Макроэкономического регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономического регулирования



 

Основные макроэкономические проблемы. Экономисты по-разному определяют круг основных макроэкономических проблем. В целом такие проблемы можно сгруппировать следующим образом.

1. Исследование закономерностей функционирования национальной экономики и условий неравновесного состояния. Проблема макроэкономического равновесия – это проблема выбора, устраивающая всех субъектов, при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов для создания различных благ и способов их распределения между различными субъектами экономики сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления, ресурсов и их использования, предложения и спроса, факторов производства и результатов производства, материально-вещественных и финансовых потоков.

Макроэкономическое равновесие экономики – это ее состояние, при котором объем производства и пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигается равенство между спросом и предложением.

2. Определение условий, источников, оптимальных темпов экономического роста.

3. Изучение предпосылок и критериев выбора инструментов государственного регулирования экономики, исследование механизма действия регуляторов экономических процессов и их результативности.

Цели макроэкономического регулирования. Все перечисленные проблемы служат основанием для определения целей макроэкономики, которые являются объектом макроэкономического регулирования.

1. Экономический рост. Под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое развитие экономики, проявляющееся в увеличении национального дохода и валового внутреннего продукта в целом и на душу населения в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей. Учитывая современные тенденции экономического роста, его определяют и как процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей.

2. Обеспечение высокого уровня занятости. Это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Занятость должна поддерживаться на естественном уровне, при котором безработица в среднем составляет 5-6 % экономически активного населения.

3. Экономическая эффективность. В национальной экономике необходимо минимизировать затраты ограниченных ресурсов и максимально увеличивать полезный результат от их использования. Соотношение конечных результатов функционирования экономики и затрат на их получение является наиболее общим показателем эффективности.

4. Стабильный уровень цен. Стабильный уровень цен означает отсутствие резких скачков в его динамике. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования равновесных цен.

5. Экономическая свобода также является целевым ориентиром макро­экономики. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капитала и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую, свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги соответственно своим вкусам и предпочтениям.

6. Справедливое распределение доходов. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями. Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала в крайней нищете. Справедливое распределение доходов предполагает соответствие трудовых затрат субъектов экономики их социальному положению в обществе.

7. Социальная обеспеченность, которую предоставляет общество своим гражданам в результате потери или резкого сокращения доходов вследствие болезни, инвалидности, старости, потери работы. Косвенно социальная обеспеченность реализуется через систему гарантий и льгот. Источником этих средств являются налоги с заработной платы и других доходов трудоспособного населения, налоги с прибыли фирм.

8. Поддержание равновесного взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешних и будущих поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель важна не только для национальных экономик, но и является глобальной проблемой.

9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем населения. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие – основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.

10. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Положительный чистый экспорт приводит к росту ВВП и совокупных расходов, отрицательный – к его уменьшению. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом.

В Беларуси одной из стратегических задач является ориентация национальной экономики на экспорт.

 

Макроэкономическая политика

 

Макроэкономическая политика. Вышеназванные цели определяют макроэкономическую политику, которая представляет собой формирование правительством основных, наиболее общих целей и задач национальной экономики, использование необходимых инструментов для их реализации и базируется на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетании вышеуказанных целей. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, первоочередными могут стать, например, задачи экономического роста, полной занятости, а второстепенными – достижение стабильного уровня цен, выравнивание доходов. Особого внимания заслуживают стратегические цели социально-экономического развития, сформулированные Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. и в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем.

Главная цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Различают следующие основные виды макроэкономической политики: фискальную, монетарную, социальную и внешнеэкономическую политику.

Фискальная политика включает меры правительства, направленные на стабилизацию национальной экономики, производство неинфляционного ВВП и обеспечение полной занятости, основанные на изменении государственных расходов и налогов. С помощью фискальной политики правительство может изменять структуру национальной экономики, способствовать или сдерживать экономический рост, сглаживать циклические колебания экономики.

Фискальная политика Беларуси в предстоящем пятилетии будет направлена снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; повышение эффективности управления государственными финансами; диверсификацию финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

Монетарная, или денежно-кредитная, политика включает меры прави­тельства, направленные на изменение количества денежной массы в национальной экономике для достижения макроэкономической стабильности. Денежно-кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

Главными задачами денежно-кредитной политики являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Денежно-кредитную политику осуществляет центральный банк. Ин­струментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке по купле-продаже ценных бумаг, регулирование учетной ставки, изменение нормы отчислений в обязательные резервы, валютное регулирование, лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков, административное регулирование.

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Реализация социальной политики предполагает следующие основные направления: повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Внешнеэкономическая политика проводится государством с целью уре­гулирования платежного баланса. Одним из ее направлений является внешнеторговая политика – это меры правительства, направленные на регулирование потоков внешней торговли.

Первый тип внешнеторговой политики – политика защиты национальных производителей от конкуренции с зарубежными производителями. Инструментами защиты отечественного производителя являются: таможенные тарифы; нетарифные барьеры – лицензирование, квотирование, эмбарго; правовые и административные барьеры – сертифицирование, установление норм безопасности. Для стимулирования отечественного производителя используют предоставление льготных кредитов, субсидии, налоговые льготы. Другой тип внешнеторговой политики – либерализм – означает свободную торговлю с незначительными барьерами или вообще без них.

Стратегическими задачами на предстоящее пятилетие являются: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.

В основе макроэкономической политики лежит та или иная макроэко­номическая концепция – систематизированные на основе определенных критериев знания о народнохозяйственных процессах в целом и инструментах его регулирования. В макроэкономической теории существуют различные макроэкономические концепции. Кейнсианцы исходят из концепции активной макроэкономической политики и наибольшей эффективности фискальной политики для установления равновесия в национальной экономике. Денежно-кредитная политика, по их мнению, вторична. Неоклассики, наоборот, являются сторонниками пассивной макроэкономической политики, недооценивают фискальную политику и придают главенствующую роль денежно-кредитной.

ВВП и методы его измерения

 

Национальной экономикой называют исторически сложившуюся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны. Результатом функционирования национальной экономики является национальный продукт. Под национальным продуктом понимают общий эффект (результат) экономической активности субъектов всех сфер национальной экономики.

Для измерения национального продукта экономическая теория и статистика используют несколько показателей. Главными среди них являются: валовой национальный продукт (ВНП); валовой внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД). Однако главное значение среди них принадлежит показателю объема произведенной продукции, т. е. товаров и услуг. Для его характеристики используется показатель валового внутреннего продукта. Это обобщающий показатель стоимость товаров и услуг. произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Методы измерения валового внутреннего продукта. При обосновании прогнозных значений ВВП используются методы расчета на основе Системы национальных счетов (производственный, распределительный, конечного использования, балансовый), а также экономико-математическое моделирование.

Валовой внутренний продукт по производственному методу определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления. (ВВП = ВВ-ПП).

ВВП может измеряться на основе двух подходов:

1) по объему производства конечных товаров и услуг, т. е. по сумме расходов на их приобретение (методом «потока расходов»). В основе метода конечного использования ВВП лежит уравнение Кейнса;

2) по сумме доходов, полученных владельцами факторов производства (методом «потока доходов»).

Совокупные расходы, используемые при первом подходе, подразделяются на: а) расходы домашних хозяйств; б) расходы предпринимателей на инвестиционные товары; в) расходы правительства на закупку товаров и услуг; г) чистый экспорт (экспорт минус импорт).

Таким образом, по сумме расходов на покупку конечной продукции ВВП будет равен:

 

ВВП = C + I + G +Хп,

 

где   С – личные потребительские расходы;

I – валовые внутренние инвестиции;

G – правительственные закупки товаров и услуг;

Хп – чистый экспорт (сальдо внешней торговли).

 

Второй подход к расчету ВВП – по методу «потока доходов» – получаемых всеми владельцами факторов производства.

Первую, самую большую долю доходов в ВВП составляет заработная плата, выплачиваемая работникам.

Вторая категория доходов связана с выплатами процентов за использованный капитал его собственникам, выступающим в качестве заимодавцев.

Третья категория включает выплаты арендных платежей.

Четвертая категория доходов связана с прибылью. Она подразделяется на прибыль, получаемую собственниками (предпринимателями), и прибыль корпораций.

ВВП, рассчитанный по сумме доходов, кроме этих видов доходов, включает еще две категории средств, не связанных прямо с выплатой доходов:

• амортизацию основного капитала (физического капитала);

•  косвенные налоги (налог с продаж, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).

Таким образом, ВВП по доходам включает: заработную плату; процент кредиторов; арендную плату (рентные платежи) собственников земли и других ресурсов; прибыль (частных собственников и акционеров); амортизацию потребленного капитала; косвенные налоги на бизнес. (ВВП = w + i + П + R +Ам + Нкос.).

Кроме ВВП применяется и другой показатель объема национального продукта – валовой национальный продукт. В стоимость ВНП входят товары и услуги, произведенные факторами производства граждан данной страны, как внутри страны, так и за ее пределами.

Чтобы рассчитать ВНП страны, необходимо:

а) к ВВП прибавить факторные доходы, полученные субъектами хозяйствования данной страны в других странах;

б) из ВВП вычесть доходы субъектов хозяйствования других стран, находящихся на территории данной страны.

Однако показатель ВВП не дает точного представления об объеме продукции, произведенной за год, так как он включает в себя не только конечные товары и услуги, но и амортизационные расходы, необходимые для возмещения потребленного капитала (машин и оборудования). Поэтому в экономике используется показатель чистого внутреннего продукта (ЧВП). Он определяется вычитанием из ВВП отчислений той части произведенного продукта, которая необходима для замены средств труда, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационных отчислений Ам):

 

ЧВП = ВВП – Ам.

 

Если из ЧВП вычесть косвенные налоги на бизнес (они не вовлекаются в сферу производства, поэтому вычитаются из ЧВП), то оставшаяся величина будет составлять национальный доход (НД). Он представляет собой общий доход, который получают поставщики факторов производства за их вклад в производство ВВП.

Таким образом, НД – это разница между чистым внутренним продуктом и косвенными налогами:

НД = ЧНП – Косвенные налоги



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.027 с.)