Тема 1 . Лесная селекция, её роль в лесном хозяйстве и место в лесоводственной науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 . Лесная селекция, её роль в лесном хозяйстве и место в лесоводственной науке



ЛЕСНАЯ СЕЛЕКЦИЯ

Самостоятельная работа студентов

 

Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной

форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

Нижний Новгород - 201 9


УДК: 630.

 

Лесная селекция. Самостоятельная работа студентов: Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. –2019. – 47 с.

 

Составители: профессор Бессчетнов В.П., доцент Бессчетнова Н.Н., доцент Воробьев Р.А, доцент Орнатский А.Н., старший преподаватель А.В. Кулькова

 

 

В методических указаниях изложены принципиальные подходы к выполнению самостоятельной работы обучающихся при освоении ими дисциплины «Лесная селекции» по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело». Они содержат структурную схему, и определяют порядок рассматриваемых разделов и тем при освоении всех форм учебного материала; включают в себя вопросы для проработки и повторения лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовки к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю; содержат рекомендуемые темы рефератов и эссе. Настоящие указания предназначены для методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся при освоении ими материалов лекционного курса и практических занятий, а также при самостоятельной проработке литературных источников по дисциплине «Лесная селекция». Методические указания адресованы студентам очного и заочного отделений сельскохозяйственных вузов, интересны также всем, кто занимается селекционными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2019 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «10» _ июля_ 2019г.).

 

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________

_ 35.03.01/2019/ МС/Б1.О.29 _ на правах электронного учебно-методического издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 10.07.2019 г.

                                     личная подпись расшифровка подписи   дата

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2019 г.

 


Оглавление

    Стр.
  Методическая справка 4
  Глоссарий: термины, понятия, и определения 10
  Введение 12
  Вопросы для организации самостоятельного освоения материала 15
1. Тема 1. Лесная селекция, её роль в лесном хозяйстве и место в лесоводственной науке 15
2. Тема 2. Наследственность и методы её изучения 17
3. Тема 3. Изменчивость и методы её изучения 18
4. Тема 4. Учение об исходном материале для селекции 19
5. Тема 5. Аналитическая селекция и методы отбора 20
6. Тема 6. Гибридизация как метод селекции. Синтетическая селекция 21
7. Тема 7. Типы скрещиваний 23
8. Тема 8. Коэффициент наследуемости: проблемы использования показателя в лесной селекции 24
9. Тема 9. Мутагенез в селекции древесных и кустарниковых пород 25
10. Тема 10. Полиплоидия в лесной селекции 26
11. Тема 11. Географические культуры и географическая изменчивость древесных и кустарниковых растений. 27
12. Тема 12. Проблемы и перспективы развития лесного семеноводства на генетико-селекционной основе 28
  Информационное обеспечение и рекомендуемая литература 29
     

 

 


Методическая справка

 

Настоящие учебно-методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 –Лесное дело и рабочей программой дисциплины «Лесная селекция» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26.07.2017 N 706. Пособие служит для методического обеспечения самостоятельной работы студентов при освоении ими дисциплины «Лесная селекция».

В соответствии с учебным планом (ОПОП) по направлению подготовки 35.03.01 - Лесное дело дисциплина «Лесная селекция» входит в число дисциплин обязательной части в составе ОПОП. Дисциплина предназначена для её освоения обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с уровнем квалификации выпускника – бакалавр.

Целью освоения дисциплины является формирование у бакалавров системы знаний и навыков в области совершенствования качества лесов в Российской Федерации методами селекции на основе знаний законов генетики.

Задачи дисциплины состоят в ознакомлении студентов с теоретическими основами и практикой селекционного процесса лесных древесных и кустарниковых растений, методов селекции, организации постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе.

Требования к предварительной подготовке обучающегося.

Пороговый (входной) уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемых для формирования компетенций данной дисциплины при освоении программы бакалавриата, соответствует требованиям к результатам освоения среднего уровня освоения общепрофессиональных и епрофессиональных компетенций: ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-10; ПК-12.

Для того, чтобы формирование компетенций, предусмотренных дисциплиной Б1.О.29 «Лесная селекция» было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы бакалавриата по направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело» должен:

ЗНАТЬ основные нормативные документы в области лесного и лесопаркового хозяйства; содержание нормативных документов, определяющих требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; требования нормативных документов, определяющих правила при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; основные компоненты лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; взаимосвязь основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; предмет и объекты почвоведения, понятие о плодородии почв и их строении и свойствах; о связи неоднородности почв с биоразнообразием.

УМЕТЬ осуществлять поиск нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства; выполнять требования нормативных документов при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; анализировать, обобщать полученные теоретические знания о компонентах лесных и урбоэкосистем; аргументировать наблюдаемые взаимосвязи основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; определять процессы почвообразования, оценивать плодородие почв; устанавливать связи неоднородности почв с биоразнообразием.

ВЛАДЕТЬ навыком использования основных нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства; навыком использования нормативных документов, определяющих требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; комплексом лабораторных и полевых методов исследования компонентов лесных и урбоэкосистем, навыками интерпретации полученных результатов; навыками оценки состояния основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; навыками определения типовой принадлежности почв; навыком описания морфологического строения почв, условий их формирования.

 

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело дисциплина «Лесная селекция» относится к обязательной части учебного цикла – Б1.О. Дисциплина Б1.О.29 «Лесная селекция» завершает формирование указанных в нем компетенций: ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-10; ПК-12.

В результате овладения бакалаврами казанными компетенциями достигается:

- получение знаний о терминах и их соответствующих определениях в области обеспечения безопасных условий выполнения производственных процессов, об основных требованиях к безопасности труда на производстве; о безопасности производственного оборудования; безопасности производственных процессов, о мерах безопасности при работе с пестицидами и агрохимикатами; о требованиях охраны труда, пожарной и экологической безопасности (ОПК-3);

- овладение умением проводить контроль параметров воздуха в условиях закрытого и отрытого грунта (ОПК-3);

- овладение навыками действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим (ОПК-3);

- приобретение способности реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности (ОПК-4);

- приобретение готовности принимать участие в изыскательской деятельности при проектировании объектов и мероприятий в области осуществления охраны, защиты и воспроизводства лесов, их использования в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах (ПК-1);

- приобретение готовности к участию в разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства и охоты с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий ландшафтах (ПК-2);

- приобретение готовности обосновывать принятие технических решений при проектировании объектов лесного, лесопаркового и охотничьего хозяйства (ПК-3);

- приобретение готовности применять результаты оценки лесного фонда при обосновании целесообразности и планировании мероприятий на объектах профессиональной деятельности в целях достижения оптимальных лесоводственных и экономических результатов (ПК-4);

- приобретение готовности осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-5);

- овладение навыками планирования, организации и контроля выполнения работ по выращиванию посадочного материала в открытом и закрытом грунте и производства семян лесных деревьев и кустарников (ПК-6);

- приобретение готовности применять современные методы исследования лесных и урбо- экосистем (ПК-8).

- приобретение готовности выполнять лесохозяйственные мероприятия, направленные на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение их продуктивности, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-10).

- приобретение готовности к разработке технологий и систем их обеспечения, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение их продуктивности, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, включая технологии выращивания посадочного материала (ПК-12).

 

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часов, из них:

- лекции – 26 часов;

- лабораторные – 50 часов;

- контроль самостоятельной работы студентов – 2 часа;

- консультации – 2 часов;

- КРАЭ 0,25 часов;

Итого аудиторной работы – 80,25 часа;

- КРП – 2,5 часа;

Контактная работа – 82,75 часа;

- самостоятельная работа – 72,5 часа;

- контроль 24,75 часа.

 

Информационное обеспечение процесса самостоятельной работы.

Для результативного выполнения самостоятельной работы студентам, осваивающим дисциплину «Лесная селекция» программы подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.04.01 – «Лесное дело», предлагается использовать основную и дополнительную литературу, имеющуюся в библиотеке, а также литературные источники, размещенные в свободном доступе в сети Интернет.

Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся по освоению курса дисциплины Лесная селекция предусмотрено привлечение ими в установленном порядке информационных ресурсов международной информационно-коммуникативной сети Интернет, официальных сайтов отечественных и зарубежных журналов и т.п. Средством оперативного доступа к указанным информационным ресурсам служат ключевые слова, сформированные в контексте рассматриваемых тем и вопросов. Рекомендуемый перечень ключевых слов представлен ниже. При этом он выступает примерным минимумом из возможных вариантов его организации и может быть расширен обучающимися в соответствии с их потребностями.

Ключевые слова: селекция, лесная селекция, популяция, структура популяции, дисперсия значений признака, варианса, отбор, критерии отбора, эффективность отбора, селекционный дифференциал, интенсивность отбора, коэффициент наследуемости, диаллельные скрещивания, контролируемое опыление, топкросс, поликросс, гибриды, сибсы, полусибсы, испытательные культуры, дисперсионный анализ, комбинационная способность, общая комбинационная способность, специфическая комбинационная способность.


Глоссарий: термины, понятия и определения

 

Варианса – это мера дисперсии (изменчивости) признака у изучаемых объектов в их совокупности.

Диаллельное скрещивание – это система простых парных скрещиваний, при реализации которой формы, линии, сорта, плюсовые или элитные деревья скрещиваются между собой во всех возможных комбинациях (полные диаллельные скрещивания) или только в части комбинаций (неполные диаллельные скрещивания).

Дисперсия – это рассеивание значений признака, разброс значений признака.

Интенсивность отбора – это показатель, определяющий, какую долю от среднеквадратического отклонения признака в исходной популяции составляет достигнутый при отборе селекционный дифференциал.

Испытательные культуры – это лесные культуры, создаваемые по специальным методикам семенным потомством плюсовых деревьев, плюсовых насаждений, ЛСП первого порядка и ПЛСУ с целью их генетической оценки.

Комбинационная способность – это способность линии или сорта при сочетании их в гибридных комбинациях давать потомство (F1), характеризующееся различным относительно некоторого, условно принятого уровня выражением того или иного признака или свойства. Одно из наиболее удачных определений звучит так: комбинационная способность – это степень выраженности признаков родителей в первом поколении гибридов F1. Весьма важное дополнение в это определение сделал Дж. В. Райт (1978): комбинационная способность – это относительная способность организма передавать генетическое превосходство своим потомкам (Райт, 1978, стр. 446).

Коррелятивный сдвиг – это результат косвенного действия отбора.

Коэффициент наследуемости – это отношение генотипической вариансы к общей вариансе.

Коэффициент наследуемости в узком смысле – это показатель отношения аддитивной вариансы к общей фенотипической вариансе значений признака.

Общая комбинационная способность – это оценка генетического качества каждого отдельного родителя, установленная в испытаниях потомков-полусибсов.

Поликросс – это система скрещиваний, в которой на специально созданных участках (питомниках, лесосеменных плантациях) исследуемые деревья свободно опыляются пыльцой других растений, растущих на том же участке (питомнике, лесосеменной плантации).

Реципрокные скрещивания – это скрещивания между двумя родительскими формами, когда каждая из них в одном случае берется в качестве материнского, а в другом – в качестве отцовского родителя.

Сдвиг при отборе – это наследуемая часть селекционного дифференциала.

Селекционный дифференциал – это разность между средней величиной признака в совокупности отобранных особей и соответствующей средней величиной того же признака в исходной популяции.

Сиб (сибс) – общий термин для обозначения брата или сестры (сокращение от слова “ sibling ”). У полубратьев или полусестер («полусибсов») известен один общий родитель (мать или отец), но не оба родителя одновременно. У деревьев-полусибсов общий родитель, как правило, семяобразователь или (значительно реже) общий пыльцевой родитель, но не оба родителя.

Специфическая комбинационная способность – это оценка генетического качества каждой из комбинаций родителей в их родительских парах, устанавливаемая по результатам сравнительного изучения потомков-сибсов и полусибсов от разных комбинаций скрещивания.

Топкорссные скрещивания – это скрещивания, при которых все участвующие в испытании растения опыляются пыльцой одного из них.

 


Введение

 

Повышение продуктивности лесов и охрана генофонда составляющих их древесных и кустарниковых растений, по мнению Леонида Федоровича Правдина (1978), возможно только при условии широкого использования уже проверенных на практике и вновь рекомендуемых перспективных методов селекции лесных древесных пород, основанных на законах генетики. Согласно его представлениям «…сейчас это положение настолько широко усвоено лесоводами, что многие лесохозяйственные мероприятия (рубки главного и промежуточного пользования, лесные культуры, процессы предварительного и последующего естественного возобновления) дают ожидаемый эффект, если они проводятся с учетом современных достижений селекции….» (Правдин, 1978, стр.24). Перспективность активного внедрения результатов селекции в лесное хозяйство обозначена в Государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (Государственная программа…, 2013). В ней предусматривается повышение доли семян с улучшенными наследственными свойствами, используемых при лесовосстановлении и лесоразведении. 

Вопрос воспроизводства лесных ресурсов сегодня в России весьма актуален, что подтверждается активным строительством селекционных лесосеменных центров во многих регионах страны (Дубровина, 2011). Их создание рассматривается как необходимая платформа эффективного восстановления насаждений, повышения их качества, продуктивности, устойчивости, ресурсной и рекреационной значимости. Эти положения занимают ключевые позиции в концепции Федеральной целевой программы «Развитие лесного семеноводства на период 2009 – 2020 годов» (Кобельков, 2008; Концепция…, 2008; Отчет…, 2008; Федюков, 2011) и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р (Государственная программа…, 2013). Острота проблемы высветилась в связи с чрезвычайной лесопожарной обстановкой в 2010 году и возникшей в этой связи необходимостью масштабного восстановления лесов. Масштабы таких работ в Нижегородской области велики: площадь искусственных насаждений – лесных культур всех типов, назначений и конструкций – более 0,5 млн. га или около 1/5 всех её лесов. Лесные культуры хвойных (преимущественно сосны обыкновенной) в регионе проектируются на 80 – 90% хвойных вырубок и на 5 – 10 % мягколиственных вырубок, что обусловливает устойчивый спрос на высококачественный посадочный материал указанных пород. Это обстоятельство, в свою очередь, формирует потребность в семенах с высокими посевными качествами и улучшенной наследственностью, которые производятся преимущественно на лесосеменных плантациях. Однако до настоящего времени в составе создаваемых лесных культур, промышленных плантаций, защитных и рекреационных насаждений крайне низка доля насаждений, созданных из посадочного материала селекционного происхождения, а возможности селекции реализованы далеко не полностью (Государственная программа…, 2013).

Ядром формирования ПЛСБ являются плюсовые деревья, выделяемые в насаждениях по фенотипическим признакам, имеющим хозяйственное значение (Яркин, 1990; Ефимов, 2003а, б; 2010; Рутковский, 2003; Бессчетнов, 2005; Кублик, 2005; Рутковский, 2005; Степанов, 2005; Подстольный, 2009). Это в полной мере соответствует сложившейся мировой практике (Bishir, 1999; Alizoti, 2008; Kowalczyk, 2008; Ayan, 2009; Çeli̇k, 2009; Funda, 2009; Kroon, 2011; Alan, 2012; Almqvist, 2012; Matras, 2012; Klisz, 2014). Существующий порядок их выделения предполагает последующую всестороннюю проверку, в первую очередь по потомству, как оценку эффективности реализованного массового отбора. Это общепризнанно и принято как у нас в стране (Орленко, 1972а, б; Роне, 1975; 1980б; 1985; 1990; Бамбе, 1981; Биргелис, 1981; 1988; Ефимов, 1981; 2000; 2010; Пааль, 1981; Котов, 1982; Белоус, 1989; 1990; Бессчетнова 2004д, е, к; 2005а, б, в; 2006б; 2008а б; 2009а, б, в; 2014а; Бессчетнов, 2006г; Царев, 2006;), так и за рубежом (Lindguist, 1954; Bridgwater, 1997; Olsson, 2000; Ruotsalainen, 2001; Hannrup, 2002; Zhelev, 2003; Danusevičius, 2008; Fries, 2008; Han, 2008; Zamudio, 2002). Изучение полусибсов осуществляется в испытательных культурах (Кундзиньш, 1972а, б; Пихельгас, 1974; Этверк, 1979; Петров, 1981; Основные положения…, 1982; Ефимов, 1991; Указания…, 2000; Махнев, 2007; Camussi, 1995; Kowalczyk, 2005; Dobrev, 1995a, b; 2007; 2008; Han Sang-Urk, 2007; McKeand, 2008a, b; Kroon, 2009; 2011). Результаты таких проверок допускается применять в производственных целях при достижении потомствами в испытательных культурах II класса возраста (Указания…, 2000), вместе с тем их дифференциация начинается с двух лет после посадки (Мольченко, 1982). Так как установлено, что селекционный дифференциал, зафиксиро-ванный в определенном возрасте, в дальнейшем может снижаться (Орленко, 1972а, б; Роне, 1982). Для ранней диагностики недостаточно только таксационных показателей, требуется их подкрепление другими наследственно обусловленными признаками (Багинский, 2003).

Настоящий практикум позволит обучающимся по программе бакалавриата по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело успешно овладеть традиционными и широко применяемыми в практической селекции приемами и методами получения оценок селекционного качества насаждений основных лесообразующих пород, вычисления значений наследственной обусловленности их признаков, имеющих хозяйственное, адаптационное и идентификационное значение.

 


Вопросы для организации самостоятельного освоения материала

 

Для организации эффективного освоения материала лекционных и практических занятий, а также в целях рационального привлечения дополнительных сведений из литературных источников целесообразно построить самостоятельную работу в контексте последовательной проработки разделов осваиваемой дисциплины. Для активизации знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, предложены вопросы и задания, которые сгруппированы по основным темам и разделам дисциплины.

 

Тема 7. Типы скрещиваний

Вопросы и задания для самопроверки и контроля знаний.

 

1. Какие классификации типов скрещиваний существуют?

2. В чем состоит принципиальное различие между простыми и сложными скрещиваниями?

3. Дайте определение понятию «простые скрещивания».

4. Сформулируйте определение понятия «сложные скрещивания».

5. Дайте определение понятию «прямые скрещивания».

6. Дайте определение понятию «обратные скрещивания».

7. Дайте определение понятию «реципрокные скрещивания».

8. Сформулируйте определение понятия «диаллельные скрещивания».

9. Сформулируйте определение понятия «возвратные скрещивания».

10. Сформулируйте определение понятия «ступенчатые скрещивания».

11. Сформулируйте определение понятия «межгибридные скрещивания».

12. К какой категории типов скрещиваний относятся «межгибридные скрещивания»: «простым» или «сложным»?

13. К какой категории типов скрещиваний относятся «возвратные скрещивания»: «простым» или «сложным»?

14. К какой категории типов скрещиваний относятся «диаллельные скрещивания»: «простым» или «сложным»?

15. К какой категории типов скрещиваний относятся «множественные скрещивания»: «простым» или «сложным»?

16. Перечислите варианты реализации диаллельных скрещиваний.

 

Предлагаемые темы рефератов, аналитических обзоров и эссе

1. Классификация типов скрещиваний в селекции древесных и кустарниковых растений.

2. Простые скрещивания в лесной селекции.

3. Сложные скрещивания в лесной селекции.

 

 

Литература

1. Бессчетнов, В.П., Сравнительная оценка клонов на лесосеменной плантации Семеновского лесхоза/ В.П. Бессчетнов, Н.Н. Бессчетнова, Н.Н. Савина// Актуальные проблемы лесного хозяйства и рациональное использование природных ресурсов Нижегородской области: Сб. науч. тр. – Нижний Новгород, 2002 г. – С. 22 – 29.

2. Бессчетнова, Н.Н. Изменчивость клонов плюсовых деревьев сосны обыкновенной на лесосеменных плантациях/ Н.Н. Бессчетнова// Адаптивный потенциал сельскохозяйственных растений и пути его реализации в современных условиях: Сб. науч. тр. – Н. Новгород, 2002. – С. 87 – 91.

3. Бессчетнова, Н.Н. Динамика содержания крахмала в побегах представителей клоновых репродукций плюсовых деревьев сосны обыкновенной в Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Лесной комплекс: состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр.– Брянск, 2003а. – Вып. 5. – С.13 – 17.

4. Бессчетнова, Н.Н. Семеноводство сосны обыкновенной в Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Плодоводство, семеноводство, интродукция древесных растений: материалы VI Международной научной конференции. г. Красноярск, 22 – 24 октября 2003 г. – Красноярск: СибГТУ, 2003б. – С. 10 – 13.

5. Бессчетнова, Н.Н. Состояние и перспективы развития лесосеменных плантаций сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) в Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Леса и лесное хозяйство в условиях рынка: проблемы и перспективы устойчивого развития: материалы Международной науч.-практ. конф., г. Алматы, 27 – 28 ноября 2003 г. – Алматы: Казахский национальный университет, 2003в. Кн. 2. – С. 59 – 64.

6. Бессчетнова, Н.Н. Корреляция признаков сосны обыкновенной на лесосеменных плантациях/ Н.Н. Бессчетнова// Лесоэкологические проблемы Поволжья: сб. науч. тр. Нижегородской гос. с.-х. акад. – Нижний Новгород, 2003 г. – С. 15 – 20.

7. Бессчетнова, Н.Н. Стратегия формирования баз данных о репродукциях клонов плюсовых деревьев сосны обыкновенной и их использование в селекционном улучшении лесов Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Стратегия развития сельского, лесного хозяйства и сферы услуг в Российской Федерации и в мире: материалы Междунар. симпоз., г. Нижний Новгород, 4 – 5 ноября 2003 г. – Нижний Новгород, 2003д. – С. 84 – 86.

8. Бессчетнова, Н.Н. Изменчивость шишек у представителей клоновых репродукций плюсовых деревьев сосны обыкновенной/ Н.Н. Бессчетнова// Плодоводство, семеноводство, интродукция древесных растений / материалы VII Международной научной конференции, г. Красноярск, 15 – 17 сентября 2004 г. – Красноярск: СибГТУ, 2004а. – С. 27 – 30.

9. Бессчетнова, Н.Н. Сравнительный анализ вегетативного потомства плюсовых деревьев сосны обыкновенной по параметрам хвои/ Н.Н. Бессчетнова// Актуальные проблемы лесного комплекса: сб. науч. тр. по итогам 5-ой международной научно-технической конференции «Лес-2004».– Брянск: БГИТА, 2004б. – Вып. 8. – С. 11 – 13.

10. Бессчетнова, Н.Н. Изменчивость вегетативного потомства плюсовых деревьев сосны обыкновенной по морфологическим признакам хвои/ Структурно-функциональная организация и динамика лесов/ Н.Н. Бессчетнова// Материалы Всероссийской конф., посвященной 60-летию Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН и 70-летию образования Красноярского края, г. Красноярск, 1 – 3 сентября 2004в г. – Красноярск: Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, 2004. – С. 406 – 408.

11. Бессчетнова, Н.Н. Экологические аспекты формирования ассортимента лесосеменных плантаций сосны обыкновенной в Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2004 г. Часть V// Спецвыпуск: Материалы II Международной научно-практической конференции «Экология: образование, наука, промышленность и здоровье». – Белгород, 2004г. – № 8. – С. 20 – 22.

12. Бессчетнова, Н.Н. Сезонная динамика содержания крахмала в побегах клонов плюсовых деревьев сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.)/ Н.Н. Бессчетнова// Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии: сб. науч. работ.– Томск: СибГМУ, 2004д. – Т. 4, №1 – С. 72 – 73.

13. Бессчетнова, Н.Н. Многофакторный анализ клонов плюсовых деревьев сосны обыкновенной в условиях лесосеменных плантаций/ Н.Н. Бессчетнова// Лесоводство Нижегородской области на рубеже веков: материалы науч.-практ. конф. – Нижний Новгород, 2004е. – С. 14 – 27.

14. Бессчетнова, Н.Н. Идентификационное значение угла крепления ветвей при изучении вегетативного потомства плюсовых деревьев сосны обыкновенной/ Н.Н. Бессчетнова, Н.И. Горелов, Н.А. Козлов // Лесоводство Нижегородской области на рубеже веков: материалы науч.-практ. конф. – Нижний Новгород, 2004. – С. 28 – 43.

15. Бессчетнова, Н.Н. Динамика выхода побегов из состояния покоя у представителей клоновых репродукций плюсовых деревьев сосны обыкновенной/ Н.Н. Бессчетнова// Лесоводство Нижегородской области на рубеже веков: материалы науч.-практ. конф. – Нижний Новгород, 2004ж. – С. 44 – 43.

16. Бессчетнова, Н.Н. Изменчивость вегетативного потомства плюсовых деревьев сосны обыкновенной по величине угла крепления ветвей/ Н.Н. Бессчетнова// Интеграция науки, образования и производства для развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 28 – 30 июня 2004 г. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004з. – С. 33 – 35.

17. Бессчетнова, Н.Н. Комплексная оценка клонов плюсовых деревьев сосны обыкновенной на объектах постоянной лесосеменной базы в Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Вавиловские чтения – 2004: материалы всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 117-й годовщине со дня рождения академика Николая Ивановича Вавилова. Саратов, 24-26 ноября 2004 г. – Саратов, 2004и. – С. 93 – 96.

18. Бессчетнова, Н.Н. Изменчивость показателей роста сеянцев сосны обыкновенной в полусибсовых семьях плюсовых деревьев и семенных генерациях нормальных насаждений Нижегородской области/ Н.Н. Бессчетнова// Проблемы и перспективы лесного комплекса: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 26 – 27 мая 2009 г. – Воронеж, 2005. – Т. 1. – С. 42 – 47.

19. Ефимов, Ю.П. О новой категории семенных плантаций древесных пород в лесном семеноводстве России/ Ю.П.Ефимов// Селекция, генетические ресурсы и сохранение генофонда лесных древесных растений (Вавиловские чтения): сб. науч. тр. ИЛ НАН Беларуси.– Гомель, 2003. –Вып. 59 – С. 200 – 204.

20. Итоги ХI Всемирного лесного конгресса. М.: ВНИИЦлесресурс, 2000. – 128 с.

21. Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг. (2003), принятой правительством нашей страны (Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации М. Касьянова № 69-р от 18 января 2003 г., 2003).

22. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 192. Информационный обзор// Экос-информ, 1994. – 3…4. С. 8 – 106.

23. Куприянов, Н.В. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области/ Н.В. Куприянов, С.С. Веретенников, В.В. Шишов. – Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1994. – 349 с., ил.

24. Курнаев, С.Ф. Лесорастительное районирование СССР. – М.: Наука, 1973. – 223 с.

25. Рутковский, И.В. Состояние лесного семеноводства и перспективы его развития/ И.В. Рутковский// Пятый всероссийский съезд лесоводов (25-27 февраля 2003 г.). – М.: ВНИИЛМ, 2003. – С. 190 – 194.

26. Указания по лесному семеноводству в Российской Федерации. Утв. Статс-секретарь, первый зам. руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России М.Д. Гиряев, 11 января, 2000 г. М., ВНИИЦлесресурс, 2000. – 198 с.

 


 

 

Лесная селекция

Самостоятельная работа студентов

 

Учебно-методическое пособие для обучающихся

очной и заочной форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

Составители: Бессчетнов Владимир Петрович

                   Бессчетнова Наталья Николаевна

                   Воробьев Роман Алексеевич

                   Орнатский Александр Николаевич

                   Кулькова Анна Владимировна

 

Редактор:

 

Подписано в печать _______________ 2019 г.

Формат 60×84 1/16. Печать офсетная

Печ. л. 3,2. Тираж     экз. Заказ

 

Нижегородская государственная академия

603107, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 97

Типография Нижегородской ГСХА

ЛЕСНАЯ СЕЛЕКЦИЯ

Самостоятельная работа студентов

 

Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной

форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

Нижний Новгород - 201 9


УДК: 630.

 

Лесная селекция. Самостоятельная работа студентов: Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. –2019. – 47 с.

 

Составители: профессор Бессчетнов В.П., доцент Бессчетнова Н.Н., доцент Воробьев Р.А, доцент Орнатский А.Н., старший преподаватель А.В. Кулькова

 

 

В методических указаниях изложены принципиальные подходы к выполнению самостоятельной работы обучающихся при освоении ими дисциплины «Лесная селекции» по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело». Они содержат структурную схему, и определяют порядок рассматриваемых разделов и тем при освоении всех форм учебного материала; включают в себя вопросы для проработки и повторения лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовки к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю; содержат рекомендуемые темы рефератов и эссе. Настоящие указания предназначены для методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся при освоении ими материалов лекционного курса и практических занятий, а также при самостоятельной проработке литературных источников по дисциплине «Лесная селекция». Методические указания адресованы студентам очного и заочного отделений сельскохозяйственных вузов, интересны также всем, кто занимается селекционными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2019 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «10» _ июля_ 2019г.).

 

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.126 с.)