Экономические последствия монополизации рынка. Антимонопольное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические последствия монополизации рынка. Антимонопольное регулирование



Монополия, желая максимизировать прибыль, завышает цену, и занижает объем выпуска.

Монополия перераспределяет часть доходов потребителей в свою пользу в форме монопольной прибыли, что ведет к неравномерному распределению доходов в обществе.

Последствия монополизации: ценовая дискриминация

Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара.

Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации:

5. Фирма должна обладать достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать различные цены.

6. Должна существовать практическая возможность выделять различные сегменты рынка, на которых можно устанавливать различные цены.

7. Должна отсутствовать возможность перепродажи товара либо это должно быть экономически нецелесообразно.

8. Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности.

Виды дискриминации:

4. Совершенная ценовая дискриминация - возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара.

5. Ценовая дискриминация по объему покупки - установление разных цен для разных объемов покупки.

6. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках - установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).

 

 

 

Механизм ценовой дискриминации на сегментированных рынках

 

Оценка степени монополизации рынка

Одним из инструментов оценки степени монополизации рынка является индекс концентрации (CR), который характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах:

где ki -  рыночная доля i-й фирмы в процентах;

n - число фирм на рынке;

m - число крупнейших фирм, включенных в расчет индекса.

Наиболее современным инструментом оценки степени монополизации рынка является индекс Герфиндаля (индекс Герфиндаля-Гиршмана):    

где Н - значение индекса;

S – рыночная доля i-й фирмы в процентах;

n - число фирм на рынке.

Значение индекса может изменяться в пределах 0 < H ≤ 10000.

Данный индекс позволяет оценить степень концентрации капитала в определенном сегменте рынка.

Безопасным с точки зрения монополизации считается такой рынок, на котором индекс Герфиндаля меньше 1000. Такой рынок предполагает представительство не менее 10 фирм (причем доля самой крупной составляет не больше 31%, двух крупнейших — не более 44, трех — 54, четырех — не больше 63%).

Антимонопольное регулирование

Предметом антимонопольного законодательства являются как поведение фирм на рынке, так и структуры рынка.

Антимонопольным законодательством стран запрещены либо ограничены:

· соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка;

· договоренности между производителем и торговлей относительно предела цены;

· применение демпинговых цен с целью захвата рынка;

· связывающие контракты, когда фирма продает товар А, только если покупатель покупает и товар В;

· ценовая дискриминация.

Общая идея антимонопольного регулирования - заставить действовать монополию по правилам рынка совершенной конкуренции, т.е. устанавливать цены на уровне предельных затрат.

Одним из распространенных способов подобного регулирования является установление «потолка» цен.

 

Установление потолка цены

Другим способом регулирования является установление «справедливой» нормы прибыли для данной отрасли, как правило, гораздо более низкой, чем монопольная.

Недостатки данного способа:

• фирма перестает минимизировать издержки, теряет рыночные ориентиры;

• установление допустимой нормы прибыли приводит к дальнейшему повышению барьеров входа на рынок.

 

36. Олигополия и олигопольное поведение. Стратегия поведения фирм в условиях олигополии

Формально к олигополистическим относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение).

Олигополия может существовать как в отраслях с дифференцированным продуктом (автомобиле-строение), так и в отраслях со стандартизированным продуктом (нефтяная промышленность).

Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства, при которой крупные фирмы имеют существенные преимущества над мелкими.

Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком.

Особенность олигополии, как структуры рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов.

Кривая спроса на продукцию олигополиста однозначно не задана, она зависит от реакции других участников рынка на решения, принимаемые олигополистом. Поэтому единой, всеобщей модели олигополии не существует.

Олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.

Виды поведения фирмы на олигополистическом рынке:

1. Нескоординированная олигополия - фирмы не вступают в контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. Картель (сговор) фирм - фирмы ориентируются на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли между участниками.

3. «Игра по правилам» - фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, что облегчает достижение равновесия в отрасли.

Стратегия поведения фирм в условиях олигополии

Стратегия - план действий отдельного игрока. Выбор стратегии - принятие решения, учитывающего взаимозависимость.

Теория игр - наука, занимающаяся разработкой стратегий оптимального поведения участников взаимодействия в условиях взаимозависимости.

Термины:

Игра – ситуация, участники которой (игроки) принимают решения в условиях взаимозависимости.

Выигрыш – результат применения стратегии, учитывающий действия (стратегию) других игроков.

Каждый игрок является индивидуалистом и стремится максимизировать собственный выигрыш. Игроки действуют рационально, т.е. они способны правильно прогнозировать последствия тех или иных действий на рынке и затем выбирать варианты, максимизирующие индивидуальные выигрыши.

Для наглядного представления игры используется матрица выигрышей (платежная матрица), показывающая последствия всех возможных ходов игроков.

Платежная матрица игры двух игроков: пример.

                   Фирма В Фирма А Стратегия 1 Стратегия 2
Стратегия 1 А11; В11 А12; В21
Стратегия 2 А21; В12 А22; В22

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.007 с.)