Процент как цена капитала. Дисконтирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процент как цена капитала. Дисконтирование



Итак, за упущенную выгоду владельцам денег полагается плата. Эта плата называется процентом. Если для владельца капитала процент – это доход, то для заемщика капитала, фирмы или предпринимателя - это издержки. Причем, выступать они могут в следующих формах:

· ссудный процент – плата банку от суммы выданной ссуды для приобретения средств производства;

· арендная плата – плата владельцу капитальных благ за предоставление их во временное пользование;

Несмотря на эти издержки, спрос на капитал устойчив, так как возможность использовать ресурсы уже сегодня «за чужой счет» позволяет фирме укрепить свои рыночные позиции и получать прибыль в будущем.
Прибыль, полученная на капитал, делится на две части: предпринимательский доход и ссудный процент.
Ссудный процент – цена, уплачиваемая собственником капитала за использование заемных средств в течение определенного периода.
Если ссудный процент получает владелец капитала, то предпринимательский доход достается самому предпринимателю. А если в качестве капитала используются собственные средства предпринимателя, то и процент принадлежит ему.
Формирование ставки или нормы процента происходит в результате взаимодействия спроса и предложения ссудного капитала.
Ставка процента – отношение размера полученного дохода от вложения капитала к размеру капитала отданного в ссуду, выраженное в процентах.

Размеры процентных ставок могут дифференцироваться в зависимости от следующих условий:
- от времени, на которое предоставлена ссуда (на краткосрочные кредиты ставки ниже, чем на долгосрочные);
- от степени риска (рискованные кредиты дороже);
- от размеров кредита (чем меньше сумма, тем выше ставка);
- от размеров налогов, которыми облагаются проценты.
Различают номинальную и реальную ставки процента.
Номинальная процентная ставка – это ставка, по которой заемщик возвращает полученную сумму кредитору с учетом инфляции.
Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита.
Реальная процентная ставка – это номинальная ставка, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности.
Она определяется по формуле:

где ip – реальная процентная ставка;
- уровень инфляции;
iн - номинальная процентная ставка.
Реальная процентная ставка и лежит в основе принятия решений о целесообразности инвестиций.
Прежде чем принять решение об инвестициях на определенный промежуток времени, следует сравнить затраты и ожидаемый доход. Для этого необходимо располагать способом сравнения стоимости капитала в настоящий момент с той величиной, которую он приобретет в некоторый будущий момент в виде прибыли. Процесс соотношения доходов и расходов, разнесенных по времени, называется дисконтированием.
Дисконтирование (discounting) – приведение экономических показателей будущих лет к сегодняшней ценности (present value).
Дисконтирование осуществляется по формуле (формуле сложных процентов или текущей дисконтированной приведенной стоимости - PDV):

где PDV – сегодняшняя ценность;
FVt – ценность через t периодов;
i – ставка дисконтирования.
В качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского процента или другой показатель.
Например, располагая суммой 100 тыс. руб., через два года при 10% ставке годовых можно получить 121 тыс. руб. В этом случае 100 тыс. руб. через два года будут соответствовать 82644 руб. первоначальной суммы.
Формула PDV полезна в тех случаях, если затраты делаются сразу и полной суммой и выгоды по прошествии времени также поступают единовременно. А если суммы вносятся и возвращаются по частям, да к тому же разными долями и через разные промежутки времени? В этом случае применяется расчет чистой дисконтированной стоимости (Net Present Value – NPV):
NPV = π1/(1+i) + π2/(1+i)2 + … + πn/(1+i) n – I,
где I –инвестиции;
πn – прибыль, получаемая в n-ом году;
i –норма дисконта.
Нормой дисконта служит, как правило, ставка процента. Величина NPV должна быть больше нуля: NPV > 0. Это означает, что приведенная прибыль, ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, инвестировать следует лишь в тех случаях, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.
Дисконтирование помогает снизить риск при принятии решений, связанных с инвестиционными проектами. Применять эту процедуру могут как фирмы, оптимизируя предпринимательскую деятельность, так и население, принимая решения относительно собственных сбережений и накоплений.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА.

В основе классификации благ лежат два критерия:
1) тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении;
2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.
В соответствии с типом присвоения выделяются два признака благ: исключаемость и неисключаемость благ в потреблении. Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность этого блага для других субъектов. В этом случае присвоение (потребление) блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствования кому-либо участвовать в потреблении блага независимо от владельца блага. В соответствии с данным принципом даже лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей.
В соответствии с характером распределения полезности выделяются такие признаки благ, как избирательность и неизбирательность (или конкурентность и неконкурентность). Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других субъектов. Такое благо является неконкурентным, и его потребление кем-либо в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других.
В соответствии с указанными признаками блага подразделяются на частные и общественные.
Чистое частное благо - благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости, то есть благо может приносить полезность только его владельцу. Например, Вы приобрели порцию мороженого, эта порция доступна только Вам и больше никому, иными словами, заключенная в ней полезность потребляется исключительно только Вами.
Чистое частное благо - благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу.
Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, в этом смысле они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.
Чистое общественное благо - благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезности для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага.
Чистое общественное благо - благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща.
Чистым общественным благам присущи следующие специфические характеристики:
1) абсолютная неизбирательность - означает, что:
а) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим;
б) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями;
в) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю;
2) полная неисключаемость - указывает на то, что:
а) данные блага неделимы, то есть не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления;
б) потребляются сообща.
В силу указанных характеристик чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Типичные примеры чистых общественных благ - национальная оборона, пожарная служба, обеспечение правопорядка соответствующими органами, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, маяки, беспроводные радио- и телепередачи (не кабельное телевидение) и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства.
Однако нельзя делить все блага на чистые общественные и чистые частные, поскольку:
во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать этим признаком, но у одного из них оно будет проявляться в большей степени, а у другого - в меньшей;
во-вторых, характеризующие блага признаки могут сочетаться в разных комбинациях: избирательность-неисключаемость, исключаемость-неизбирательность. В связи с этим выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага.
Блага совместного потребления (общие блага) - это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем. В этом смысле парковка - неисключаемое благо. Однако использование парковочного места одним лицом делает не возможным то же самое для других, это придает благу признак избирательности.
Специфика общих благ состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют еще коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел - первый воспользовался».
Коллективные блага (исключаемые общественные блага) - это блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степе-нью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Поэтому конкурентность в потреблении этого блага является низкой. Однако данному благу можно без труда придать признак исключаемости, введя плату за подключение к сети кабельного телевидения. То же относится к такому благу, как образование. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками.
В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста числа его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть со снижением полезности для существующих потребителей. Такого рода общественные блага называют перегружаемыми.
Перегружаемые общественные блага - это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей.
Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.
В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей. Для этого создается особое объединение (клуб), которое обеспечивает совместное потребление блага ограниченным кругом лиц.
Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами.
Экономическое содержание клубного блага состоит в том, что его потребители имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах. Охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа - типичные примеры клубных благ.
Формирование индивидуального спроса на чистое общественное благо подчиняется тем же принципам, что и формирование индивидуального спроса на чистое частное благо. Это, прежде всего, касается действия принципа убывающей предельной полезности. Если предельная выгода (MB) от потребления дополнительной единицы общественного блага является убывающей, то кривая индивидуального спроса на чистое общественное благо, как и в случае с чистым частным благом, - убывающая.

 

6.6. СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ:

В случае потребления общественных благ потребитель всегда по-лучает выгоды и при этом никогда не возмещает издержки по производству этих благ, поскольку предоставление блага кому-либо не может воспрепятствовать его потреблению другими лицами согласно признаку неисключаемости. Это приводит к тому, что потребители уклоняются от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, они склонны минимизировать затраты в расчете на то, что это сделают другие. Это явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайца». Данная проблема возникает всегда, особенно в случае производства благ с положительными внешними эффектами.
Стимулы для подобного поведения понять просто, если учесть, что рационально ведущие себя экономические субъекты будут принимать решения, исходя из принципа максимизации выгод.
Возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность их производства.
Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «безбилетники» занижают степень предельной полезности, получаемой ими от потребления блага. Это приводит к уменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому по сравнению с эффективным объему производства.
С точки зрения рационального поведения, потребитель всегда стремится минимизировать затраты на приобретение блага и, в конечном счете, общество может столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить, и предоставление общественного блага окажется невозможным. Таким образом, сущность проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов:

1. Как обеспечить производство общественных благ при наличии «безбилетников»?

2. Как при этом достичь эффективного объема производства общественного блага?

Предоставление общественных благ исключает принудительное участие потребителей в финансировании производства таких благ. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.
1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться тем же способом, что и частное благо.
Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Абонентная плата за подключение к кабельному телевидению или компьютерным сетям, продажа билетов на зрелищные мероприятия - наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к так называемым перегружаемым благам. В случае потребления этих благ степень избирательности в потреблении зависит от количества потребителей. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничению полезности и к снижению эффективности. В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствует росту эффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады и другие объекты транспортной инфраструктуры.
Заключение частных контрактов. Эта мера может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например, при условии внесения взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Создание особых организаций по совместному использованию блага. Это возможно в случае, если благо не находится в постоянном пользовании (момент покупки и момент использования разделены), а круг его потребителей ограничен. В этом случае внесение установленного взноса становится неизбежным условием доступа к потреблению блага. Чаще всего такой способ находит применение в отношении клубных благ - бассейнов, площадок для гольфа и тенниса, охотничьих хозяйств и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в каждый данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.
Рассматривая рыночные способы предоставления общественных благ, следует иметь в виду, что, способствуя решению проблемы «безбилетника», они приводят к неэффективности, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей, предельные издержки предоставления блага которым в любом случае равны нулю.
2. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования - связанные продажи, когда предоставление потребителю неисключаемого блага осуществляется в едином пакете с исключаемым благом. В этом случае финансирование производства общественного блага обеспечивается посредством рыночного оборота частного блага. Так, финансирование общественного радио- и те-левещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
Второй метод подобного рода - продажа побочных продуктов. Так, плата за рекламные объявления и ролики по радио и телевидению может использоваться для их финансирования, плата, взимаемая за рекламные щиты вдоль дорог, пойдет на финансирование транспортной инфраструктуры.
Конечно, достижению эффективного объема производства обще-ственного блага такие способы финансирования прямо помочь не могут, но они способны содействовать приближению к оптимуму.про
3. Субсидирование. Финансирование производства обществен-ных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный имидж. Финансируемое таким способом производство общественных благ не может осуществляться на социально эффективном уровне, поскольку не может быть выше уровня предельной полезности, извлекаемой спонсорами. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.
Рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, но использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.
В тех случаях, когда возникающие при потреблении благ положительные внешние эффекты не поддаются интернализации (переводу во внутренние), то предоставление подобных общественных благ может быть обеспечено только государством. Обычно это чистые общественные блага. Между тем, не всякое предоставляемое государством благо является чистым общественным благом. Иногда даже обладающие высокой степенью исключаемости блага предоставляются только государством. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, то преодоление проблемы «безбилетника» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к заметному и устойчивому недопроизводству общественного блага и уменьшению совокупной полезности. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится использование государственных механизмов.
Государство выступает поставщиком общественных благ в тех случаях, когда возникающие в потреблении общественных благ положительные внешние эффекты невозможно интернализировать или это связано с большими издержками, финансируя их производство за счет взимаемых в принудительном порядке налогов.
Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага - национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ - уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна - производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метод решения проблемы «безбилетника».
Предоставление общественных благ государством не означает автоматического достижения эффективного объема производства общественных благ. Применение налогового механизма уже само по себе порождает ряд проблем, связанных с достижением эффективного объема производства таких благ. С одной стороны, предоставление общественного блага всем потребителям в одинаковом объеме предполагает применение принципа равного участия в его финансировании, но с другой, - различия в предельной полезности от потребления блага для разных пользователей обусловливают неравную их склонность к оплате потребляемого объема общественного блага. И если в первом случае речь идет о реализации принципа справедливости, то во втором - эффективности.
Введение единой платы, несомненно, способно обеспечить справедливость, но, в конечном счете, приводит к падению объема общественных благ ниже эффективного уровня, поскольку лица с низкими доходами не могут в достаточной мере финансировать их производство. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, так как будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы.
Применение дифференцированной ставки способствует устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности. Склонность платить зависит от дохода (а не от вкусовых различий разных категорий потребителей), в этом случае лица с высокими доходами выигрывают, получив возможность потреблять больше. При этом проблема трансформируется в вопрос о степени дифференциации оплаты, поскольку его решение осложнено трудностями, связанными с выявлением предпочтений потребителей в отношении тех или иных общественных благ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.028 с.)