Патентных исследований  и определению патентной чистоты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патентных исследований  и определению патентной чистоты



 

54.00.00 «Дизайн» (все профили) для всех уровней образования.

 

                                                                                                  Составители:

 

В. М. Надточеева

                                                                              Л. И. Степанова

                                                                                 Ю.Д. Дружкина

 

 

Санкт-Петербург

2017г


 

Утверждено на заседании кафедры

интеллектуальных систем

и защиты информации

2017 г.,

протокол №

 

Рецензент

А. Г. Макаров

 

 

©  «СПбГУПТД», 2017

 

 

                                      

Содержание

Введение…………………………………………………………… 4

Определение терминов и понятий       

 1 База данных промышленных образцов WIPO (ВОИС)…. 14
 2 База данных промышленных образцов США…………… 21
 3 База данных промышленных образцов Великобритании. 30
 4 База данных промышленных образцов Германии………. 36
 5 База данных промышленных образцов Франции……….. 42
 6 База данных промышленных образцов Японии…………. 45
 7 База данных промышленных образцов Испании………... 47
 8 Расширенный список промышленных образцов при проведении патентных исследований Отчет о патентных исследованиях и патентной чистоте…………………….   51

Список литературы............................................................................59

 


Введение

Методические указания своей целью ставят порядок исследования предшествующего уровня техники по технической и патентной информации в области дизайнерских разработок в соответствии с ГОСТ Р 15.011 – 96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения», с учетом тенденций развития моды, технологий для ответа на вопрос о новизне, оригинальности и актуальности разработок созданных художественно-конструкторских решений. Дополнительно результаты патентных исследований рассмотрены как инструмент для оценки патентной чистоты созданной интеллектуальной собственности при ее реализации на рынке в соответствии с ГОСТ 15.012.84 «Патентный формуляр»

В странах с развитой экономикой дизайн наряду с новейшими технологиями становится источником и аккумулятором культурных новаций, центром подъема культуры. Усовершенствования формы и конфигурации изделий стали фактором коммерческого успеха. Сегодня дизайн потребительских товаров превратился в единый мировой рынок. В такой ситуации ущерб от плагиаторов, торгующих чужими идеями, приобретает планетарные масштабы. Одним из возможных способов решения этой проблемы является эффективная юридическая охрана нового и оригинального внешнего вида изделий. Правовая охрана промышленных образцов регулирует добросовестную конкуренцию и обеспечивает эффективные меры на национальном и международном уровне по отношению к «пиратским» действиям, наносящим нарастающий экономический ущерб.

 

 Определение терминов и понятий

.

Интеллектуальная собственность (от лат. intcllectlis — ум) — совокупность правовых отношений по поводу владения, распоряжения и использования продуктов интеллектуальной деятельности, исключительные права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации.

Промышленная собственность — разновидность интеллектуальной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, пресечение недобросовестной конкуренции, селекционное достижение.  

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации означает право использовать такой результат или такое средство любым не противоречащим закону способом. Исключительное право также дает возможность правообладателю: разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; распоряжаться своим правом. Исключительное право является абсолютным и должно соблюдаться любыми субъектами.

Патентная чистота - юридическое свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может использоваться в данной стране без нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права. Обладающими патентной чистотой в отношении какой-либо страны являются объекты, которые не подпадают под действие патентов на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, имеющих силу на территории данной страны.

 

Промышленный образец, согласно ст. 1352 IV ч. ГК РФ [1], художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Понятие художественно-конструкторского решения соответствует не только отечественному понятию «промышленный образец», но и пришедшим из-за рубежа понятиям «дизайн промышленных изделий» или «промышленный дизайн». Промышленный образец представляет собой декоративный или эстетический аспект изделия, и как художественно-конструкторское решение внешнего вида изделий является средством, придающим изделию эстетическую привлекательность, средством, повышающим потребительский спрос на изделие на рынке.

Виды промышленных образцов могут быть разнообразны:

– плоскостные (например, этикетка, ярлык, наклейка, орнамент, ткань,интерфейс,шрифты);

– объемные (брошь, диван, выставочный стенд, одежда, аксессуары, обувь, книга);

– трансформируемые (зонт, платье-брюки);

– комбинированные (сочетание плоскостных и комбинированных).

Промышленные образцы объединяют охраной вариантов, комплектов, наборов. В странах мира предоставляется охрана патентами в соответствии с законодательством промышленных образцов. В качестве промышленного образца может быть запатентован внешний вид самых разных изделий: например, ювелирных украшений, тканей, обуви, одежды, часов, телевизоров, автомобилей, кондитерских изделий, предметов мебели, упаковки, игрушек, сувениров, шрифтов.

Патент предоставляет владельцу промышленного образца исключительное право на использование, то есть  право запрещать третьим лицам несанкционированное изготовление промышленного образца для реализации. Использование запатентованного промышленного образца без разрешения его владельца юридически наказуемо. Запатентованный промышленный образец может быть оценен, продан при заключении лицензионного договора, передан в пользование другому лицу, заложен, внесен в качестве вклада в уставный капитал и т.д.

Информация о полученных патентах публикуется в официальных бюллетенях стран мира, в том числе и в России, в виде изображений внешнего вида, библиографических данных, а в России дополнялось описанием внешнего вида в виде перечня существенных отличий.

Проведение патентных исследований является необходимым при определении патентоспособности и патентной чистоты объекта исследования [2,3]. Любое лицо, подающее заявку на промышленный образец для получения патента на национальном или международном уровне, должно установить, является ли его творение новым или же уже заявленным, или находящимся в чьей-либо собственности.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.   

Признаки новизны изделия:

 - наличие нового элемента;

 - новизна формы (геометрическая);

 - композиционное решение;

 - взаимное расположение элементов;

 - конструкция (организация);

 - пластический характер элементов;

 - колорит;

 - декоративность;

 - материал;

 - нюанс;

 - исполнение;

 - композиция;

 - контраст;

- пропорциональность;

 - характер формы;

 - компоновка;

 - симметрия;

 - силуэт;

 - стиль;

 - организация;

 - рельеф;

 - графика;

 - дробность;

 - целостность;

 - асимметрия;

 - ритмичность;

 - трансформация;

 - орнамент.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки определяют творческий характер изделия [1]. Соответствие заявленного художественно-конструкторского решения изделия требованиям технической эстетики определяется по перечню показателей, приведенных в таблице 1. Для получения правовой охраны созданного художественно-технического решения обязательным является соблюдение требования воспроизводимости промышленным и/или кустарным способом.

Для того чтобы установить соответствие новизне, оригинальности созданного художественно-конструкторского решения необходимо провести поиск по массиву патентной и технической информации.

Проведение патентных исследований начинается с определения международной классификации промышленных образцов (МКПО), в которой представлен перечень различных видов промышленных образцов и их соответствие индексам МКПО. Дополнительно патентные исследования по некоторым странам можно проводить, используя ключевые слова Международная классификация промышленных образцов (МКПО) - двухуровневая классификация изделий, используемая при экспертизе и регистрации объектов. МКПО была основана в соответствии с соглашением, заключенным между странами - участницами Парижской конференции по охране промышленной собственности на объединенной дипломатической конференции в Локарно (Швейцария).

Локарнская классификация (МКПО) включает 255 классификационных рубрик, в том числе 32 класса и 223 подкласса. Локарнская классификация действует с 1968 года и претерпела 9 редакционных изменений. Круг включенных в нее товаров расширяется с принятием каждой новой редакции.

 

 

Т а б л и ц а 1   Показатели технической эстетики

Групповые Единичные
Художественное-информационная выразительность - Знаковость; - оригинальность; - стилевое соответствие; - соответствие моде
Рациональность формы - Функционально-конструктивная приспособленность; - целесообразность
Целостность композиции - Организованность объемно-пространственной структуры; - тектоничность; - пластичность; - графическая прорисованность форм и элементов; - цветовое решение
Качество исполнения интеллектуальной собственности - Качество исполнения видимых элементов формы в процессе эксплуатации
 
                                                             

 

                                
Эргономичность Учет - гигиенических; - антропометрических; - психологических и физиологических особенностей человека

 

Локарнская классификация состоит из:

(i) перечня классов и подклассов;

(ii) алфавитного перечня наименований изделий, в котором и промышленные образцы объединены с указанием соответствующих им классов и подклассов;

(iii) пояснительных примечаний.

Ниже представлен неполный перечень классов промышленных образцов в соответствии с Локарнской классификацией:

Класс 01 – пищевые продукты;

Класс 02 – предметы одежды и галантерея;

Класс 03 – дорожные принадлежности, футляры, зонты и предметы личного пользования, не включенные в другие классы;

Класс 04 – щеточные изделия;

Класс 05 – текстильные штучные или кусковые изделия, искусственные и натуральные листовые материалы;

Класс 09 – тара, упаковки и контейнеры, используемые для транспортировки, манипулирования или хранения товаров;

Класс 11 – предметы украшения;

 Класс14 14-02 периферийные устройства

               14-03 средства коммуникации

               14-04 дисплеи

Класс19 19-07 планы эвакуации, планы метро и т.д.

 

Класс 20 – оборудование для торговли и рекламы, указательные знаки;

Класс 32 – графические символы и логотипы, декоративные поверхности, орнаменты.

Поиск аналогов можно осуществлять также с использованием ключевых слов, отнесенных к классам МКПО, например:

Й класс

- наклейка, наклейка на упаковку (label, sticker);

- комплект этикеток, этикетка для упаковки, комплект этикетки и контрэтикетки (ticket);

- ярлык;(ticket, label)

- рекламный плакат, рекламные изделия (banner, poster, advertisement devises);

- комплект этикеток для упаковки пакетов;

- обложка учебника (book cover, cover for publications; layout of magazine cover);

- ценник (price tag blank);

- бирка для швейных изделий (tag);

- журнал (cover for publications, inner page for the contents of publications, inner page of publications);

- набор рекламных страниц, рекламный листок (printed matter affixed on advertising materials, advertising placards, prospectuses, tags, stickers, advertisement inserts, sales device);

- печатная продукция, материалы, издание (printed matters);

20-й класс

- пиктограмма (pictogramme);

- игрушка рекламная (advertising figurine, toys);

- вывеска (indication signs);

- стенд, рекламно-информационная установка, выставочное оборудование (stand for holding sheets of paper, display stand, rack for presentation);

-орнамент, узор (packaging ornamentations, pattern);

32-й класс

- рисунок для этикетки (illustration for labels);

- рисунок для упаковки (graphic designs, package design, graphic symbol);

- логотип (рисунок для логотипа) (logotype, logos);

- логотип и рисунки для фирменного стиля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.047 с.)