Совершенная конкуренция и её основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенная конкуренция и её основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.



Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся следующими основными признаками:

· большое число продавцов и покупателей товара, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать влияние на производство;

· однородность продукции (стандартизированный товар);

· отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее;

· полная прозрачность рынка – покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.

Ни один экономический субъект рынка не обладает властью над рыночной ценой (иначе говоря, конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней).

При совершенной конкуренции поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс-тейкером»). Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична (рис.3.1, 3.2).

 

 


Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.

 

 

13. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Принцип сопоставления общего дохода с общими издержками (графическая интерпретация: TR> TC, TR> TVC, TR< TVC).

Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки:

Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издержек.

Второй предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек.

I. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками. В краткосрочном периоде валовые издержки фирмы состоят из переменных и постоянных затрат. В этом периоде фирма будет иметь убытки, равные постоянным издержкам, даже если производство будет нулевым. Возможно не существует ни одного уровня производства, при котором фирма получала бы прибыль, но она все-таки могла бы производить при условии, что поступая так, понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой столкнется при закрытии. Поэтому конкурентной фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки. При этом фирма должна стремиться производить такой объем продукции, который или максимизирует ее прибыли, или минимизирует убытки.

Таким образом, в деятельности фирмы в краткосрочном периоде возможны три ситуации:

· максимизация прибыли;

· минимизация убытков;

· уход с рынка.

Прибыль фирмы будет максимальна при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки, производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Однако, если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия (рис.3.3.).

Рис. 3.3. Случай максимизации прибыли

Q0 – объем производства,

максимизирующий прибыль

Максим. прибыли фирмы совершенного конкурента в краткоср. периоде - видно, что величина совокупной прибыли = расстоянию по вертикали м\у TR и TC (6 ед.).

Миним. убытков и закрытие СКФ в краткосрочном периоде.Фирма будет миним. свои убытки, производя такой V продукции, при кот. он превышает TR на наименьшую величину (6 ед.). При этом TR1   должен превысить TVC, в этом случае эти переменные издержки так же, как и некоторая часть постоянных издержек могут быть оплачены из дохода. Если бы фирма закрылась, то все постоянные издержки TC должны оплатить из кармана предпринимателя. При пр-ве некоторого кол-ва продукта сумма убытка фирмы будет меньше на какую-то величину её пост. издержек. Однако, если нет производства, при кот. совокупный доход TR превышает совокупные издержки TС, то фирма будет минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде путём закрытия. Кривая TR2 лежит ниже TVC во всех точках, т.е. не существует V пр-ва, при кот. переменные издержки могут быть покрыты→фирма осуществляя производство понесла бы потери сверх своих пост. издержек →Лучший выход – закрыться и выплатить из своего кармана потерю постоянных издержек TVC.

 

 

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками (графическая интерпретация): расширение производства фирмы, убыточность фирмы, условие максимизации прибыли фирмы.

Какую прибыль будет получать фирма – совершенный конкурент в краткосрочном периоде, зависит от соотношения цена (Р) – средние экономические издержки (АС).

Р=АС -- нормальная прибыль

Р>АС -- сверхприбыль (экономическая прибыль)

Р<АС -- убыток

Рассмотрим эти ситуации на графиках: 

1. Ситуация на рынке, когда фирма – совершенный конкурент получает нормальную прибыль в краткосрочном периоде.     

МR=Р=АС=МС

Р1 и Q1 – цена и объём выпуска соответственно, при которых фирма – совершенный конкурент получает нормальную прибыль.

 

2. Ситуация на рынке, когда фирма – совершенный конкурент несёт убытки в краткосрочном периоде.

 

Р1СКМ – убыток, который несёт фирма

С – цена, необходимая для получения нормальной прибыли

Р1 -- настоящая цена

Q1 – настоящий объём выпуска

Р2 – минимальная цена, при которой фирме следует продолжать производство

Условие минимизации убытков: AVC<P<AC

3. Ситуация на рынке, когда фирма – совершенный конкурент получает сверхприбыль в кратсрочном периоде.

СР1МК – экономическая прибыль (сверхприбыль)

С – цена, соответствующая нормальной прибыли

Р1 и Q1 -- настоящие цена и объём выпуска соответственно

Условие максимизации прибыли: MR=MC

Фирма находится в равновесии, когда она обеспечивает объём выпуска, позволяющий получать экономическую прибыль

Если MR>MC, то фирма должна увеличивать объём выпуска до условия MR=MC

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.005 с.)