Методическая разработка проведения Дня открытых дверей в музеях ГГФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка проведения Дня открытых дверей в музеях ГГФ



Методическая разработка проведения Дня открытых дверей в музеях ГГФ

Данная разработка нацелена на привлечение внимания посетителей к процессу музейного строительства, а именно формированию коллекций естественно-исторических музеев посредством многочисленных экспедиций, в том числе членов РГО.

Название события: «Музейные приключения в поиске натуралиев»

Введение

Необходимое время для организации одного сеанса «приключения» 1 час, в каждом музее по полчаса. Квест направлен на разгадывание загадок с использованием уникальных материалов экспозиции. Волонтеры-студенты формируют по мере наполнения аудиторией мероприятия   три команды по 10 человек. Нужны для организации  3-5 человек студентов. По итогам квеста участники получают сертификаты (или прочий итоговый материал -календарики, буклетики, листовки и т.п.).

Этап первый «Формирование команды». У входа в Минералогический музей.

Дидактическое время (время на выполнение действий) Деятельность волонтера-ведущего

Деятельность участников Квеста

5 минут Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вам предоставляется уникальная возможность познакомиться с экспозициями Минералогического музея имени Ивана Кузьмича Баженова[1] и Палеонтологического музея им. Хахлова Венедикта Андрееевича[2]. Это произойдет не совсем обычным способом. Мы представим себя участниками экспедиции по сбору натуралиев-артефактов, которые расскажут нам об удивительных историях из жизни матушки Природы. Так же вам предстоит узнать об удивительных ученых – членах Русского географического общества. Сейчас мы объединимся в команды до 10 человек, получим в руки путеводитель и отправимся в путь. Вам будут помогать…(представить волонтеров). Хочу предупредить, что на каждой станции нельзя задерживаться более чем указано в путеводителе, иначе вы не достигните цели- знакомства с «главным» артефактом музеев ГГФ.

Объединяются в команды, получают путеводитель и стартуют.

Этап второй «Чудеса минерального царства Земли». Минералогический музей.

 

5 минут Загадка первая. Географическая. Слова волонтера: Традиции собирания, изучения и систематизирования «натуралиев» восходят к 4-3 вв. до н.э.. Первые коллекции появились в Ликее, философской школе, основанной в 335 г. до н.э. Аристотелем. Преемником этих традиций стал Мусейон-крупный культурный центр эллинистического мира. Это был одновременно музеем, библиотекой и обсерваторией, где выдающиеся умы античного мира проводили свои наблюдения и исследования. Интерес к необычному, экзотическому природному материалу сохранялся и в культуре Средневековья, Эпохи Возрождения. Первые естественнонаучные музеи появились в конце 15-первой половине 16 века во Франции, Швейцарии, Германии. В России формирование музейных коллекций естественноисторического профиля восходит к Кунсткамере-первому государственному музею, созданному Петром первым в 1714 г. Несмотря на основание коллекции Кунсткамеры иностранными материалами, была нацеленность на сбор натуралиев в целях обслуживания зарождающейся российской науки и изучения Сибири. Музей, в котором вы сейчас находитесь основан одновременно с университетом 140 лет назад и поэтому является за Уралом старейшим учебным музеем. Здесь хранится более 100 тысяч единиц хранения. Это богатейшее собрание из месторождений различных территорий. Поэтому вам предстоит сейчас разгадать загадку-каких именно. Так же и найти, назвать географические названия и минералы, найденные там. 1. Эти горы называют «Каменным поясом земли русской». 2. Много загадок и тайн хранят эти труднодоступные и удивительно красивые места. Этот полуостров является частью древнего материка Гиперборея, который упоминается в древнегреческих легендах и непосредственно связан с Апполоном Гиперборейским. 3. Эти горы называют «Колыбелью мира», считая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля до сих пор хранит много загадок.

Необходимо найти и назвать в экспозиции натуралии, привезенные с Урала, Кольского полуострова и Горного Алтая

5 минут Загадка вторая. Радуга минералов. Как вы уже заметили, что в шкафах и витринах на полочках лежат минералы самых разнообразных цветов. Вот где можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы-блестящие, как металл, сверкают золотом и серебром; другие – чистые и прозрачные, как вода; третьи-переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом. Во всей природе нет более чистых сверкающих тонов, чем кроваво-красные рубины, лазорево-синие лазуриты и азуриты, ярко-желтые топазы и зеленые изумруды. Но еще поразительнее разнообразная раскраска одного и того же камня, например турмалина (показать в экспозиции его). Тайна цвета камня – одна из научных тайн минералогии. Мы предлагаем вам за 5 минут собрать палитру цветов максимально самого большого количества оттенков цветов радуги.

Необходимо за пять минут собрать палитру минералов (максимальное количество оттенков цветов радуги)

5 минут Загадка третья. Диковинки в мире камня. Чтобы оказаться на следующей станции нашего квеста, нужно разгадать следующие загадки от Матушки Природы: 1. В этом состоянии в природе известно около 45 химических элементов (точнее, простых веществ), но большинство из них встречается очень редко. По подсчетам В. И. Вернадского на их долю, включая газы атмосферы, приходится не более 0,1 % веса земной коры. О каком явлении в мире минералов идет речь? Найдите в экспозиции материалы о нем и назовите. 2. Маленькие блестящие снежинки и сверкающие самоцветы могли бы рассказать нам о том, сколько трудностей должно преодолеть вещество, чтобы победить враждебные его росту силы и создать прекрасную и чистую постройку, которую мы называем кристаллом. В нашем музее так же представлены кристаллы достаточно больших размеров. Предлагаем их найти и назвать. 3. Растения и камни? Как эти два понятия могут ужиться в наших экспонатах? Существуют удивительное явление как «дендриты» и «моховые агаты». Дендриты- это совершенно особый рост минералов и протекает он в очень тоненьких трещинах между двумя слоями породы или в еще не вполне окаменевшей среде желеобразного вещества, в которое неожиданно попали железистые растворы. В знаменитых «моховых агатах» Индии такие веточки образуют сложные и затейливые лесные пейзажи. Попробуйте обнаружить в экспозиции эти удивительные явления. 4. Дендриты и моховые агаты зачастую признавали окаменелыми растениями. Конечно, это не значит, что не существует настоящих окаменевших растений-деревьев, листьев, корней или плодов. В нашей экспозиции предлагаем вам найти такие натуралии-артефакты.

Необходимо найти и назвать образцы самородков, кристаллов-гигантов, дендриты и моховые агаты, окаменелое дерево.

5 минут Загадка четвертая. Камень на службе человека. Оказывается, камень, несмотря на всю свою твердость и прочность, не вечен в руках человека; он постепенно исчезает и распыляется по всему свету. С каждым годом число добываемых из недр полезных ископаемых увеличивается. Мы предлагаем найти как можно больше в экспозиции минералов, которые возможно использовать в хозяйстве, в целях изготовления ювелирных украшений.

Необходимо найти и назвать в экспозиции самые востребованные минералы по заданным параметрам использования.

5 минут Загадка пятая. Его имя носит Минералогический музей. Следующим испытанием будет найти коллекцию в экспозиции и портрет Ивана Кузьмича Баженова, чье имя на данный момент носит Минералогический музей ТГУ. Немного об этом замечательном человеке, ученом. Иван Кузьмич Баженов родился 5 сентября 1890 года в Киеве в крестьянской семье.  С 1903 года учился в Киевской торговой школе, а с 1907 по 1911 годы в Киевском коммерческом училище, которое он окончил с золотой медалью. В 1911 году поступил на геологоразведочный факультет Киевского политехнического института.    В 1915 году он принимал участие в геологическом исследовании района по р. Сухонь и Северная Двина, а в 1916 г. под руководством геолога А. Н. Замятина исследовал Эмбенское месторождение нефти в Уральской области. В августе 1919 г. вместе с управлением округа был эвакуирован в Томск. В 1920 г. для завершения учебы поступил на горный факультет Томского технологического института (ТТИ), после окончания, которого получил звание горного инженера (1921 г.). Один из основателей геологического образования в ТГУ. В университете ему не было равных по знанию мира минералов. Иван Кузьмич- Член Томского отделения РГО.

Необходимо найти портреты Баженова И.К.

Этап третий «Голос Земли». Наш следующий этап мы назвали «Голос Земли». Наша планета пытается до нас донести истину об удивительном процессе зарождения и развития жизни. Проследить этот путь нашей планеты возможно в палеонтологическом музее. Палеонтологический музей ТГУ (переход команд, по ходу небольшой рассказ о музее) возник в 1926 году на основе выделенных из минералогического кабинета палеонтологических коллекций. Основу коллекции составили частные дарения, поступившие в 1889 г. от профессора Траутшольда, герцога М.Н. Лейхтенбергского, горного инженера П.П. Иванова и многих других. Гордостью музея является одна из лучших в мире коллекция первых наземных растений - "псилофитов", собранная в девонских межгорных впадинах на юге Сибири профессором А.Р. Ананьевым и его учеником Л.И. Быстрицким. Эта коллекция частично опубликована с изображением характерных видов растений в работах А.Р. Ананьева, но предстоит большая работа по ее дальнейшей систематизации и монографическому описанию.

5 минут

Загадка первая. Древний микромир. В конце 60-х годов XX века в связи с расширением нефтегазопоисковых работ в Западной Сибири развиваются микропалеонтологические исследования, и под руководством профессора В.М. Подобиной создается в 1968 году лаборатория микропалеонтологии. Формируются коллекции по разным группам микрофауны. Для хранения типовых экземпляров при музее создан микропалеонтологический отдел. Предлагаем вам отгадать следующую загадку, что отправиться за следующим образцом натуралиев. Из раковин этих живых организмов образуются значительные отложения известняка, толщиной в десятки и сотни метров. В результате горообразовательных про­цессов эти осадочные породы могут оказаться на суше. Такие горные системы, как Пиренеи, Альпы, Гималаи, состоят большей частью из извест­няков, образованных этими жителями древнего океана. Британские острова древние римляне называли Альбионом (от лат. альбус — белый) по цвету при­брежных известняковых скал. По видо­вому составу этих ископаемых существ геологи определяют возраст горной по­роды, поскольку для каждого периода геологической истории Земли этот состав особый. О каких представителях Живого царства Древней Земли идет речь? Найти их вам предстоит в экспозиции.

Находят материалы фораминиферами.
5 минут

Загадка вторая. Аммонит. За 100 миллионов лет до зарождения человеческой расы на планете Земля была совершенно другая жизнь - наполненная диковинными существами и гигантскими растениями. Было место и для фантастических моллюсков. Этот древний головоногий моллюск манит не только палеонтологов, но и ювелиров. Под звучным названием скрывается древний организм, появившийся во времена Палеозойской эры и вымерший в Мезозойскую эру. Название существо получило от Древнегреческого Бога - Аммона. Они являлись головоногими и обладали спиралевидной раковиной. Размеры их начинались от 5 см и могли достигать 3-4 метров. О каких моллюсках идет речь? Предлагаем найти его останки в экспозиции музея.

Находят аммониты
5 минут

Загадка третья. Плауны. Это самая древняя группа растений из живущих сегодня. Произрастающие в Каменноугольный период в Сибири, представляющие также значительную часть палеоботанической коллекции, которую монографически описал В.А. Ананьев, вы можете найти среди натуралиев нашей экспозиции. Все современные представители этих растений – вечнозеленые многолетники с очень мелкими листочками, больше похожими на чешуйки. Стебли их делятся дихотомически: ствол разделяется на два; каждый из этих стволов – снова на два и т.д. Все они растут медленно, особенно в первые годы жизни спорофита. Назовите эту группу растений и найдите коллекцию натуралиев с образцами древних представителей этих растений.

Находят плауны.
5 минут

Загадка четвертая. Мамонт.

  Жил давным-давно когда-то

Слон огромный волосатый.

То ли папонт, то ли бабонт,

То ли дедонт.… Вот растяпа,

Слово я забыл. друзья,

Кто из вас здесь умный самый,

Как зовут его все? (мамонт)

С 1990-го года научное руководство музея осуществляет профессор В.М. Подобина. Этот год можно считать началом третьего этапа в развитии музея. Кроме традиционных научных направлений были созданы новые направления - изучение мамонтовой фауны и меловых динозавров. Это дало возможность в течение 8 лет (с 1995 по 2002 год) создать новые экспозиции в музее, состоящие из реконструированных скелетов основных представителей мамонтовой фауны - ископаемых бизона, мамонта и шерстистого носорога, выполненные А.В. Шпанским. Наиболее ценные фрагменты - черепа, челюсти с зубами мамонтов и мамонтят, черепа и фрагменты скелетов шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, трогонтериевых слонов, оленей, пещерных медведя и льва, сайгака и многих других также выставлены в специально оборудованных витринах и подставках демонстрационного зала музея. Однако большая часть скелетных остатков мамонтовой фауны сосредоточена в монографическом отделе музея, созданном в подвальном помещении. Сейчас предлагаем вам осмотреть скелет  мамонта.

Знакомятся с скелетом мамонта
5 минут

Загадка пятая. Динозавр. Сенсацией стали находки на юго-востоке Западной Сибири у пос. Шестаково в 1998 году А.В. Воронкевичем двух целых скелетов раннемеловых пситтакозавров. С 2000 года эти скелеты хранятся в музее в специально оборудованном саркофаге, сохраняя естественное положение в монолите породы.

На заключительном этапе предлагаем поиграть в викторину-игру. Вы можете попробовать свои силы, отвечая на целый ряд интересных вопросов, связанных со всеми видами динозавров, начиная от тираннозавров и заканчивая диплодоками. Что вы знаете о временных периодах жизни динозавров, о том, кто из них был травоядным, а кто – плотоядным, как они выглядели и на каком количестве ног передвигались?

Старайтесь отвечать правильно, проверяйте свои ответы, и знакомьтесь с различной информацией и забавными фактами о динозаврах.

Три

2. Название "динозавр" означает "ужасная ящерица"

Правда

Юрский период

Травоядным

Ложь

Правда

На двух

Бронтозавр

Ложь

Раптор (велоцираптор)

Правда

Парк юрского периода

Правда

На четырёх

Ложь

Триасовый период

Ложь

Спинозавр

Палеонтолог

Правда

Знакомятся с останками динозавра и играют в викторину

Этап четвертый «Награждение участников квеста» и «Подведение итогов» (в зависимости от наличия наградных материалов)

5 минут Что же, дорогие друзья, вами успешно пройден Квест. На память об этом событии разрешите вручить вам…Очень надеемся, что мы сегодня пробудили у вас интерес к сбору натуралиев и возможно созданию своего домашнего естественноисторического музея.

 

       

 


[1] http://wiki.tpu.ru/wiki/Баженов_Иван_Кузьмич

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Хахлов,_Венедикт_Андреевич

Методическая разработка проведения Дня открытых дверей в музеях ГГФ

Данная разработка нацелена на привлечение внимания посетителей к процессу музейного строительства, а именно формированию коллекций естественно-исторических музеев посредством многочисленных экспедиций, в том числе членов РГО.

Название события: «Музейные приключения в поиске натуралиев»

Введение

Необходимое время для организации одного сеанса «приключения» 1 час, в каждом музее по полчаса. Квест направлен на разгадывание загадок с использованием уникальных материалов экспозиции. Волонтеры-студенты формируют по мере наполнения аудиторией мероприятия   три команды по 10 человек. Нужны для организации  3-5 человек студентов. По итогам квеста участники получают сертификаты (или прочий итоговый материал -календарики, буклетики, листовки и т.п.).

Этап первый «Формирование команды». У входа в Минералогический музей.

Дидактическое время (время на выполнение действий) Деятельность волонтера-ведущего

Деятельность участников Квеста

5 минут Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вам предоставляется уникальная возможность познакомиться с экспозициями Минералогического музея имени Ивана Кузьмича Баженова[1] и Палеонтологического музея им. Хахлова Венедикта Андрееевича[2]. Это произойдет не совсем обычным способом. Мы представим себя участниками экспедиции по сбору натуралиев-артефактов, которые расскажут нам об удивительных историях из жизни матушки Природы. Так же вам предстоит узнать об удивительных ученых – членах Русского географического общества. Сейчас мы объединимся в команды до 10 человек, получим в руки путеводитель и отправимся в путь. Вам будут помогать…(представить волонтеров). Хочу предупредить, что на каждой станции нельзя задерживаться более чем указано в путеводителе, иначе вы не достигните цели- знакомства с «главным» артефактом музеев ГГФ.

Объединяются в команды, получают путеводитель и стартуют.

Этап второй «Чудеса минерального царства Земли». Минералогический музей.

 

5 минут Загадка первая. Географическая. Слова волонтера: Традиции собирания, изучения и систематизирования «натуралиев» восходят к 4-3 вв. до н.э.. Первые коллекции появились в Ликее, философской школе, основанной в 335 г. до н.э. Аристотелем. Преемником этих традиций стал Мусейон-крупный культурный центр эллинистического мира. Это был одновременно музеем, библиотекой и обсерваторией, где выдающиеся умы античного мира проводили свои наблюдения и исследования. Интерес к необычному, экзотическому природному материалу сохранялся и в культуре Средневековья, Эпохи Возрождения. Первые естественнонаучные музеи появились в конце 15-первой половине 16 века во Франции, Швейцарии, Германии. В России формирование музейных коллекций естественноисторического профиля восходит к Кунсткамере-первому государственному музею, созданному Петром первым в 1714 г. Несмотря на основание коллекции Кунсткамеры иностранными материалами, была нацеленность на сбор натуралиев в целях обслуживания зарождающейся российской науки и изучения Сибири. Музей, в котором вы сейчас находитесь основан одновременно с университетом 140 лет назад и поэтому является за Уралом старейшим учебным музеем. Здесь хранится более 100 тысяч единиц хранения. Это богатейшее собрание из месторождений различных территорий. Поэтому вам предстоит сейчас разгадать загадку-каких именно. Так же и найти, назвать географические названия и минералы, найденные там. 1. Эти горы называют «Каменным поясом земли русской». 2. Много загадок и тайн хранят эти труднодоступные и удивительно красивые места. Этот полуостров является частью древнего материка Гиперборея, который упоминается в древнегреческих легендах и непосредственно связан с Апполоном Гиперборейским. 3. Эти горы называют «Колыбелью мира», считая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля до сих пор хранит много загадок.

Необходимо найти и назвать в экспозиции натуралии, привезенные с Урала, Кольского полуострова и Горного Алтая

5 минут Загадка вторая. Радуга минералов. Как вы уже заметили, что в шкафах и витринах на полочках лежат минералы самых разнообразных цветов. Вот где можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы-блестящие, как металл, сверкают золотом и серебром; другие – чистые и прозрачные, как вода; третьи-переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом. Во всей природе нет более чистых сверкающих тонов, чем кроваво-красные рубины, лазорево-синие лазуриты и азуриты, ярко-желтые топазы и зеленые изумруды. Но еще поразительнее разнообразная раскраска одного и того же камня, например турмалина (показать в экспозиции его). Тайна цвета камня – одна из научных тайн минералогии. Мы предлагаем вам за 5 минут собрать палитру цветов максимально самого большого количества оттенков цветов радуги.

Необходимо за пять минут собрать палитру минералов (максимальное количество оттенков цветов радуги)

5 минут Загадка третья. Диковинки в мире камня. Чтобы оказаться на следующей станции нашего квеста, нужно разгадать следующие загадки от Матушки Природы: 1. В этом состоянии в природе известно около 45 химических элементов (точнее, простых веществ), но большинство из них встречается очень редко. По подсчетам В. И. Вернадского на их долю, включая газы атмосферы, приходится не более 0,1 % веса земной коры. О каком явлении в мире минералов идет речь? Найдите в экспозиции материалы о нем и назовите. 2. Маленькие блестящие снежинки и сверкающие самоцветы могли бы рассказать нам о том, сколько трудностей должно преодолеть вещество, чтобы победить враждебные его росту силы и создать прекрасную и чистую постройку, которую мы называем кристаллом. В нашем музее так же представлены кристаллы достаточно больших размеров. Предлагаем их найти и назвать. 3. Растения и камни? Как эти два понятия могут ужиться в наших экспонатах? Существуют удивительное явление как «дендриты» и «моховые агаты». Дендриты- это совершенно особый рост минералов и протекает он в очень тоненьких трещинах между двумя слоями породы или в еще не вполне окаменевшей среде желеобразного вещества, в которое неожиданно попали железистые растворы. В знаменитых «моховых агатах» Индии такие веточки образуют сложные и затейливые лесные пейзажи. Попробуйте обнаружить в экспозиции эти удивительные явления. 4. Дендриты и моховые агаты зачастую признавали окаменелыми растениями. Конечно, это не значит, что не существует настоящих окаменевших растений-деревьев, листьев, корней или плодов. В нашей экспозиции предлагаем вам найти такие натуралии-артефакты.

Необходимо найти и назвать образцы самородков, кристаллов-гигантов, дендриты и моховые агаты, окаменелое дерево.

5 минут Загадка четвертая. Камень на службе человека. Оказывается, камень, несмотря на всю свою твердость и прочность, не вечен в руках человека; он постепенно исчезает и распыляется по всему свету. С каждым годом число добываемых из недр полезных ископаемых увеличивается. Мы предлагаем найти как можно больше в экспозиции минералов, которые возможно использовать в хозяйстве, в целях изготовления ювелирных украшений.

Необходимо найти и назвать в экспозиции самые востребованные минералы по заданным параметрам использования.

5 минут Загадка пятая. Его имя носит Минералогический музей. Следующим испытанием будет найти коллекцию в экспозиции и портрет Ивана Кузьмича Баженова, чье имя на данный момент носит Минералогический музей ТГУ. Немного об этом замечательном человеке, ученом. Иван Кузьмич Баженов родился 5 сентября 1890 года в Киеве в крестьянской семье.  С 1903 года учился в Киевской торговой школе, а с 1907 по 1911 годы в Киевском коммерческом училище, которое он окончил с золотой медалью. В 1911 году поступил на геологоразведочный факультет Киевского политехнического института.    В 1915 году он принимал участие в геологическом исследовании района по р. Сухонь и Северная Двина, а в 1916 г. под руководством геолога А. Н. Замятина исследовал Эмбенское месторождение нефти в Уральской области. В августе 1919 г. вместе с управлением округа был эвакуирован в Томск. В 1920 г. для завершения учебы поступил на горный факультет Томского технологического института (ТТИ), после окончания, которого получил звание горного инженера (1921 г.). Один из основателей геологического образования в ТГУ. В университете ему не было равных по знанию мира минералов. Иван Кузьмич- Член Томского отделения РГО.

Необходимо найти портреты Баженова И.К.

Этап третий «Голос Земли». Наш следующий этап мы назвали «Голос Земли». Наша планета пытается до нас донести истину об удивительном процессе зарождения и развития жизни. Проследить этот путь нашей планеты возможно в палеонтологическом музее. Палеонтологический музей ТГУ (переход команд, по ходу небольшой рассказ о музее) возник в 1926 году на основе выделенных из минералогического кабинета палеонтологических коллекций. Основу коллекции составили частные дарения, поступившие в 1889 г. от профессора Траутшольда, герцога М.Н. Лейхтенбергского, горного инженера П.П. Иванова и многих других. Гордостью музея является одна из лучших в мире коллекция первых наземных растений - "псилофитов", собранная в девонских межгорных впадинах на юге Сибири профессором А.Р. Ананьевым и его учеником Л.И. Быстрицким. Эта коллекция частично опубликована с изображением характерных видов растений в работах А.Р. Ананьева, но предстоит большая работа по ее дальнейшей систематизации и монографическому описанию.

5 минут

Загадка первая. Древний микромир. В конце 60-х годов XX века в связи с расширением нефтегазопоисковых работ в Западной Сибири развиваются микропалеонтологические исследования, и под руководством профессора В.М. Подобиной создается в 1968 году лаборатория микропалеонтологии. Формируются коллекции по разным группам микрофауны. Для хранения типовых экземпляров при музее создан микропалеонтологический отдел. Предлагаем вам отгадать следующую загадку, что отправиться за следующим образцом натуралиев. Из раковин этих живых организмов образуются значительные отложения известняка, толщиной в десятки и сотни метров. В результате горообразовательных про­цессов эти осадочные породы могут оказаться на суше. Такие горные системы, как Пиренеи, Альпы, Гималаи, состоят большей частью из извест­няков, образованных этими жителями древнего океана. Британские острова древние римляне называли Альбионом (от лат. альбус — белый) по цвету при­брежных известняковых скал. По видо­вому составу этих ископаемых существ геологи определяют возраст горной по­роды, поскольку для каждого периода геологической истории Земли этот состав особый. О каких представителях Живого царства Древней Земли идет речь? Найти их вам предстоит в экспозиции.

Находят материалы фораминиферами.
5 минут

Загадка вторая. Аммонит. За 100 миллионов лет до зарождения человеческой расы на планете Земля была совершенно другая жизнь - наполненная диковинными существами и гигантскими растениями. Было место и для фантастических моллюсков. Этот древний головоногий моллюск манит не только палеонтологов, но и ювелиров. Под звучным названием скрывается древний организм, появившийся во времена Палеозойской эры и вымерший в Мезозойскую эру. Название существо получило от Древнегреческого Бога - Аммона. Они являлись головоногими и обладали спиралевидной раковиной. Размеры их начинались от 5 см и могли достигать 3-4 метров. О каких моллюсках идет речь? Предлагаем найти его останки в экспозиции музея.

Находят аммониты
5 минут

Загадка третья. Плауны. Это самая древняя группа растений из живущих сегодня. Произрастающие в Каменноугольный период в Сибири, представляющие также значительную часть палеоботанической коллекции, которую монографически описал В.А. Ананьев, вы можете найти среди натуралиев нашей экспозиции. Все современные представители этих растений – вечнозеленые многолетники с очень мелкими листочками, больше похожими на чешуйки. Стебли их делятся дихотомически: ствол разделяется на два; каждый из этих стволов – снова на два и т.д. Все они растут медленно, особенно в первые годы жизни спорофита. Назовите эту группу растений и найдите коллекцию натуралиев с образцами древних представителей этих растений.

Находят плауны.
5 минут

Загадка четвертая. Мамонт.

  Жил давным-давно когда-то

Слон огромный волосатый.

То ли папонт, то ли бабонт,

То ли дедонт.… Вот растяпа,

Слово я забыл. друзья,

Кто из вас здесь умный самый,

Как зовут его все? (мамонт)

С 1990-го года научное руководство музея осуществляет профессор В.М. Подобина. Этот год можно считать началом третьего этапа в развитии музея. Кроме традиционных научных направлений были созданы новые направления - изучение мамонтовой фауны и меловых динозавров. Это дало возможность в течение 8 лет (с 1995 по 2002 год) создать новые экспозиции в музее, состоящие из реконструированных скелетов основных представителей мамонтовой фауны - ископаемых бизона, мамонта и шерстистого носорога, выполненные А.В. Шпанским. Наиболее ценные фрагменты - черепа, челюсти с зубами мамонтов и мамонтят, черепа и фрагменты скелетов шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, трогонтериевых слонов, оленей, пещерных медведя и льва, сайгака и многих других также выставлены в специально оборудованных витринах и подставках демонстрационного зала музея. Однако большая часть скелетных остатков мамонтовой фауны сосредоточена в монографическом отделе музея, созданном в подвальном помещении. Сейчас предлагаем вам осмотреть скелет  мамонта.

Знакомятся с скелетом мамонта 5 минут

Загадка пятая. Динозавр. Сенсацией стали находки на юго-востоке Западной Сибири у пос. Шестаково в 1998 году А.В. Воронкевичем двух целых скелетов раннемеловых пситтакозавров. С 2000 года эти скелеты хранятся в музее в специально оборудованном саркофаге, сохраняя естественное положение в монолите породы.

На заключительном этапе предлагаем поиграть в викторину-игру. Вы можете попробовать свои силы, отвечая на целый ряд интересных вопросов, связанных со всеми видами динозавров, начиная от тираннозавров и заканчивая диплодоками. Что вы знаете о временных периодах жизни динозавров, о том, кто из них был травоядным, а кто – плотоядным, как они выглядели и на каком количестве ног передвигались?

Старайтесь отвечать правильно, проверяйте свои ответы, и знакомьтесь с различной информацией и забавными фактами о динозаврах.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.05 с.)