Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» 3 курс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» 3 курс



Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» 3 курс

Тема «О Театрализованном концерте. От … и до…».

Продолжаем подробно разбираться!

(Продолжение предыдущей темы)

 

О форме.

    Форма – есть внешнее, какое-либо содержание, совокупность приемов и выразительных средств художественного произведения.

    Содержание не может существовать вне той формы, в которой художественное произведение создано и существует. Форма активно воздействует на содержание.

    Содержание, вылитое в определенную, точно найденную и единственно соответствующую форму – одно из основных условий успеха.

    Форма также о пределяет композицию, сюжетный ход, темпо-ритм, сценографию, характер выразительных средств.

    На выбор формы влияет наличие у режиссера-автора неординарного ассоциативного мышления и личное пристрастие режиссера, позволяющий из числа возникающих вариантов выбрать наиболее правильный, яркий, неповторимый, будоражащий.

    Замысел может остаться нереализуемым, если режиссер не найдет для него выразительную форму.

    Например, формой может быть «СКАЗАНИЕ», то есть эпическое действо-повествование.

 

Об эпизодах театрализованного тематического концерта (ТТК).

    В отличие от дивертисментного (сборного) концерта его содержание, тема и идея выражаются цепью как бы самостоятельных действенных эпизодов. Цепь эпизодов раскрывает содержание того события, о котором идет речь, которому посвящено действие. При этом каждый эпизод имеет свой собственный сюжетный ход.

    В э пизоде режиссерско-авторская мысль чаще всего раскрывается через метафору. Каждый эпизод имеет определенную структурную нагрузку. Из одного эпизода появляется другой. А все действие стремится к своей вершине, к кульминации.

    Составная часть эпизода – это номер. Причем, до включения его в ткань эпизода номер чаще всего существует, как самостоятельное сценическое произведение. Включенный в э пизод, он не теряет своей жанровой основы. Но обретает ту же функцию, какую несут отдельные реплики, фразы, явления в драматургии.

    Продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер-автор должен, во-первых, определить его тему так, чтобы она соотносилась с темой всего концерта, во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение.

Пример.

    ТТК на сцене Владимирской филармонии, посвященный юбилею г. Владимира, которое называлось «Колокола России».

    Все отобранные номера были объединены в 4 эпизода перезвоном колоколов:

«Красный звон»

«Благовест»

«Помним»

«Край родной»

    За основу 1 эпизода был взят большой пантомимический номер «Звонница» в который вплетались другие номера, так эпизодом ТТК может быть и отдельный, НО масштабный номер.

    *** Отбор номеров для каждого эпизода диктуется режиссерским замыслом ТК. Критерием отбора служат: художественное достоинство, свежесть и неожиданность решения, возможность его пластического решения или иначе связанные с суздальскими и ростовскими звонами.

    Второй эпизод был построен на номерах, связанных с рождением г. Владимира, с его историей, которая началась в 1157 г. грамотой Владимира Мономаха.

    Третий эпизод вобрал в себя номера, связанные с героическими страницами Владимирщины.

    Четвертый, раскрывающий тему любви к Родине, был целиком построен на репертуаре популярного в то время ансамбля Владимирской филармонии «Русь».

    Весь ТТК завершался большим фрагментом пантомимы «Звонница».

    Связанные сюжетным ходом – звучащий колокольный звон, причем каждый раз по-разному.

 

О прологе и финале.

    В прологе создается темпо-ритм и настрой всему действию. Он должен быть ярким и зрелищным и неожиданном в своем режиссерском решении.

    Как бы ни была выстроена композиция ТК, его успех во многом зависит от его начала. Начало должно раскрывать главную мысль концерта, в образной форме выразить событие.

    В.Э. Мейерхольд: «Когда открывается занавеска, зрителю надо дать по морде».

    Но это не значит, что каждый концерт необходимо начинать с парадности и помпезности. Надо начинать с мысли.

О темпо-ритме ТТК.

    Дело в том, что темпо-ритме ТТК имеет свои особенности. Стремительное развитие действия, темпо-ритм гораздо напряженнее, чем в сборном концерте и даже в театре. Напрямую связан с темпо-ритмом в каждом эпизоде.

    Режиссеру, помимо приведенных раннее приемов смен номеров, помогают еще два приема смены эпизодов.

    Слуги просцениума («цанни») – прием использования для перестановок «слуг просцениума» достаточно условный. Но «слуги просцениума» - это не технический персонал, ни униформа, а особые действующие лица, которые походу концерта, выступая в разных обличиях, исполняют вспомогательные, подсобные функции в ходе действия концерта, если так задумано режиссером: выносят и уносят детали оформления, переставляют стулья, убирают лишние предметы, помогают на глазах у зрителя актерам переодеваться, монтируют из специально изготовленных стандартных станков площадки для выступления других участников, превращаются в «живые» элементы оформления.

    Например, «слуги просцениума» на глазах у зрителей превращались то в уличные фонари, то в парковые скульптуры, то в телефоны автоматы.

    Если нужно, слуги просцениума могут вмешиваться в действие концерта. А это означает, что, не смотря на их специальное назначение, они становятся неотъемлемой частью развертывающегося действия концерта, его режиссерским решением.

    Перенесение (переброс) внимания зрителей – еще один прием смены номеров. Например, перенесение внимания зрителей с действия, происходящего на сцене, на действие в зале, причем в противоположной стороне от сцены. Суть этого приема в том, что пока зритель следит за действием в зале, на сцене происходит «незаметная» смена номеров (даже деталей оформления).

    При любом приеме смены номеров режиссеру следует заранее определить, что и куда должно быть вынесено и поставлено, кто что и как выносит, выдвигает, в какой момент и как уходят исполнители.

    Все выходы и уходы исполнителей на сцену должны быть тщательно отрепетированы.

    Есть и традиционные приемы смены номеров, эпизодов – суперзанавес, интермедийные занавесы. Но часто их использование приводит к дробности концерта.

    Основной занавес должен, как правило, работать дважды – в начале, открывая концерт, и в конце, закрывая его.

Остановки постановки ТТК.

    Нужно найти приемы смысловых решений. Цель – наиболее точно, ярко, эмоционально выразить содержание и идею концерта.

    В ТК используются новые выразительные средства, выразительные компоненты: лазерная техника, телевидение, кино, проекции, экраны, 3д технологии и т.д.

    Действие концерта не обязательно происходит в рамках сценической коробки. Может перебрасываться и в зрительный зал. Нет постоянной труппы.

    ТК идет единственный раз и нет возможности корректировки, в отличие от спектакля. И при этом режиссер имеет самое минимальное количество сводных репетиций. В таких предлагаемых обстоятельствах режиссер не имеет право на ошибку.

    Смысловые мизансцены должны иметь содержание и характер. Нужно найти зрелищный эквивалент слову.

О выразительных средствах.

    Это «краски», которыми пользуется режиссер, чтобы создать и образно выразить содержание, идею и тему. Это образные приемы.

    В природе ТТК лежит сценическое действие. Поэтому основы учения К.С. Станиславского не только применимы к ТК, но без них режиссеру постановщику не обойтись.

    Отбор тех или других выразительных средств, приемов, их комбинация определяются не только содержанием, но в первую очередь, режиссерским образным видением будущего сценического произведения, образным замыслом. Это всегда очень индивидуально.

    Важнейшее выразительное средство – это сценическое действие. Это зримое развитие драматической ситуации во времени и пространстве, то есть ее движение к развязке. Развитие событий с их многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц.

    Режиссер, стремясь выразить содержание сценария языком сценического действия, неизбежно интерпретирует его. То есть по сути создает новое художественное произведение – ТТК, обладающий возможностью глубоко и всесторонне воздействовать на зрителя, его эмоции и сознание.

О зримом образе концерта.

    Это невозможно в расплывчатом сценическом пространстве. В создании порой решающую роль играет обстановка, которая создается сценографическими (декорационными) средствами.

    Для создания художественного образа, определенной образной среды действия ТК, художник, сочетая различные площадки, ступени, плоскости, линию, цвет и свет, композицию, опорные точки и др. традиционные средства с новейшими, использует те же выразительные средства, что и театральный художник. Но при этом ищет новые яркие, неожиданные образные приемы решения пространства.

    Современный сценический язык избегает построения подробных декораций, громоздкого оформления. Целое можно решить через образную деталь. Художественное оформление диктует постановщику пластическое решение и принцип мизансценирования.

    Организация пространства = одна из важнейших задач художника и режиссера. В том числе и расчленение сценического пространства, как по горизонтали, так и по вертикали.

    Пример.

    В театрализованном праздничном концерте «Вечерняя Москва» ее зримый образ (художник Л. Окунь) создавался сложной сценической конструкцией, представлявшей собой композицию из лестничных маршей, обрамленную огромными фотографиями московской улицы и лестниц, которое по ходу действия воспринимались то ступенями набережной Москвы-реки, то эскалаторами Московского метро, то лестницами подземных переходов. Этому перевоплощению помогали «живые элементы» декораций, создаваемые слугами просцениума, которые с большими яркими деталями реквизита в руках изображали в одном эпизоде городские часы, в другом – уличные фонари, в третьем – будки телефонов-автоматов, дорожные знаки и т.п. В результате был создан зримый, динамический художественный образ праздничной вечерней Москвы.

    Организация, членение сценической площадки осложняются особенностями и размерами сценической коробки. Но чаще все же используются сложные по конфигурации единые установки, имеющие ряд разновеликих площадок-сцен.

    Необходимо максимально использовать постановочные возможности данной сценической площадки, не нарушая естественного течения действия ТК.

    Например, в одном из концертов, осуществленных Г.А. Товстоноговым в Петербургском концертном зале «Октябрьский», опустив стальной акустический козырек сцены с круглыми люками для прожекторов, превратил его в борт крейсера «Аврора».

    А в Рязани для создания образа огромной стройки были использованы опущенные на разную высоту фермы обесточенных осветительных софитов, а от пола к софитам, от софита к софиту были приставлены металлические лестницы-переходы, на которых действовали участники концерта.    

Сегодняшние ТК примечательны тем, что наряду с традиционными выразительными средствами: различные дыми, пиротехника (фальшфейера, бенгальский огонь), водяные фонтаны и много др.

    Можно активно воздействовать на человека, его настроение, психику и в то же время передавать эмоциональное состояние людей. Создается атмосфера номера, эпизода, концерта, задается необходимый ритм и т.д. образ может стать одним из действующих лиц концерта. Музыка подсказывает динамику, пластическое решение концерта.

Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» 3 курс

Тема «О Театрализованном концерте. От … и до…».

Продолжаем подробно разбираться!

(Продолжение предыдущей темы)

 

О форме.

    Форма – есть внешнее, какое-либо содержание, совокупность приемов и выразительных средств художественного произведения.

    Содержание не может существовать вне той формы, в которой художественное произведение создано и существует. Форма активно воздействует на содержание.

    Содержание, вылитое в определенную, точно найденную и единственно соответствующую форму – одно из основных условий успеха.

    Форма также о пределяет композицию, сюжетный ход, темпо-ритм, сценографию, характер выразительных средств.

    На выбор формы влияет наличие у режиссера-автора неординарного ассоциативного мышления и личное пристрастие режиссера, позволяющий из числа возникающих вариантов выбрать наиболее правильный, яркий, неповторимый, будоражащий.

    Замысел может остаться нереализуемым, если режиссер не найдет для него выразительную форму.

    Например, формой может быть «СКАЗАНИЕ», то есть эпическое действо-повествование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.031 с.)