В условиях совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях совершенной конкуренции



 

Конкурентная фирма не проводит ценовую политику, т.к. она не способна регулировать рыночную цену товара. В условиях совершенной конкуренции фирма может только приспосабливаться к рыночной цене, которая задается ей рынком.

Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях чисто конкурентного отраслевого рынка является соверешенно эластичной. Это означает, что отдельная фирма не может установить более высокую цену, ограничивая объем производства; не может она и снизить цену на товар, чтобы увеличить объем продаж.

Для отрасли, т.е. для всех фирм, производящих определенную продукцию, объем продаж может быть увеличен путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы в отрасли, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Однако если только одна фирма увеличивает или уменьшает объем выпуска продукции при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, то это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения товара и рыночную цену.

Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является одновременно и кривой дохода (см. рис. 5.1).

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (DD). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (DD). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

 

Рис. 5.1. Спрос, предельный доход и валовый доход

фирмы в условиях совершенной конкуренции

При любом объеме продаж валовый доход определяется путем умножения цены товара на количество продукции, которое фирма может продать. Когда фирма решает вопрос об изменении объема производства, она учитывает, как в результате этого изменится ее валовый доход и каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции, т. е. предельный доход.

Предельный доход – это добавочный доход, который является результатом продажи еще одной, дополнительной единицы продукции. Другими словами, предельный доход – это изменение валового дохода, связанное с продажей еще одной единицы продукта.

Предельный доход является постоянной величиной, потому что валовый доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей товара. В условиях совершенной конкуренции для отдельной фирмы цена товара является постоянной, поэтому добавочные единицы продукции могут быть проданы без понижения цены продукции. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица продукции присоединяет ровно свою цену к валовому доходу. В условиях совершенной конкуренции предельный доход постоянен, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.

 

РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ

 В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Деятельность фирмы (предприятия), как мы уже ранее отмечали, делится на долгосрочную и краткосрочную, хотя долгосрочность или краткосрочность – понятия относительные. Их длительность зависит от многих факторов – характера производства, технологического цикла и т.п. Если у предприятия имеется хотя бы одно неоплаченное обязательство из разряда постоянных, то это означает, что оно находится в рамках краткосрочного цикла, может прекратить коммерческие операции, но не может выйти и из дела; по законодательству оно может и должно объявить себя банкротом.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и, стремясь к равновесию, приспосабливает объем производства к рыночному спросу посредством изменения величины используемых переменных ресурсов.

Фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить:

1) экономическую прибыль;

2) убыток, который меньше ее постоянных издержек.

Фирме следует производить такой объем продукции, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки.

Существуют 2 подхода к определению уровня производства, при котором достигается равновесие фирмы, т.е. фирма максимизирует прибыли или минимизирует убытки.

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек.

2. Сравнение пределеьного дохода и предельных издержек.

 Рассмотрим эти подходы более подробно.

Итак, в соответствии с первым подходом определение равновесия фирмы в краткосрочном периоде сводится к ответу на вопрос: при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т.е. максимизируется разница

(TR–TC) или, другими словами, минимизируются убытки.

В условиях совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции добавляет к валовому доходу одну и ту же величину – цену товара. С ростом производства валовые издержки возрастают, т.к. увеличение объема продукции требует большего количества ресурсов. Однако степень возрастания валовых издержек зависит от эффективности фирмы. Это объясняется действием закона убывающей отдачи, рассмотренного ранее. Согласно этому закону с течение времени темп роста валовых издержек сначала снижается за счет более эффективного использования фирмой своих постоянных ресурсов, а затем с определенного момента темп роста валовых издержек возрастает вследствие неффективного (с высокой интенсивностью) оборудования фирмы. Сравнивая валовые издержки с валовым доходом на графике (см. рис. 5.1) можно определить максимальную прибыль фирмы. Эта прибыль достигается там, где разница по вертикали меж

ду графиками валового дохода и валовых издержек является наибольшей.

Рис. 5.2. Максимизация прибыли (а) и

минимизация убытков (б) фирмы

Прибыль фирмы максимизируется (рис. 5.2, а и рис. 5.3) при таком объеме производства, когда валовый доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Убытки фирмы минимизируются (рис. 5.2, б) при таком объеме производства, когда валовые издержки превышают валовый доход на минимальную величину. Однако при нулевом объеме производства, при котором валовый доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки путем ее закрытия (прекращения деятельности) в краткосрочном периоде.

В соответствии со вторым подходом к определению равновесного уровня производства конкурентной фирмы необходимо сопоставить предельный доход с предельными издержками. Фирме следует производить любую единицу продукции, предельный доход от которой выше ее предельных издержек, потому что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, каждая дополнительная единица продукции либо увеличивает совкупную прибыль, либо уменьшает убытки. Если же предельные издержки единицы продукции выше ее предельного дохода, то фирме не следует ее производить, т.к. производство этой единицы продукции в большей степени увеличит издержки, чем доход, и не будет окупаться.

Итак, максимизация прибыли или минимизация убытков фирмы (предприятия) происходит тогда, когда выполняется условие MR = MC.

Рис. 5.3. Достижение максимальной

прибыли предприятия

Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат, а совокупные издержки получаются суммированием на графике кривых постоянных и переменных издержек (рис. 5.3). Соединив оба графика, можно понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и TC наибольший (отрезок АВ).

Точка С и точка Д являются точками критического объема производства.

До точки С и после точки Д совокупные издержки больше совокупного дохода (TC > TR): такое производство экономически убыточно.

В интервале от точки К до точки N предприятие получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Задача предприятия – закрепиться в ближайшей окрестности т. А. В этой точке угловые коэффициенты дохода (МR) и издержек (МС) равны.

Таким образом, условие максимизации прибыли– это равенство предельного дохода и предельных издержек (МR=МС).

Сопоставление МR и МС можно осуществить и непосредственно.

Рис. 5.4. Издержки и прибыль конкурентной фирмы

в краткосрочном периоде

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается, как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, когда МС =Р.

Если МС < Р, то производство можно расширять.

Если МС > Р, то производство убыточно и его следует прекратить.

На рис. 5.4 совокупный доход (ТR=РQ) равен площади прямоугольника OMKN. Общие издержки TC равны площади ORSN, а максимум общей прибыли (р=TR–TC) представляет собой площадь прямоугольника MRSK.

В условиях краткосрочного равновесия выделяют 4 типа фирм (см. рис. 5.5).

Рис. 5.5. Типы фирм в условиях

краткосрочного равновесия

Та фирма, которой удается покрывать лишь АVC (АVC = P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается оставаться в деле лишь недолгое время, т.е. краткосрочный период. В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие АVC, но и АТС, т.е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС=Р).

В случае снижения цен фирма перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать текущие АVC и будет вынуждена покинуть отрасль и оказаться за ее пределами (запредельная фирма, где AVC › P).

Если ATC ‹ P, то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

 

РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ

В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

В долгосрочном периоде фирма может изменить все свои параметры, поэтому она стремится расширять производство, снижая средние издержки (АС).

Между изменением АТС и изменением размера предприятия существует зависимость, получившая название «Эффект от масштаба», который может быть трех видов.

1. Положительный эффект, при котором увеличение выпуска продукции достигается при относительной экономии АТС (нужно продолжать наращивать объемы производства, т.к. это приводит к экономии ресурсов), – кривая долгосрочных АТС имеет на графике отрицательный наклон.

2. Постоянный эффект, при котором увеличение выпуска продукции достигается при пропорциональном увеличении АТС, – кривая долгосрочных АТС расположена горизонтально.

3. Отрицательный эффект, при котором увеличение выпуска продукции достигается при опережающем увеличении АТС (минимально эффективный размер предприятия уже достигнут, и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно) – кривая долгосрочных АТС имеет положительный наклон.

 

Когда объем производства растет, АТС уменьшаются (см. рис. 4.10 переход от LАТС1 к LАТС2). Когда объем производства снижается, АТС растут.

Ранее на рис. 4.11 были изображены и рассмотрены различные типы кривых средних общих долгосрочных издержек в связи с эффектами роста масштабов производства. При положительном эффекте масштаба кривая долгосрочных АТС имеет отрицательный наклон; при постоянной отдаче от роста масштаба кривая долгосрочных АТС на графике горизонтальна; при увеличении издержек от роста масштабов производства кривая долгосрочных АТС имеет восходящий вид (рис. 4.11, а).

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм отражаются на ценах ресурсов следующим образом.

1. Если отрасль использует не специфические ресурсы (т.е. такие, на которые предъявляют спрос и другие отрасли), то цена ресурсов не меняется и издержки производства тоже не меняются (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Кривая предложения отрасли с постоянными

издержками в долгосрочном периоде

2. Если дополнительный спрос на ресурсы приводит к росту цены на них, то издержки возрастают (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде

3. Если в отрасли издержки снижаются, что обычно связано с положительным эффектом от масштаба производства, то спрос на ресурсы снижается и цена на них тоже снижается (рис. 5.8).

 

Рис.5.8. Кривая предложения отрасли с понижающимися

издержками в долгосрочном периоде

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рис. 5.9.

Положение равновесия фирмы в долгосрочном периоде выражается следующим образом:

MR (Р) = АС = МС.                                                       (5.1)

Иными словами, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли фирмы достигается тогда, когда выполняется равенство

MR = VC = P = AC.                                                       (5.2)

Это равенство позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, хотя конкурентная фирма может получить экономическую прибыль или убыток в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR(Р) = МС в долгосрочном периоде.

Во-вторых, модель совершенно конкурентной экономики приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества в целях максимизации удовлетворения общественных потребностей:

Рис. 5.9. Положение равновесия конкурентной фирмы

 в долгосрочном периоде

а) Р=АС: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, необходимый обществу, производился наименее дорогостоящим способом;

б) Р=МС: ресурсы должны быть распределены между отраслями и фирмами так, чтобы получить наиболее необходимый обществу (потребителям) ассортимент продукции.

 

Основные понятия: частнопредпринимательская фирма, партнерство, корпорация, модель рынка совершенной (чистой) конкуренции, максимизация прибыли фирмы, минимизация убытков фирмы, равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Вопросы и задания

 

1. Назовите основные признаки совершенной (чистой) конкуренции.

2. Укажите, что из перечисленного соответствует понятию совершенной конкуренции:

а) супермаркет, расположенный в центре города;

б) сталелитейная промышленность;

в) автомобильная промышленность;

г) банк, в котором Вы имеете счет;

д) фермерское хозяйство, занимающееся выращиванием пшеницы.

3. Объясните и изобразите графически ответ на вопрос: согласны ли Вы с высказыванием, что предельный доход является изменением в валовом доходе?

4. Поясните и проиллюстрируйте графически следующее утверждение: «Тот отрезок кривой предельных издержек конкурентной фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек, представляет собой кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде».

5. Приведите аргументы в пользу того факта, что в совершенно конкурентной отрасли в правиле MR = MC цена может быть заменена на предельный доход.

6. Объясните, почему конкурентный производитель должен следить за средними переменными издержками при решении вопроса о том, продолжать или нет производство в краткосрочном периоде, за предельными издержками – при принятии решения об оптимальном объеме производства, а за средними валовыми издержками, чтобы вычислить прибыли или убытки.

7. Используя диаграммы для отрасли и для типичной фирмы, проиллюстрируйте долговременное конкурентное равновесие, а также покажите на графике, как увеличение и уменьшение рыночного спроса нарушат это равновесие.

8. Обоснуйте значение для экономической эффективности равенства Р и АС, а также равенства Р и МС при долговременном равновесии Р=АС=МС.

9. Выскажитесь критически по поводу уверенности некоторых экономистов в том, что неравномерное распределение доходов могло бы уменьшить эффективность, с которой конкурентная рыночная система распределяет ресурсы.

10. Объясните и покажите графически процессы приспособления, с помощью которых восстанавливается долговременное равновесие отрасли с постоянными издержками.

 

Глава шестая

ФИРМА В УСЛОВИЯХ

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

6.1. Цена и объем производства фирмы в условиях чистой монополии.

6.2. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции.

6.3. Цена и объем производства фирмы в условиях олигополии.

6.4. Поведение фирмы в условиях монопсонии и двусторонней монополии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.061 с.)