Раздел 1. Геометрическое черчение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Геометрическое черчение



ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

для группы специальностей

 

21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

 

 

2017


Общие указания и контрольное задание учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО): «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».

 

Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам

 

Разработчик:

Черепанова Е.А., преподаватель Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам

 

 

Рекомендовано предметно-цикловой комиссией технических дисциплин.

Протокол № 1 от «31» августа 2017года


Методические указания по дисциплине

«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

Целью изучения дисциплины, входящей в цикл общепрофессиональных дисциплин, является получение студентом теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков в области инженерной графики. Программа данной дисциплины предусматривает изучение техники черчения, геометрического черчения, основ начертательной геометрии, технического рисования, машиностроительного черчения, правил выполнения различных схем, элементов строительного черчения, правил оформления чертежей и конструкторской документации, приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с Государственными стандартами.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

 

знать:

- правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации;

- способы графического представления пространственных образов и схем;

- стандарты ЕСКД;

 

уметь:

- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;

- использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики, курсовых, расчетно-графичес-ких и дипломных работ.

 

После изучения программы дисциплины выполняется контрольная работа. Контрольная работа составлена на десять вариантов. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра студента.

Для выполнения работ нужно иметь: угольники, готовальню, набор лекал, чертежные карандаши разной твердости (Т, ТМ, М, 2М), ластики, чертежную бумагу формата А3, А4, письменную бумагу в клетку или миллиметровую бумагу формата А4 для выполнения технического рисунка.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

08.02.09 23.02.03, 21.02.03
1 2 3
Введение 2 2
1 2 3
Раздел 1. Геометрическое черчение 10 12
1.1. Основные сведения по оформлению чертежей 2 2
1.2. Шрифты чертежей 2 4
1.3. Геометрические построения 6 6
Раздел 2. Проекционное черчение 26 32
2.1. Методы проецирования. Проецирование точки. 2 2
2.2. Проецирование отрезка 2 2
2.3. Проецирование плоскости 2 2
2.4. Аксонометрические проекции 6 6
2.5. Сечение геометрических тел плоскостями 4 8
2.6. Пересечение поверхностей геометрических тел 4 4
2.7. Проекции моделей. Технический рисунок 6 8
Раздел 3. Машинная графика 20 20
3.1САПР. Система «Компас -3Д» 2 2
3.2 Порядок и последовательность работы с системой 3 3
3.3 Точное черчение в системе 3 3
3.4 Выделение и удаление объектов 2 2
3.5 Использование вспомогательных построений 2 2
3.6 Простановка размеров 2 2
3.7 Геометрические построения 3 3
3.8 Симметрия объектов 1 1
Вычерчивание детали сложного контура 2
Раздел 4. Машиностроительное черчение 62 82
4.1. Основные сведения 1 1
4.2. Изображения – виды, разрезы, сечения, выносные элементы 21 21
4.3. Резьба и ее изображение на чертежах 6 6
4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи 8 8
4.5. Разъемные и неразъемные соединения 10 10
4.6. Зубчатые передачи   6
4.7.  Чертежи общего вида и сборочные чертежи 16 16
4.8. Чтение и деталирование чертежей   14
Раздел 5. Архитектурно-строительные чертежи 8 8
5.1. Общие сведения о строительных чертежах 2 2
5.2. Особенности оформления строительных чертежей. Условные графические обозначения и изображения    
   Чертежи генеральных планов 2 2
5.3. Чтение строительных чертежей 4 4
Раздел 6. Схемы по специальности 10 6
Всего по дисциплине 134 160

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Студент должен:

 

     иметь представление:

- о роли и месте знаний по учебной дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

 

Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики. Общие сведения о стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно-технического прогресса. ЕСКД в системе государственной стандартизации. Ознакомление студентов с необходимыми для занятия учебными пособиями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, машинами и оснащением конструкторских бюро.

Пособие содержит программу, список рекомендуемой литературы для изучения предмета, контрольную работу и методические указания по ее выполнению. Программой предусматривается изучение студентом теоретических основ геометрического черчения, начертательной геометрии и проекционного черчения, машиностроительного и строительного черчения, выполнения схем по специальности.

Тема 1.2. Шрифты чертежей

 

Студент должен:

 

знать:

- типы шрифтов, их отличительные и общие свойства;

- конструкцию прописных, строчных букв и цифр;

 

уметь:

- выполнять надписи на технических чертежах.

Темы 3.1 – 3.8

  Студент должен:

         

     иметь представление:

- о системах автоматизированного проектирования;

- о необходимости и преимуществах их применения для создания конструкторских документов.

знать:

- интерфейс системы «КОМПАС-3Д»;

- приемы работы в системе «КОМПАС-3Д».

уметь:

- создавать в системе различные конструкторские документы;

- редактировать имеющиеся уже текстовые и графические документы;

- пользоваться стандартными библиотеками системы и создавать пользовательские;

- выводить созданные документы на печать.

Тема 4.6. Зубчатые передачи

 

Студент должен:

 

иметь представление:

- об изображении различных способов соединения зубчатых колес с валом;

- об условных изображениях реечной и цепной передач, храпового механизма;

 

знать:

- основные виды зубчатых передач;

- цилиндрическая, коническая и червячная передачи – технология изготовления, основные параметры, конструктивные разновидности зубчатых колес;

 

уметь:

- условно изображать зубчатые колеса, червяк и червячное колесо на рабочих чертежах.

 

Основные виды передач. Технология изготовления, основные параметры. Конструктивные разновидности зубчатых колес.

Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах. Условные изображения цилиндрической, конической и червячной передач по ГОСТу.

Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом.

Условные изображения реечной и цепной передач, храпового механизма.

Вопросы для самопроверки

 

1. Как называется единый комплекс, объединяющий стандарты, содержащие правила выполнения машиностроительных чертежей?

2. Каковы роль и задачи предмета «Инженерная графика»?

3. Какие принадлежности и инструменты необходимы при выполнении чертежей?

4. Как правильно удалять лишние линии и чистить чертежи?

5. Как образуются основные и дополнительные форматы?

6. Назовите размеры форматов А4 и А3.

7. Назовите основные типы линий и в каких случаях они применяются.

8. Как располагают основную надпись на листах форматов А4 и А3?

9. Назовите буквы, написание которых одинаково как для заглавных, так и для строчных букв.

10. Что называется масштабом и какой ГОСТ устанавливает масштабы чертежей?

11. На каком расстоянии от линии контура чертежа проставляется размерная линия?

12. В каких случаях размеры ставят со знаком Ø и в каких случаях со знаком R?

13. Что называется уклоном и как он обозначается на чертежах?

14. Что называется конусностью и как она обозначается на чертежах?

15. Как проставляют размеры углов?

16. Назовите ГОСТ, который устанавливает правила нанесения размеров на чертежах.

17. При помощи какой таблицы можно разделить окружность на любое число равных частей?

18. Что называется сопряжением? В какой последовательности выполнять сопряжения, если известен радиус дуги сопряжения и сопрягаемые линии?

19. В чем отличие лекальных кривых от циркульных?

20. Назовите семь лекальных кривых.

21. С помощью каких инструментов обводят эллипс и овалы?

22. В чем различие между центральным и параллельным проецированием?

23. В каких случаях применяют ортогональные проекции и когда аксонометрические?

24. Что называют проекцией точки?

25. Что называют системой координатных плоскостей?

26. Как называются и обозначаются плоскости проекций?

27. Как обозначают оси проекций?

28. Что называют прямой общего положения?

29. что называют горизонтально-проецирующей прямой?

30. Какими элементами задается плоскость?

31. Назовите главные линии плоскости. Как расположены проекции этих линий?

32. Как расположен отрезок прямой в пространстве относительно плоскостей проекций, если на горизонтальную плоскость он проецируется в виде точки?

33. Что означает латинское слово «аксонометрия»? В каких случаях применяют аксонометрические проекции?

34. Назовите три вида аксонометрических проекций, наиболее часто применяемых в машиностроительном черчении.

35. Как располагаются оси проекций и каковы показатели искажений по осям в изометрической и диметрических проекциях?

36. Назовите четыре поверхности вращения.

37. Как образуются поверхности шара и конуса?

38. Что называют многогранником? Что называют ребром и гранью многогранника?

39. В каком случае при сечении многогранника плоскостью в сечении получается многоугольник, подобный фигуре основания многогранника?

40. Какими способами определяется натуральная величина сечения?

41. Назовите три вида изображений, установленных ГОСТ 2.305.

42. Каким методом получают изображения на чертежах?

43. Назовите основные виды. Как располагают основные виды на чертежах?

44. Что называется сечением?

45. Что называется разрезом?

46. Назовите виды сечений.

47. Как образуется простой разрез?

48. Как образуются сложные разрезы?

49. Назовите виды разрезов в зависимости от расположения секущей плоскости.

50. Какие правила нужно знать при выполнении разрезов симметричных фигур?

51. В каких случаях нужно обозначать разрезы буквами?

52. Какие детали и при каком расположении секущей плоскости показывают на чертеже нерассеченными, хотя они попали в секущую плоскость?

53. В каких случаях применяют выносные элементы и как их обозначают?

54. Какие профили резьб вы знаете?

55. Какие существуют виды стандартных резьб?

56. Как обозначаются на чертежах метрическая, трубная и трапецеидальная резьба?

57. Расшифруйте обозначение: Болт М12*60.58 ГОСТ 7798 – 70.

58. Каково практическое назначение эскиза?

59. Каково назначение рабочего чертежа и какие данные он должен содержать?

60. Расшифруйте обозначение: СЧ 20 ГОСТ 1412 – 79.

61. Какие виды разъемных соединений вы знаете?

62. Назовите неразъемные соединения.

63. Как изображают на чертежах пружины и в каком месте чертежа пружины помещают необходимые данные о пружине?

64. Что называется сборочным чертежом и каково его назначение?

65. Какова последовательность выполнения сборочного чертежа?

66. Какие упрощения применяют на сборочных чертежах?

67. Какие существуют правила для нанесения номеров позиций на сборочных чертежах?

68. Что такое спецификация и каков порядок ее заполнения?

69. Какие размеры проставляют на сборочном чертеже?

70. Как штрихуют детали на сборочном чертеже в разрезе?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа выполняется на 6 листах карандашом. Из них один лист формата А4 на бумаге в клетку или миллиметровой бумаге и 5 листов на чертежной бумаге формата А4-А3.

Перечень листов:

Лист 1 – «Титульный лист» (формат А4)

Лист 2 – «Группа геометрических тел» (формат А3)

Лист 3 - «Комплексный чертеж модели» (формат А3 или А4)

Лист 4 - «Технический рисунок модели» (формат А4, бумага в клетку)

Лист 5 – «Разрез» (формат А3)

Лист 6 – «Сечения» (формат А3 или А4)

Листы оформляют рамкой и основной надписью, основную надпись нужно выполнять в соответствии с рисунком 1.


 

 

1 – наименование чертежа; 2 – обозначение чертежа, состоящее из индекса раздела курса черчения (например, ГЧ – геометрическое черчение, ПЧ - проекционное черчение, МЧ – машиностроительное черчение), номер задания, номер варианта; 3 – обозначение материала; 4 – литера (например, У – учебный); 5 – масса; 6 - масштаб; 7 – номер листа; 8 – количество листов; 9 – название техникума, номер группы или номер личного дела (шифр учащегося); 10 – исполнитель; 11, 12 – подписи; 13 – дата. Графы 14, 15, 16, 17 и 18 в учебных чертежах не заполняются.

 

Рисунок 1 – Образец основной надписи

На рисунке 2 показано расположение основной надписи на листах форматов А3 и А4, на листе формата А4 – только вдоль короткой стороны, а на других форматах в правом нижнем углу вдоль короткой или длинной стороны.

 

Лист 1 «Титульный лист»

Содержание листа: изучить построение чертежного шрифта по ГОСТ 2.304; приобрести навыки построения букв и цифр в соответствии со стандартом; освоить выполнение надписей.

Порядок выполнения листа: На листе формата А4 выполнить рамку. Титульный лист включает (см. рисунок 3): поле 1 - наименование учебного заведения; поле 2 остается свободным; поле 3 – наименование документа; поле 4 – фамилия преподавателя; поле 5 – данные о студенте и его подпись; поле 6 – год выполнения работы (без указания слова год). Пример выполнения титульного листа приведен на рисунке 4. Надписи в зоне 1 выполняют шрифтом размера 7; в зоне 3 – размером 10; в зоне 4,5,6 шрифтом размера 5.

Выполнить разметку листа и расположить на нем необходимый объем строк симметрично относительно рамок формата. Перенос частей слов на титульном листе не допустим.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ

РЕЗЕРВАМ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОРЖОКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ

Торжок 2017

 

Рисунок 4 – Пример оформления титульного листа

Методические указания

 

     Линии чертежа должны соответствовать ГОСТ 2.303 – 68, тип линий и толщину выбирают в зависимости от назначения линии. Толщину основной сплошной линии можно выбирать в пределах 0,5 – 1,4. На учебных чертежах рекомендуется толщину (S) основной сплошной линии принимать равной 0,8 – 1 мм. Толщина линии одного типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже. Надписи на чертежах должны соответствовать стандарту на шрифт. Чтобы научиться правильно писать стандартным шрифтом, необходимо изучить ГОСТ 2.304 – 81. ГОСТом установлены два типа шрифта: тип А и тип Б, с наклоном и без наклона. Установлены следующие размеры шрифта: 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20 (размер 1,8 допускается только для типа Б).

     Размер шрифта h определяется высотой прописных букв в миллиметрах. Высота прописных букв  и измеряется перпендикулярно основанию строки. Высота строчных букв С определяется из отношения их высоты (без отростков) к размеру шрифта h; например, для шрифта типа А, высота , а для шрифта типа Б высота .

     Ширина букв g определяется по отношению размера шрифта, например для шрифта типа А размер , а для типа Б размер , или по отношению к толщине линии шрифта d, например для шрифта типа А ширина буквы равна 7 d (для широких букв 9 d), а для шрифта типа Б ширина буквы равна 6 d (для широких букв 8 d). Толщина линии d определяется в зависимости от типа и высоты шрифта: для типа А размер , для типа Б размера .

     Для освоения написания шрифта рекомендуется использовать вспомогательную сетку.

     Для выполнения надписей на чертежах рекомендуется шрифт типа Б с наклоном 750. В табл. 1 приведены параметры этого шрифта. Образец букв и цифр шрифта типа Б дан на рис. 5.

 

Для построения сетки Типа А (с наклоном и без наклона) Типа Б (с наклоном и без наклона)
Высота разбивается на части Вертикальные линии проводятся на расстоянии 14   1/14 10   1/10

 

 

Шрифт типа Б

Таблица 1.

Параметры шрифта Б Обозначение

Относительный

размер

Размеры, мм
Размер шрифта: высота прописных букв h   (10/10) h   10 d   1,8; 2,5; 3,5; 5,0; 7,0; 10,0; 14,0; 20,0
высота строчных букв с (7/10) h 7 d 1,3; 1,8; 2,5; 3,5; 5,0; 7,0; 10,0; 14,0
Толщина линии шрифта d (1/10) h   0,18; 0,25; 0,35; 0,5; 0,7; 0,1,1,4; 2,0
Расстояние между буквами а (2/10) h 2 d 0,35; 0,5; 0,7; 1,0; 1,4; 2,0 2,8; 4,0
Минимальный шаг строк (высота вспомогательной сетки) b (17/10) h 17 d 3,1; 4,3; 6,0; 8,5; 12,0; 17,0; 24,0; 34,0
Минимальное расстояние между словами е (6/10) h 6 d 1,1; 1,5; 2,1; 3,0; 4,2; 6,0; 12,0
Ширина букв и цифр: прописные буквы и цифры g (5/10) h 5 d 0,9; 1,3; 1,8; 2,5; 5,0; 7,0; 10,0
Г, Е, З, С, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10        
А, Д, М, Ю   (7/10) h 7 d 1,3; 1,8; 2,5; 3,5; 4,9; 7,0; 9,8; 14,0
Х, Ф, Ш, Щ, Ж   (8/10) h 8 d 1,4; 2,0; 2,8; 4,0; 5,6; 8,0; 11,2; 16,0
Остальные буквы и цифры 4   (6/10) h 6 d 1,1; 1,5; 2,1; 3,0; 4,2; 6,0; 8,4; 12,0
Цифра 1   (3/10) h 3 d 0,5; 0,8; 1,0; 1,5; 2,1; 3,0; 4,2; 6,0
Строчные буквы:        
з, с   (4/10) h 4 d 0,7; 1,0; 1,4; 2,0; 2,8; 4,0; 5,6; 8,0
м, ы, ю   (7/10) h 7 d 1,3; 1,8; 2,5; 3,5; 4,9; 7,0; 7,8; 14,0
х, ф, ш, щ   (8/10) h 8 d 1,4; 2; 2,8; 4,0; 5,6; 8,0; 14,2; 16,0
Остальные буквы   (5/10) h 5 d 0,9; 1,3; 1,8; 2,5; 3,5; 5,0; 7,0; 10,0
         

 

Рисунок 5. Шрифт типа Б с наклоном

Лист 2

Содержание листа: Чертеж группы геометрических тел в трех видах выполняется на чертежной бумаге.

Цель задания: изучить проецирование геометрических тел в прямоугольных проекциях. Ознакомиться с элементами геометрических тел (грань, ребро, вершина, высота, основание и т.д.). Освоить приемы проецирования точки на три плоскости проекций.

Порядок выполнения листа: Образец выполнения листа показан на рисунке 7. Варианты выбирают по таблице 2 и рисунку 8. На рисунке 9 изображен вид сверху группы геометрических тел. Нужно определить, какие геометрические тела входят в данную группу. Найти на рисунке тела, соответствующие варианту.

Перечертить четыре геометрических тела на формат по размерам (в двух видах). Найти недостающие проекции точек. Нанести размеры. Затем вычертить данную группу в трех видах.

 

Методические указания

Изображения предметов на чертежах выполняют методом прямоугольного (ортогонального) проецирования.

При этом изображаемый предмет располагают между глазом наблюдателя и плоскостью проекций, через все точки предмета проводят проецирующие лучи под прямым углом к плоскости проекций и получают прямоугольную (ортогональную) проекцию на плоскости (см. рисунок 6).

 

 

 

Рисунок 6

 

 

Рисунок 7

 

Таблица 2

№ варианта

№ рисунка

Размеры, мм

d d 1 d 2 d 3 п т h h 1 h 2 h 3 l l1
1 а 38 36 40 - 38 14 55 55 50 55 50 45
2 б 40 36 46 - 38 14 50 50 65 50 50 48
3 в 40 40 46 - - - 55 55 45 50 45 60
4 г 38 45 40 - - - 60 60 55 50 52 70
5 д 40 46 48 - - 40 45 45 50 65 60 45
6 а 48 40 40 - - 50 55 60 50 70 55 55
7 б 38 38 38 - - 45 50 60 60 50 50 45
8 в 40 45 45 - - 45 60 55 55 60 55 50
9 г 40 45 42 14 - 30 55 55 55 60 50 40
10 д 44 48 46 14 - 30 50 50 50 60 50 40

 

Рисунок 8

 

Рисунок 9

 

Методические указания

В основу технического рисунка положен тот или иной вид аксонометрии, поэтому технический рисунок строится на аксонометрических осях. Все построения выполняются от руки на глаз. Окружность в изометрии вписывается в ромб, стороны которого равны диаметру ее и параллельны соответствующим осям проекции.

Для придания большей наглядности и выразительности рисунку желательно с помощью легких штрихов дать оттушовку (штраффировку), т.е. нанести тени на предмете, считая что свет падает на него слева сверху.

 

 

 

Рисунок 12

 

Рисунок 13

 

Лист 5 «Разрезы»

Содержание листа: Комплексный чертеж модели, выполненный по двум данным видам с необходимыми разрезами и нанесением размеров. Работа выполняется на листе чертежной бумаги формата А3.

Цель задания: Освоить правила и методы изображения разрезов деталей на чертежах всех отраслей промышленности.

Порядок выполнения листа:

Образец выполнения листа показан на рисунке 17.

Варианты задания выбирают по рисунку 18.

Чертеж выполняется на листе формата А3.

Приступайте к выполнению листа в следующем порядке: определите по своему варианту задание; выберите масштаб, сделайте разметку листа, определите место для трех проекций; перечертите данные две проекции модели, постройте третью проекцию; выполните необходимые разрезы, нанесите размеры; проверьте правильность выполнения чертежа, уберите лишние линии и обведите чертеж, заштрихуйте тело детали в зоне разреза. Штриховка выполняется тонкими линиями на равном расстоянии друг от друга под углом 45о одного направления на всех проекциях. Заполните основную надпись.

 

Методические указания

Успешное выполнение данного листа требует изучения правил построения разрезов. Рассмотрим основные положения по ГОСТ 2.305, относящиеся к простым разрезам.

Многие детали, встречающиеся в технике, имеют отверстия, проточки и т.п. Внутренние формы детали изображают невидимыми линиями, и если эти формы сложны, то чертеж получается неясным для чтения. Для выявления внутреннего контура применяют разрезы и сечения. Деталь в этом случае рассекают мнимой плоскостью и удаляют часть, расположенную между глазом наблюдателя и секущей плоскостью (см. рисунок 15). Плоская фигура, получающаяся непосредственно в секущей плоскости, есть сечение. Изображение, включающее сечение и все, что расположено за секущей плоскостью, называется разрезом.

Число секущих плоскостей разделяет разрезы на простые и сложные. При одной секущей плоскости разрез называют простым и сложным- при большем их числе.

Вертикальная секущая плоскость формирует вертикальный разрез, горизонтальная –горизонтальный разрез, плоскость, наклоненная к горизонтальной плоскости проекций, образует наклонный разрез.

Разрезы чаще всего помещают на месте видов: вертикальные разрезы на главном виде и виде слева детали, горизонтальный – на виде сверху.

След секущей плоскости обозначают разомкнутой линией толщиной 0,75 – 2 мм, длиной 8…20 мм. Эти штрихи помещают вне контура детали. Направление взгляда при образовании разреза отмечается стрелкой, форма, размеры и положение которой должны отвечать рисунку 14.

 

Рисунок 14

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то простой разрез, помещенный на месте соответствующего вида, не обозначают (см. рисунок 16).

Спицы, тонкие стенки (ребра) и т.п., если секущая плоскость направлена вдоль длинной стороны их, показывают незаштрихованными.

 

Рисунок 15

 

 

Рисунок 16

 

 

Рисунок 17

 

 

Рисунок 18

 

Лист 6 «Сечения»

Содержание листа: Главный вид (вид спереди) и необходимые сечения, выполненные по аксонометрическому изображению и главному виду детали. Работа выполняется на листе чертежной бумаги формата А4 или А3.

Цель задания: Изучить правила выполнения сечений по ГОСТ 2.305.

Порядок выполнения листа:

Образец дан на рисунке 19.

Варианты задания определяются по рисунку 20.

Начертите рамку и основную надпись. Перечертите главный вид детали в масштабе 1:1 или 2:1 (длинную часть детали начертите с разрывом).

Начертите сечения А-А; Б-Б.

Нанесите размеры. Обведите чертеж. Заполните основную надпись.

Методические указания: Приступая к выполнению чертежа, внимательно изучить правила выполнения сечений в соответствии с ГОСТ 2.305.

Сечением называют изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показывают только то, что получается непосредственно в секущей плоскости. Сечения делят на два вида: вынесенные сечения и наложенные сечения. Вынесенные располагают вне контура предмета. Их обводят сплошной линией. Наложенные располагают непосредственно на изображении и обводят тонкой сплошной линией. На рисунке приведены примеры сечений.

 

Рисунок 19

 

Рисунок 20

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

для группы специальностей

 

21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

 

 

2017


Общие указания и контрольное задание учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО): «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».

 

Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам

 

Разработчик:

Черепанова Е.А., преподаватель Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам

 

 

Рекомендовано предметно-цикловой комиссией технических дисциплин.

Протокол № 1 от «31» августа 2017года


Методические указания по дисциплине

«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

Целью изучения дисциплины, входящей в цикл общепрофессиональных дисциплин, является получение студентом теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков в области инженерной графики. Программа данной дисциплины предусматривает изучение техники черчения, геометрического черчения, основ начертательной геометрии, технического рисования, машиностроительного черчения, правил выполнения различных схем, элементов строительного черчения, правил оформления чертежей и конструкторской документации, приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с Государственными стандартами.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

 

знать:

- правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации;

- способы графического представления пространственных образов и схем;

- стандарты ЕСКД;

 

уметь:

- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;

- использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики, курсовых, расчетно-графичес-ких и дипломных работ.

 

После изучения программы дисциплины выполняется контрольная работа. Контрольная работа составлена на десять вариантов. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра студента.

Для выполнения работ нужно иметь: угольники, готовальню, набор лекал, чертежные карандаши разной твердости (Т, ТМ, М, 2М), ластики, чертежную бумагу формата А3, А4, письменную бумагу в клетку или миллиметровую бумагу формата А4 для выполнения технического рисунка.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование разделов и тем

Количество часов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.228 с.)