Постановка классической транспортной задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка классической транспортной задачи



Распределительный метод широко применяется главным образом при решении различных транспортных задач (оптимальное закрепление потребителей груза за поставщиками, маршрутизация перевозок грузов, распределение парка подвижного состава по АТП, закрепление маршрутов за АТП и др.), поэтому иногда его называют транспортным методом.

Классическая транспортная задача заключается в нахождении оптимальных грузопотоков, т.е. в оптимальном закреплении поставщиков однородного груза за потребителями. В математической форме условия транспортной задачи выглядят следующим образом:

Потребителям В1, В2,..., Вj,..., Вn требуется однородный продукт (груз) в количествах соответственно b1, b2,..., bj ,…, bn тонн, который производится (или хранится) у поставщиков А1, А2,..., Аi,....Аm в количествах а1, а2,...,аi,..., аm тонн. Так как все поставщики производят одну и ту же продукцию, каждый из них может удовлетворять запросы любого потребителя. Расстояния между отправителями и получателями груза известны и составляют 1ц километров. Требуется составить такой план перевозок грузов, который обеспечит удовлетворение запросов всех потребителей при минимальной транспортной работе (минимальной сумме тонно-километров). Очевидно, что для решения рассматриваемой задачи необходимо равенство общей потребности получателей наличию груза у отправителей.

Условия задачи удобно записывать в виде табл. 1, называемой матрицей условий.

Таблица 1

 

Пункт отправления

Пункт назначения

Наличие груза, т
  В1 В2 Вj Вn  
А1 111 112 11j 11n а1
А2 111 122 12j 12n а2
….
Аi 1j1 1i2 1ij 1in аi
Аm 1m 1m2 1mj 1mn аm
Потребность в грузе, т b1 b2 bj bn bj==аi
               

Обозначим через хij количество тонн груза, предназначенного к отправке из пункта Аi в пункт Вj. Тогда количество груза, планируемое к доставке в пункт Вjиз всех пунктов отправления, составит

х1j + х2j +…+ xmj = Хij . (1)

Так как потребность пункта назначения Вj составляет bj, то при планировании перевозок должно соблюдаться равенство

Xij = bj .

Сказанное справедливо для любого пункта Вj. Поэтому получаем n уравнений

х 11 + х 21 +…+ х m1 = b 1

х 12+ х 22 +…+ хm2 = b 2

….……………………… (2)

х 1n + х 2n+…+ х mn = b n

С другой стороны, общее количество груза, отправляемого из пункта Аi во все пункты назначения Вj составит

хi1i2+...+xin= Х ij. (3)

По условиям задачи эта сумма должна быть равна количеству груза в пункте =Аi,т.е.

Х ij=ai .

Так как приведённое рассуждение относится к любому пункту отправления, имеем m уравнений

х 11 + х 21 +…+ х 1n = a 1

х 21+ х 22 +…+ х2n = a 2

……………………. (4)

х m1 + х m2+…+ х mn = a m

Более компактно уравнения (1.1) - (1.4) можно записать следующим образом:

Х ij= bj, j = 1, 2, …, n; (5)

Х ij= ai, i = 1, 2, …, m; (6)

P = 111x11 +112 x12+…+1ij xij +…+1mn xmn = l ij X ij. (7)

Очевидно, что объем каждой поставки не может быть отрицательным числом, т.е.

xij >0, i=1,2,..., m; j=1,2,..., n. (8)

Таким образом, в математической форме транспортная задача формулируется следующим образом: определить значения переменных xij минимизирующих линейную форму

l ij X ij, j = 1, 2, …, n, i = 1, 2, …, m (9)

при условиях

X ij= bj, j = 1, 2, …, n; (10)

Xij= ai, i = 1, 2, …, m; (11)

xij>0, i =1, 2,..., m; j=1, 2,..., n. (12)

Соблюдение равенства (1.10) обеспечивает полное удовлетворение запросов всех потребителей. Уравнения (1.11) гарантируют полный вывоз из пунктов отправления, а уравнения (1.9) - неотрицательность переменных. Для совместности системы уравнений (1.9 - 1.12) необходимо, чтобы

ai = bj. (13)

Равенство (1.13) является не только необходимым, но и достаточным условием для совместности системы уравнений (1.9 -1.12).

Поскольку уравнения (1.10 - 1.12) содержат неизвестные только в первой степени, а показатель Lij в формуле (1.9) не зависит от xij, сформулированная задача является задачей линейного программирования. Формулировка задачи, в которой спрос и предложение равны, получила название закрытой модели.

Модель транспортной задачи имеет следующие особенности:

1. Модель выражается неопределённой системой линейных уравнений и, следовательно, имеет бесчисленное множество возможных решений.

2. Модель совместна, т.е. имеет решение.

3. Элементами матрицы системы являются единицы и нули.

4. Система является линейно-зависимой, так как любое её уравнение можно представить в виде линейной комбинации остальных уравнений.

5. Число линейно независимых уравнений всегда на одно меньше общего количества уравнений в системе, так как без любого одного уравнения каждое оставшееся уравнение нельзя представить как линейную комбинацию из других уравнений. Следовательно, базис системы равен количеству уравнений минус единица.

6. Целевая функция выражается линейной формой. Матрица целевой функции -это матрица-строка, элементами которой могут быть расстояния, время или стоимость перевозки.

Для решения транспортной задачи разработаны специальные методы, позволяющие из бесчисленного множества решений найти оптимальное. Одним из таких методов является распределительный, имеющий несколько разновидностей, которые отличаются в основном способом выявления оптимального решения. Общая схема метода следующая. Вначале составляют допустимый исходный план задачи, который затем исследуется на оптимальность. Если при проверке окажется, что составленный план оптимален, то решение закончено. В противном случае при помощи специального приёма осуществляется переход к новому, лучшему плану. Этот план снова исследуется на оптимальность и в случае неоптимальности опять улучшается. Указанный процесс вычислений повторяется до получения оптимального решения.

Разновидности распределительного метода отличаются в основном способом выявления оптимального решения.

2. Первый способ (метод Хичкока)

В табл. 2 записаны исходные данные задачи. Расстояния между грузообразующими и грузопоглощающими точками проставлены в правых верхних углах клеток. Строки отведены под грузообразующие точки, столбцы - под грузопоглощающие. В конце строки указаны ограничения по вывозу, в конце столбца - ограничения по ввозу. Дополнительный столбец и строка отведены для потенциалов. Эта таблица называется матрицей распределительного метода.

Распределение груза по потребителям производится начиная с грузоотправителя А1 и грузополучателя В1 т.е. с клетки А1В1. Потребность в грузе потребителя В1 удовлетворяется полностью грузоотправителем А1. В клетку А1В1 записывается объем потребления грузополучателя В1 - 200 т. Оставшийся в точке А1, груз в количестве 200 т будет вывозиться потребителю В2. Но потребителю В2 нужно завезти не 200, а 400 т груза. Недостающие 200 т груза можно ввозить от грузоотправителя А2. Оставшиеся у грузоотправителя А2 400 т груза можно вывезти в точку В3 и т.д. Рассуждая таким образом, распределим весь груз по потребителям.

Таблица 2

 

Грузообразующие точки

Грузопоглощающие точки

Итого по вывозу, т Потенциалы
  B1 В2 B3 В4    
А1 16 200 6 200 10 4 400 -16
А2 8 2 200 12 400 14 600 -12
А3 2 18 8 400 6600 1000 - 8
Итого по ввозу, т 200 400 800 600 2000 Vj
Потенциалы 0 10 0 2 Ui --
             

В табл. 2 распределение груза по потребителям (закрепление потребителей за грузоотправителями) выразится в заполнении клеток А1В1, A1B22В3, А2В2, А3В3, А3В4.

Условимся в дальнейшем называть клетки таблицы, в которых отмечено количество груза, перевозимого от грузоотправителя к данному грузополучателю, загруженными. Количество загруженных клеток всегда должно равняться величине базиса, который будет равен n + m - 1 (n- число строк таблицы; m - число столбцов). В данном примере это условие соблюдено: 3 + 4-1=6.

При нашем распределении груза по потребителям первой загруженной клеткой стала левая верхняя клетка А1B1 таблицы, остальные загруженные клетки расположились по диагонали, соединяющей левый верхний и правый нижний углы таблицы. Поэтому такой способ первоначального закрепления грузополучателей за грузоотправителями, а следовательно, способ первого заполнения таблицы, получил название «диагональный метод», или «метод северо-западного угла». Полученный таким способом план закрепления потребителей груза за грузоотправителями является одним из возможных решений задачи. При этом общая грузовая работа будет

200-16 + 200-6 + 200-2 + 400-12 + 400-8 + 600-6 = 16 400 т*км.

Однако нельзя сказать, является ли полученный вариант решения оптимальным или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить следующие действия:

1. Во всех загруженных клетках получить нулевой потенциал. Для этого по строчкам и столбцам табл. 1.2 к расстояниям, проставленным в верхних правых углах клеток, прибавляют такие числа (потенциалы), которые в сумме с расстояниями загруженных клеток дают нуль (нулевой потенциал). Например, чтобы получить в загруженной клетке А1В1, нулевой потенциал, нужно ко всем расстояниям строки А1 прибавить потенциал - 16(16-16 - 0). В загруженной клетке А1В2 нулевой потенциал получится в том случае, если к ее расстоянию 6 и ранее прибавленному по строке А1 потенциалу - 16 прибавить по столбцу В2потенциал + 10 (6 -16+ 10= 0) и т.д.

2. Определить потенциалы для всех свободных клеток, т.е. найти для каждой свободной клетки сумму указанного в ней расстояния с ранее полученными по загруженным клеткам потенциалами ее строки и столбца.

При решении задачи на минимум оптимальный вариант получается в том случае, когда во всех загруженных клетках стоят нулевые потенциалы, а потенциалы всех свободных клеток являются положительными величинами.

Если задача решается на максимум, то оптимальный вариант получается тогда, когда во всех загруженных клетках стоят нулевые потенциалы, а потенциалы всех свободных клеток являются отрицательными величинами.

Наличие свободных клеток с отрицательными значениями потенциалов (при решении задачи на минимум) свидетельствует об имеющихся резервах, использовав которые можно получить лучший вариант решения.

В первом варианте решения нашей задачи отрицательные потенциалы имеются в клетках А1В4, А2В1, А1В3, А3В1 (табл. 1.3). Наиболее потенциальной клеткой (клетка, имеющая наибольшее отрицательное значение потенциала) будет клетка А1В4, потенциал которой равен -10. Во втором шаге решения наиболее потенциальная клетка получает загрузку. Это вызывает перераспределение загрузки клеток таблицы, которое осуществляется следующим образом:

1. Проверяют, чтобы количество загруженных клеток в предыдущем шаге равнялось n + m - 1. Если количество загруженных клеток меньше, чем n + m - 1 (случай вырождения), то недостающее число клеток достигается путем загрузки соответствующего количества свободных клеток нулями. Клетка, в которой будет проставлена загрузка, равная нулю, считается загруженной.

2. Для наиболее потенциальной клетки А1В4 строится контур. Контуром называется замкнутая ломаная линия, образованная прямыми отрезками, углы соединений между которыми равны 90°. Строится контур так, чтобы все углы, кроме одного, располагались в загруженных клетках, а один угол находился в свободной, наиболее потенциальной клетке. При соблюдении этих двух правил для каждой свободной клетки можно построить только один контур.

3. Определяют положительные (+) и отрицательные (-) углы контура, считая, что первый положительный угол лежит в свободной клетке, для которой строится контур, рядом с ним находятся отрицательные углы, рядом с отрицательными - положительные и т.д. Количество положительных углов всегда равно количеству отрицательных углов контура.

Таблица 3

Грузообразующие точки

Грузопоглощающие точки

Итого по вывозу, т
 

B1

B2

B3 B4  
A1

16 200

-6 200

10 +4 400
A2

8

+2 200

-12400 14 600
A3

2

18

+8400 -6600 1000
Итого по ввозу, т

200

400

800 600 2000
 
               

4. Выявляют наименее загруженную клетку, занятую отрицательным углом контура. Количество груза, указанное в этой клетке, отнимается из всех клеток, занятых отрицательными углами контура, и прибавляется во все клетки, занятые положительными углами.

В результате такого действия одна или несколько из ранее загруженных клеток становятся свободными, а наиболее потенциальная клетка становится загруженной. Ранее загруженные клетки, которые не оказались расположенными в углах контура, переносят в таблицу (табл. 4) нового варианта закрепления потребителей груза за грузоотправителями без изменений.

В табл. 3 из всех клеток, занятых отрицательными углами контура, наименьшую загрузку имеет клетка А1В2 - 200 т. Эти 200 т вычитаются из клеток, занятых отрицательными углами контура, и прибавляются в клетки, занятые положительными углами. В результате клетка А1В2 становится свободной, а наиболее потенциальная клетка А1B4 получает загрузку в 200 т. Загрузка клетки А1В1, в которой нет угла контура, в новом варианте решения остаётся без изменения (см. табл. 4).

Полученный таким образом новый вариант закрепления потребителей за грузоотправителями является возможным решением задачи. При этом варианте общая транспортная работа будет

200 * 16 + 200 * 2 + 200 * 12 + 600 * 8 + 400 * 6 = 14400 т*км.

Это на 2000 т*км меньше, чем получено в первом варианте решения. Величину сокращения грузооборота можно определить и как произведение количества груза, которое получила наиболее потенциальная клетка, на её потенциал.

Таблица 4

Грузообразующие точки

Грузопоглощающие точки

Итого по вывозу, т

Потенциалы
 

B1

B2

B3

B4

 

 
A1

16 200

6

10

4 200

400

-16
A2

8

2 400

12 200

14

600

-22
A3

2

18

8 600

6 400

1000

-18
Итого по ввозу, т

200

400

800

600

2000

 
Потенциалы

0

+20

+10

+12

 
       

                         

Чтобы убедиться, является ли полученный вариант плана оптимальным, следует повторить все действия, рассмотренные выше, т.е. нужно по новым загруженным клеткам подобрать потенциалы строк и столбцов и определить потенциалы для свободных клеток. Если вариант окажется неоптимальным, то необходимо построить контур для новой наиболее потенциальной клетки и найти лучший вариант решения.

Задача решается до тех пор, пока не будет найден оптимальный вариант. Количество промежуточных решений зависит от сложности задачи. В нашем примере второй вариант, как и первый, является неоптимальным (табл. 5), оптимальный же вариант получен в результате третьего шага решения (табл. 6).

 

Таблица 5

Грузообразующие точки

Грузопоглощающие точки

Итого по вывозу, т
 

B1

B2

B3 B4  
A1

- 16 200

6

10 + 4200 400
A2

8

2 400

12200 14 600
A3

2 +

18

8600 6 -400 1000
Итого по ввозу, т

200

400

800 600 2000
   
               

Таблица 6

Грузообразующие точки

Грузопоглощающие точки

Итого по вывозу, т

Потенциалы
 

B1

B2

B3

B4

 

 
A1

16

6

10

4 400

400

-4
A2

8

2 400

12 200

14

600

-10
A3

2 200

18

8 600

6 200

1000

-6
Итого по ввозу, т

200

400

800

600

2000

 
Потенциалы

+4

+8

-2

0

 
     

                       

Объем грузовой работы при оптимальном решении

400*4 +400*2+ 200*12 + 200*2 + 600*8 + 200*6 =11200 т*км.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.09 с.)