Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути дальнейшего совершенствования CРC⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. Заслуживают внимания такие конструктивные предложения, как: • организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к НИРС и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий; • включение СРС в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах; • создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС; • разработка системы интегрированных межкафедральных заданий; • ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу; • рейтинговый метод контроля СРС; • коллегиальные отношения преподавателей и студентов; • разработка заданий, предполагающих нестандартные решения; • индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом СРС; • проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы. В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает: • увеличение числа часов на СРС; • организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на СРС сразу или поэтапно; • создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину; • доступность лабораторий и мастерских (для самостоятельного выполнения лабораторного практикума); • организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, что позволяет свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени СРС; • отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.
Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре- ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.– 264 с. 2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по- нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23. 3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко; под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с. 4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из- дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, – 2002. – 444 с.
Тема № 24 «Психолого-педагогические аспекты успешности самостоятельной работы студента (СРС). Организационные формы СРС. Коллоквиум». (В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания. В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)
Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО) Предлагает Вам следующие задания: -На основе данных тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут); -Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы; -Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе; -Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д., что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе). Желаю успешно провести свое зачетное выступление! (Тезисы для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими открытой зачетной лекции) В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно СРС, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая КСР. В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта СРС, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. В рамках данного раздела представляется целесообразным осветить некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя, поскольку собственно самостоятельная работа студентов в достаточной мере традиционна и уступает место новым формам, в частности КСР, а третий вариант - СРС находится в стадии разработки и эксперимента. Заслуживает пристального внимания опыт организации и проведения КСР в Санкт-Петербургском техническом университете. Придерживаясь терминологии разработчиков, будем называть традиционную СРС - С2, а контролируемую аудиторную самостоятельную работу - С1. Эти занятия представляют как бы промежуточную форму между традиционными аудиторными занятиями и С2. На занятиях типа С1 преподаватель не читает лекций, не ведет семинаров, лабораторных работ, т.е. не является источником первичной содержательной информации. Эту информацию студенты извлекают сами, пользуясь рекомендованными источниками. В аудитории преподаватель присутствует для оказания методической помощи студентам, консультаций, контроля и организации аудиторной работы студентов. Как правило, консультации носят индивидуальный характер, и лишь в отдельных случаях даются необходимые разъяснения (особо трудный материал) всей аудитории. Ниже приводятся предлагаемые санкт-петербургскими разработчиками конкретные формы С1 и ориентировочные варианты сокращения аудиторных занятий в чистом виде с целью их замены С1: . Изучение отдельных разделов учебных дисциплин при наличии учебника по учебнику. 1 час лекции заменяется 0,5 часа С1 и 0,5 часа С2. Формы контроля - традиционные. 2. Интенсификация обучения за счет применения раздаточного материала. Рекомендуется для специальных и узкоспециальных дисциплин. Вместо 1 часа лекций - 1 час С2. Объем раздаваемого материала 5-8 машинописных страниц на каждую сокращаемую лекцию. Контроль традиционный: консультации, выполнение индивидуальных заданий, экзамен. 3. Изучение теоретических разделов курса по учебной и научной литературе при выполнении расчетных заданий, курсовых проектов и работ, рефератов. Формы контроля: зачет, защита курсовых. При этом 1 час С2 заменяется на 0,5 часа С\ и 0,5 часа С2.
4. Подготовка к лабораторным работам и оформление отчета непосредственно на рабочем месте под руководством преподавателя при наличии специальных методических указаний. 1 час С2 заменяется на 0,5 часа С1 +0,5 часа С2. 5. Индивидуальное выполнение лабораторных работ, при этом вместо 1 часа лабораторных занятий планируется 0,5 часа С1 и 0,5 часа занятия в лаборатории или, оставив число часов работы в лаборатории неизменным, замена 1 часа С2 на 1 час С1. 6. Изучение новейшей техники по описаниям (на рабочих местах в вузе или на предприятии) с консультациями преподавателя. Из лекционного курса убирается описательная часть, при этом 1 час лекции заменяется на 1 час С1. 7. Аудиторное проектирование под руководством преподавателя в специализированных кабинетах, оснащенных вычислительной техникой и средствами САПР. Вместо 1 часа С2 1 час С1. 8. Применение ТСО и АОС для активного контроля результатов С1. Затраты труда преподавателя учитываются в разделе методической работы индивидуального плана. 9. Компьютеризация обучения с целью углубления знаний в данной предметной области. Для общенаучных и общеинженерных дисциплин перспективно применение пакетов прикладных программ с элементами обучения и автоматизированных учебных курсов. 10. Методы обучения: деловые игры, дискуссии, подготовленные студентами семинары и лекции и т.п. Коллоквиум Слово "коллоквиум" происходит от латинского "collocvium" - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.
Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре- ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.– 264 с. 2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-
нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23. 3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко; под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с. 4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из- дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, – 2002. – 444 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» Основная: 1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. -М., 2002. -264 с. 2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с. 3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с. 4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с. 5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 Дополнительная: 6. Ньюмен, Дж. Г. Идея Университета / Дж. Г. Ньюмен; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова: под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2006. - 208 с. 7. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2005. - 104 с. 8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов нЩ: Феникс, 2002. - 544 с. 9. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятель ность: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 102 с. 10. Ясперс, К. Идея университета / К. Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Русаковского. - Минск: БГУ,2006. - 159 с. 11. Дидактика высшей школы: сб. рефератов / редколл.: М. А. Русаковский (отв.ред.) [и др.]. - Минск: БГУ 2006. - 162 с. 12. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. - Минск: Технология, 2000. -100 с. Общие основы психологии высшей школы 13. Валеев, Г. X. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г. X. Валеев. - Стерлитамак: ГПИ, 2002. - 134 с. 14. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Л. Кандыбович. — Минск: Харвест, 2006. - 416 с. 15. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: ИЦ МарТ, 2002. - 544 с. Дополнительная: 1. Бар, Р. Б. От обучения к учению — новая парадигма высшего образования / Р. Б. Бар, Дж. Таг // Дидактика высшей школы: сб. рефератов. - Минск: БГУ, 2006.-С. 8-34. 2. Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер. - М.: Просвещение, 2006.-223 с. 3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: МПСИ, 2005. -216 с. 4. Коммуникативный поворот современного образования. - Минск: Пропилеи, 2004.-304 с. 5..Матюшкин, А. М. Актуальные вопросы психологии в высшей школе /А. М. Матюшкин. — М.: Знание, 1977. - 44 с. 6.Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет. — Минск: БГУ, 2004.-104 с. 7.Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 400 с. 8.Университет как центр культуропорождающего образования / под ред.М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2004. - 279 с, 9.Ясперс, К. Идея университета / К. Ясперс. - Минск: БГУ, 2006. -
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.019 с.) |