Новаторство драматургии в пьесе Г. Ибсена «Дикая утка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новаторство драматургии в пьесе Г. Ибсена «Дикая утка»



1. Признаки новой драмы в пьесе.

2. Какая тайна легла в основу сюжета пьесы? Способы развертывания мотива тайны.

3. Чем зарабатывают на жизнь Ялмар и Гина? В чем символика этой работы?

4. Обман как отправная точка сюжета. Смыслы противопоставления «ложь – истина», «иллюзия – реальность»? Конфликт сторонников лжи во спасение и поборников опасной истины.

5. Смыслы мотива обреченности в образе Хедвиг. Что произошло в финале пьесы?

6. Специфика речи в пьесе: недоговоренность, подтекст, пауза. Способы речевой индивидуализации. Приведите примеры речевых особенностей персонажей.

7. Приведите примеры психологических характеристик.

8. Женские образы в пьесе

9. Символика дикой утки.

10. Сравните пьесу Ибсена с пьесой Чехова «Чайка».

11.  А.Белый о Г.Ибсене.

Литература

1. Ибсен Г. Дикая утка. https://royallib.com/book/ibsen_genrik/dikaya_utka.html

2. Гиленсон Б.А. Генрик Ибсен: «архитектор» «новой драмы». Семья и общество: социально-психологические драмы//Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. М.: Академия, 2008. С. 188 – 189. https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/692116f14ecbf7a6b30df4f34525619dfd6e6515.djvu

3. А Глава 11. «Новая драма» Ибсена. С. 140 – 152. дмони В.Г. Генрик Ибсен. Очерк творчества.Глава 15. «Дикая утка». Л., 1989. С. 193 – 204. http://www.norway-live.ru/library/genrih-ibsen-ocherk-tvorchestva12.html

4. Адмони В. Генрик Ибсен и его творческий путь http://www.lib.ru/INPROZ/IBSEN/ibsen0_1.txt

5. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен. // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. II. М., 1994. С. 149-194 или Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 210-238. http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_11_1910_arabeski.shtml

К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение пяти терминов, относящихся к теме семинара.

 

Список текстов, которые должны быть прочитаны концу семестра

  1. Бальзак О. де. Шагреневая кожа.
  2. Мериме П. Новеллы: Матео Фальконе. Этрусская ваза. Кармен. Голубая комната.
  3. Стендаль. Красное и черное.
  4. Флобер Г. Мадам Бовари.
  5. Остин Дж. Гордость и Предубеждение.
  6. Диккенс Ч. Холодный дом.
  7. Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия.
  8. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.
  9. Утмен У. Листья травы.

10. Рембо А. Озарения. Пьяный корабль. Гласные.

11. Мопассан Г. Милый друг.

12. Манн Т. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции.

13. Гамсун К. Пан.

14. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Как важно быть серьезным.

15. Ибсен Г. Дикая утка.

 

Контрольные вопросы по курсу

  1. Сущность реалистического метода в литературе. Соотношение реализма и романтизма.

Художественная и идейная эволюция реализма в XIX веке

  1. Поэтика «Человеческой комедии» О. де Бальзака
  2. Реализм Г.Флобера
  3. Роман карьеры и семейный роман как основные жанры реалистического романа.
  4. «Женская тема» в литературе реалистического направления. Творчество Дж.Остин.
  5. Соотношение романтической и реалистической тенденций в творчестве Ч.Диккенса.
  6. Сатирический реализм У.М.Теккерея
  7. Реалистическая литература в США.
  8. Реалистическая литература в Германии

10. Творчество Ш.Бодлера: от реализма к декадансу. Своеобразие поэтики сборника «Цветы зла».

11. Литература рубежа XIX и XX веков: основные методы и направления. Основные особенности художественного языка рубежа веков. Основные темы и мотивы литературы рубежа веков. Декаданс и декадентство.

12. Натурализм. Общая характеристика. Анализ одного произведения.

13. Символизм как миропонимание. Символизм в поэзии. Анализ одного произведения.

14. Система образов в романе О.Уальда «Портрет Дориана Грея».

15. Импрессионизм как художественный метод. Импрессионизм в поэзии. Творчество П.Верлена. Импрессионизм в прозе. Ги де Мопассан.

16. Самосознание, личность и миф в романе К.Гамсуна «Пан».

17. Неоромантизм. Общая характеристика. Анализ одного произведения.

18. Новая драма: обновление сюжетостроения, языка, идеологии.

Учебная и научная литература

Учебная

1. История зарубежной литературы XIX века. Под ред Н.А.Соловьевой. М., 1999, 2000. Рекомендовано министерством образования Российской Федерации в качестве студентов высших ученых заведений.

2. Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001. С.186–220. Рекомендовано Советом по филологии УМО университетов Российской Федерации в качестве учебного пособия для факультетов филологического профиля.

3. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для вузов: В 2 т. / Под ред. В.М. Толмачева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2007. (Реком. УМО)

4. Кубарева Н.П. Зарубежная литература последней трети XIX – начала XX века. М.: Московский Лицей, 2004.

5. Анализ эпического произведения. Хрестоматия. Ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2004.

6. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1992.

Научная

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986.

2.  Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990.

3. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.

4. Гринштейн А.Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры //  «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности: Сборник работ/ Отв. ред. Л.Г. Андреев. - М.:ЭКОН, 2000. С. 22–43.

5. Жирмунский В. М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм XIX века. - М, 1953.

6. Зенкин С. Госпожа Бовари. Флобер в кругу современников //Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

7. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Выпуск 1: Французская литература XIX века. М., 1998. С.99–106.

8. Проскурин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. М., 2004.

9. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века. М.,1964.

10. Адмони В. Г. Истоки // Адмони В. Г. Поэтика и действительность. Л., 1975. С. 20-91

11. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

12. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986.

13. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX – начало XX века. М., 1987.

14. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.

15. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2000, 2003

16. «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

17. История всемирной литературы. В 9 Т. М., 1989. Т. 7. Т. 8.

18. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973

19. Поэзия французского символизма. Под ред. Г. К. Косикова. М., 1993.

20. Энциклопедия символизма. М., 2000.

Краткое содержание курса

Реализм XIX в.

Введение.Истоки и условия формирования реалистической эстетики XIX века. Историческая необходимость возникновения реализма и творческая задача реалистического искусства. Характер эпохи и особенности реалистического мироощущения Историко-экономические причины возникновения и развития реализма. Развитие науки и техники, переворот во взглядах на биологию и антропологию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.007 с.)