, т. е «оживить» его,  

Поэтому одной из важных задач, которую должен ставить перед собой учитель литературы, является задача обучения выразительному чтению, ведь оно способствует развитию у современного школьника не только эмоционально-чувственной сферы, но и его регулятивных способностей, в частности, воли, кроме того, оно способствует преодолению у ученика закрепощенности, неуверенности в себе; т.е заставляет его совершать определенные усилия по преодолению в себе уже имеющихся комплексов, что, в свою очередь, способствует его социализации и ведет к успеху в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Практические задания

1.Ознакомьтесь с содержанием текста В. Драгунского «Он живой и светится». Определите основные задачи при его чтении в детской аудитории

Произведение В. Драгунского «Он живой и светится» входит в серию рассказов о мальчике. Мальчика зовут Дениска. А маленькие истории называются «Денискины рассказы.

По сути в историях про Дениску два главных героя. Два друга, с которыми происходят всякие события. Вот и в рассказе «Он живой и светится» речь идёт об этих двух мальчиках - о Дениске и Мишке.

Действие рассказа начинается с того, что наступает вечер, Дениска сидит возле песка, играет самосвалом и ждёт маму. «Мама, наверное, задержалась на работе, или стоит и болтает с тётей Розой»- так рассуждает мальчик. За время ожидания Дениске захотелось есть. Ему казалось, что, если бы его мама хотела есть, он прибежал бы к ней куда угодно.

Пока мальчик сидел и думал свои грустные думы, во двор вышел его друг Мишка. Мишке очень понравился Денискин самосвал. Он предлагал за машинку всё что мог: и марки с изображением стран Гватемалы и Барбадоса, и плавательный круг. Однако Дениска не соглашался. Во-первых, он дорожил машинкой, поскольку это был подарок от папы, а во вторых, Мишка предлагал не интересные для Дениски вещи. Он сказал другу, что не поменяет самосвал на такое. Ведь круг был лопнутым, да и плавать было негде. А марки не шли ни в какое сравнение с игрушкой. Тогда Мишка решился на последний шаг. Сказав: «ну, была не была!»- он протянул другу спичечный коробок, в котором находился светлячок. От такого обмена Дениска не смог устоять. Он даже предложил Мишке забрать самосвал насовсем.

Повествование в рассказе автор ведёт от лица мальчика Дениски. Именно на нём, на его чувствах и переживаниях, сосредоточился автор. Друг Мишка, хотя и считается центральным персонажем, но ему автор уделяет мало внимания.

В рассказе поднимается проблема одиночества. Писатель говорит о том, как мальчику одиноко. Родителей часто нет рядом. И пустоту в душе мальчика заполняет светлячок, или как назвал его Дениска «звёздочка». И ему не жаль за эту звёздочку отдать даже папин подарок. «Ведь он же живой и светится»- объясняет маме свой поступок Дениска. От живого существа, пусть даже такого маленького, мальчику становится светло и тепло. Рассказ учит доброте. И показывает, что ради дружбы, можно отдать даже самое дорогое.

 

2.Ознакомьтесь с содержанием текста «Лесной ручей» М.М.Пришвина. Отметьте остановки для вдоха. Прочитайте произведение, соблюдая правила дыхания.

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол елки, на травы, и тени бегут по стволам по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.

С мелкоширокого плеса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремленности вот и кажется будто вода мускулы сжала, а солнце это подхватывает, и напряженные тени струй бегут по стволам и по травкам.

А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. Но это не слабость, и не жалоба, не отчаяние, вода этих человеческих чувств вовсе не знает, каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли добежит.

Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.

А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки-вертунки распускают рябь на тихой воде.

 

Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.

Вода задевает бутоны новорожденных желтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.

 

Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашел себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьет и журчит.

Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней и ходу ручья.

Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь.

На пути явилась широкая, приглубная низина. Ручей, не жалея воды, наполнил ее и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью.

Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, еще серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками.Семена елей плывут и осин.Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы, и так создается тут время.И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и мое сознание.Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени.

В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадет в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь. Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают свое: «рано ли», «поздно ли». И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли». И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадем в океан».По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену.А то вдруг придешь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой.

А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укрепленную множеством могучих корней вековой ели.

Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи, они пе-ре-кли-кались в своем «рано ли, поздно ли».В осиновой мелочи расплескалась вода, как целое озеро, и, собравшись в одном углу, стала падать с обрыва высотой в метр, и от этого стало бубнить далеко. Так Бубнило бубнит, а на озерке тихая дрожь, мелкая дрожь, и тесные осинки, опрокинутые там под водой, змейками убегают вниз беспрерывно и не могут убежать от самих себя.Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону, скучно становится.Вышел на какую-то лесную дорогу, и тут теперь самая низенькая трава, такая зеленая, сказать – почти ядовитая, и по бокам две колеи, переполненные водой.На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес еще не одет, и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: кукушка на голый лес – считается нехорошо.

Вот уже двенадцатый год, как я рано, неодетой весной, когда цветет только волчье лыко, анемоны и примулы, прохожу этой вырубкой. Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы, что дикая вырубка мне стала как сад: каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал, и они все стали моими, и это все равно, что я их посадил, это мой собственный сад.

Из этого своего «сада» я вернулся к ручью и смотрел тут на большое лесное событие: огромная вековая ель, подточенная ручьем, свалилась со всеми своими старыми и новыми шишками, всем множеством веток своих легла на ручей, и о каждую ветку теперь билась струйка и, протекая, твердила, перекликаясь с другими: «рано ли, поздно ли»..

Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых теплых лучах солнца разлился широким плесом. Тут вышел из воды первый желтый цветок, и, как соты, лежала икра лягушек, такая спелая, что через прозрачные ячейки просвечивали черные головастики. Тут же над самой водой носились во множестве голубоватые мушки величиной почти в блоху, и тут же падали в воду, откуда-то вылетали и падали, и в этом, кажется, и была их короткая жизнь. Блестящий, как медный, завертелся на тихой воде жучок водяной, и наездник скакал во все стороны и не шевелил даже воду. Лимонница, большая и яркая, летела над тихой водой. Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху.Что такое случилось с ручьем? Половина воды отдельным ручьем пошла в сторону, другая половина в другую. Может быть, в борьбе своей за веру в свое «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведет к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут ее в океан.И глаз мой обласкан, и ухо все время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы тополей и березовой почки – все сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута.Ручей мой пришел в океан.

 

3.Ознакомьтесь с содержанием текста «Торопливый ножик» Е.Пермяка. Прочитайте его вслух, соблюдая правила дыхания, меняя уровень высоты голоса, меняйте окраску голоса в связи с содержанием произведения

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.230 (0.018 с.)