Конкуренция: сущность, основные виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция: сущность, основные виды.



Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Виды конкуренции:
1 ) Функциональная конкуренция – возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурентами.
2)Видовая конкуренция – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристиками.

3)Предметная конкуренция – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству.

Характеристика рынка в условиях совершенной конкуренции.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интересными, но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.
Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

Особенности поведения фирмы в условиях монополии.

Монополия – состояние рынка, при котором на нем присутствует один или несколько крупных продавцов.

Пути образования монополий:

1) естественный – возникает при разработке уникальных природных месторождений и при эксплуатации дорогостоящих сетевых. Гос. регулирование естественных монополий регламентировано законом об естественных монополиях и об антимонопольной деятельности.

2) Искусственные монополии – результат кратковременного превышения спроса над предложением и монопольных сговорах о разделе рынка. В результате возникают следующие монопольные структуры:

а) картель – объединение различных независимых производителей, дополняющих технологическую цепочку;

б) корпорация – слияние производителей дополняющих технологическую цепочку;

в) Конгломерат – слияние производителей различных независимых товаров;

г) трест – вертикально-интегрированная система, замыкающая цепочку производства, сбыта и финансирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.004 с.)