Тема 3. Методы, средства и формы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методы, средства и формы воспитания



Тема 3. Методы, средства и формы воспитания

Главные вопросы темы.

1.Понятие о методах, средствах и формах воспитания. Классификация методов воспитания и их характеристика.

2.Характеристика средств воспитания.

3.Формы внеурочной воспитательной работы, их классификация и характеристика.

Планируемые результаты изучения темы.

Бакалавр  по теме должен:

охарактеризовать содержание понятий метод, средство, форма воспитания;

привести, охарактеризовать и оценить известные классификации методов, средств, форм воспитания;

дать обзор методов формирования сознания (убеждения, примера), методов формирования опыта деятельности (упражнения), методов стимулирования (поощрения и наказания);

дать обзор и оценку средств воспитания (учение, игра, виды деятельности, труд, общение, природа, предметы материальной культуры);

привести классификации форм воспитания и охарактеризовать наиболее употребительные из них;

уметь обосновать свой выбор методов, средств и форм воспитания в конкретных ситуациях.

Содержание темы в текстах и схемах.

 

Ме­то­ды вос­пи­та­нияэто спо­со­бы взаи­мо­свя­зан­ной дея­тель­но­сти вос­пи­та­те­лей и вос­пи­тан­ни­ков, на­прав­лен­ной на ре­ше­ние за­дач вос­пи­та­ния. И.Ф.Хар­ла­мов уточ­ня­ет: ме­то­ды вос­пи­та­ния – со­во­куп­ность спо­со­бов и прие­мов вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты для раз­ви­тия по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры и соз­на­ния уча­щих­ся, для вы­ра­бот­ки при­вы­чек по­ве­де­ния, его кор­рек­ти­ров­ки и со­вер­шен­ст­во­ва­ния.

Сред­ст­ва вос­пи­та­нияэто от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мые от воспитателя ис­точ­ни­ки фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти.

К ним от­но­сят ви­ды дея­тель­но­сти (учение, труд, иг­ра, общение), пред­ме­ты, (иг­руш­ки, технические средства), яв­ле­ния ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры (ис­кус­ст­во, об­ще­ст­вен­ная жизнь), при­ро­ду. К сред­ст­вам от­но­сят так­же кон­крет­ные ме­ро­прия­тия и фор­мы вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты (праздники, со­б­ра­ния). Из этого следует, что сред­ст­ва воспитания – можно считать бо­лее ши­ро­ким по­ня­тием, вклю­чаю­щим в се­бя ме­то­ды, фор­мы и соб­ст­вен­но сред­ст­ва.

Вы­де­ля­ют­ся также прие­мы вос­пи­та­ния как часть ме­то­да, под­чи­нен­ная ему и вхо­дя­щая в его струк­ту­ру: на­при­мер, соз­да­ние эмо­цио­наль­но­го на­строя с по­мо­щью му­зы­ки при про­ве­де­нии бе­се­ды с уче­ни­ка­ми; пе­ре­ход на “вы” с уче­ни­ком, ко­гда ему де­ла­ют за­ме­ча­ние.

Форма воспитательной работы – это организационная единица, структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются, задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с детьми. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

 

Стро­го го­во­ря, ни од­на клас­си­фи­ка­ция ме­то­дов вос­пи­та­ния в оте­че­ст­вен­ной нау­ке не от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям клас­си­фи­ка­ции.

По­это­му луч­ше го­во­рить о сис­те­ме ме­то­дов вос­пи­та­ния в рам­ках той или иной кон­цеп­ции, о со­во­куп­но­сти ме­то­дов, оп­ре­де­ляе­мых це­ля­ми, со­дер­жа­ни­ем и ус­ло­вия­ми пе­да­го­ги­че­ско­го про­цес­са.

Боль­шин­ст­во оте­че­ст­вен­ных ав­то­ров пред­ла­га­ет сис­те­му ме­то­дов, ос­но­ван­ную на куль­тур­но-ис­то­ри­че­ском под­хо­де Л.С.Вы­гот­ско­го к фор­ми­ро­ва­нию лич­но­сти (раз­ви­тие лич­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем ин­те­рио­ри­за­ции куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го опы­та об­ще­ст­ва), тео­рии дея­тель­но­сти А.Н.Ле­он­ть­е­ва и тео­рии кол­лек­ти­ва А.С.Ма­ка­рен­ко.

Эта сис­те­ма ме­то­дов вклю­ча­ет в се­бя: убе­ж­де­ние и при­мер – воз­дей­ст­вие сло­вом и дру­ги­ми сред­ст­ва­ми, об­ра­щен­ны­ми к ра­зу­му и чув­ст­ву с це­лью фор­ми­ро­ва­ния эти­че­ских пред­став­ле­ний и дру­гих зна­ний;

 уп­раж­не­ние – ор­га­ни­за­ция дея­тель­но­сти и взаи­мо­дей­ст­вия де­тей и взрос­лых с це­лью раз­ви­тия на­вы­ков по­ве­де­ния, ус­вое­ния опы­та и спо­со­бов дея­тель­но­сти;

по­ощ­ре­ние и на­ка­за­ние – вспо­мо­га­тель­ные, сти­му­ли­рую­щие ме­то­ды.

Поскольку в пе­да­го­ги­ке нет стро­го на­уч­ной клас­си­фи­ка­ции ме­то­дов, то эм­пи­ри­че­ски вы­де­ле­ны и наи­бо­лее изу­че­ны пять ме­то­дов: убе­ж­де­ние, уп­раж­не­ние, при­мер, по­ощ­ре­ние, на­ка­за­ние.

Эти пять методов и другие находят свое место в од­ной из по­след­них клас­си­фи­ка­ций методов целостного педагогического процесса, сделанной на основе теории деятельности, со­глас­но ко­то­рой вы­де­ле­ны три груп­пы ме­то­дов вос­пи­та­ния по их мес­ту, основной функции в про­цес­се вос­пи­та­ния (Ю.К.Ба­бан­ский).

1 группа - ме­то­ды фор­ми­ро­ва­ния соз­на­ния лич­но­сти (взгля­дов, оце­нок ).

2 группа - ме­то­ды ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти, опы­та по­ве­де­ния.

  3 группа. - ме­то­ды сти­му­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти и по­ве­де­ния.

Средства воспитания

Средствами воспитания в школе, как следует из выше сказанного, являются различные виды деятельности явления и предметы культуры, включенные в деятельность, природа, искусство.

Психология и педагогика справедливо утверждают, что человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог, классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью.

Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая.

Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и результатом имеют достижение образовательных и воспитательных целей. Так, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции, аукционы знаний и т.д.

Ценностно-ориентационная деятель ность - это по существу не деятельность, а скорее психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Социально-нравственные проблемы обсуждаются в беседах с учащимися. Усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, а также просто по мере расширения жизненного опыта.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в таких формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое.

Досуговая деятельность предполагает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

 

Формы воспитания

Понятие формы связано со структу рой, она организует, структурирует; оформить значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми, последние более многочисленны и разнообразны.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

индивидуальные, - беседы, занятия воспитателя с одним ребенком;

групповые, - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

 массовые, - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по видам деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).

Н.И. Болдырев в свое время выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

 словесные, - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

практические, - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы,, субботники, тимуровская работа и другие;

наглядные, - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и прочее.

Современный исследователь (В.С.Селиванов) предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1. формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.

2. познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, рукописные школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.

3. развлекательные формы – утренники и вечера, «капустники», игры и др.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. В этом случае в основу типологизации форм воспитательной работы будут положены такие средства: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и прочее. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и тому подобное.

В трудовых формах положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, - проблема вполне решаемая: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных педагогов.

Для успеха дела, использования разных форм работы с детьми педагог должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие словом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети должны узнавать новое, переживать, делать.

Классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положительно: вряд ли нужно устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовь с первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должна быть воспитанность и культура учителя.

Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы; вот таким может быть типичный порядок действий воспитателя при организации воспитательного дела:

определение темы, задач, формы мероприятия;

 предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;

 планирование, то есть определение содержания и последовательности дел;

 подготовка участников, например, объявление, стенд, предварительная беседа;

 проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание;

 анализ и самоанализ педагога.

Современные классные руководители, учителя школы организуют и проводят следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены святками, масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки в основном летом; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурс стенгазет и праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Классный час как форма воспитания имеет по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное обычно в расписание уроков. В это время классный руководитель должен проводить беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и другое. Второе значение понятия «классный час» - собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса.

Часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании по обсуждению проблем класса может выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости.

Задания на усвоение и проверку

1. Выпишите в словарь краткие характеристики методов воспитания: убеждения, упражнения, примера, поощрения, наказания.

2.. Вспомните случай удачного, неудачного учительского решения какой-либо педагогической ситуации. Попробуйте назвать метод и условия его успеха или провала. Форма отчета: описание и анализ ситуации

3. Вспомните и запишите, какие методы воздействия на учащихся чаще всего применяли учителя в вашей школе. Дайте им оценку. Форма отчета: перечень и оценка методов воспитания в реальной практике школы.

 

4. Прочитайте текст, дайте оценку психотерапевтическим методам в воспитании. Форма отчета: резюме.

Методы воспитания в западной педагогике

За­пад­ные под­хо­ды к вос­пи­та­нию, в ча­ст­но­сти к опи­са­нию сис­те­мы ме­то­дов, ба­зи­ру­ют­ся в ос­нов­ном на би­хе­вио­ри­сти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­ана­ли­зе.

 Со­глас­но би­хе­вио­риз­му, вос­пи­та­ние есть фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ных, со­ци­аль­но одоб­ряе­мых по­ве­ден­че­ских ре­ак­ций. Со­глас­но пси­хо­ана­ли­зу, вос­пи­та­ние есть про­цесс при­ве­де­ния раз­ру­ши­тель­ных ин­стинк­тив­ных вле­че­ний, требования подсознания («Оно») в гар­мо­нию с тре­бо­ва­ния­ми “сверх-Я”, с нор­ма­ми и пра­ви­ла­ми об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Не­смот­ря на раз­ни­цу под­хо­дов в за­пад­ной и оте­че­ст­вен­ной пе­да­го­ги­ке, в ме­то­дах воз­дей­ст­вия на лич­ность есть об­щее. Это мож­но ви­деть на при­ме­ре служ­бы “Гай­денс” в аме­ри­кан­ской шко­ле. Эта служ­ба – груп­па пси­хо­ло­гов, со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков, учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей – име­ет за­да­чу ока­зы­вать пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­скую и со­ци­аль­ную по­мощь уче­ни­кам в их за­труд­не­ни­ях: по­зна­нии се­бя и ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, в уче­нии, вы­бо­ре про­фес­сии, са­мо­раз­ви­тии. Для это­го пе­да­го­ги­че­ски­ми ра­бот­ни­ка­ми ис­поль­зу­ют­ся как чис­то пе­да­го­ги­че­ские ме­то­ды, так и пси­хо­ло­ги­че­ские, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские.

Во-пер­вых, лек­ции, объ­яс­не­ния взрос­лых по раз­лич­ным со­ци­аль­ным, нрав­ст­вен­ным, пси­хо­ло­ги­че­ским, ме­ди­цин­ским, про­фес­сио­наль­ным во­про­сам (обыч­но для клас­са, боль­шой груп­пы).

Во-вто­рых, груп­по­вые дис­кус­сии и ро­ле­вые иг­ры, тре­нин­ги для 5-20 че­ло­век. Это пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские ме­то­ди­ки. В ро­ле­вых иг­рах инс­це­ни­ру­ют­ся жиз­нен­ные си­туа­ции и про­иг­ры­ва­ют­ся раз­ные мо­де­ли по­ве­де­ния, за­тем об­су­ж­да­ют­ся и вы­но­сят­ся ре­ко­мен­да­ции. Дос­ти­га­ет­ся цель фор­ми­ро­ва­ния на­вы­ков об­ще­ния, по­ве­де­ния, управ­ле­ния свои­ми эмо­ция­ми. Груп­по­вые дис­кус­сии под ру­ко­во­дством ве­ду­ще­го на­по­ми­на­ют на­ши бе­се­ды на нрав­ст­вен­ные те­мы.

В-треть­их, ис­поль­зу­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные бе­се­ды, за­ня­тия, кон­суль­та­ции по ма­те­риа­лам ди­аг­но­сти­ки уча­ще­го­ся. Для все­го это­го вы­де­ля­ет­ся спе­ци­аль­ное вре­мя в рас­пи­са­нии. В за­пад­ных шко­лах для вос­пи­та­ния ис­поль­зу­ют­ся и спе­ци­аль­ные учеб­ные пред­ме­ты (кур­сы), со­стоя­щие из се­рии уро­ков, ос­нов­ная цель ко­то­рых – фор­ми­ро­ва­ние соз­на­ния и по­ве­де­ния, там это на­зы­ва­ет­ся “ аф­фек­тив­ное вос­пи­та­ние”. На­при­мер, курс обу­че­ния раз­ре­ше­нию кон­флик­тов.

В за­пад­ных шко­лах име­ет­ся и вне­уроч­ная дея­тель­ность школь­ни­ков, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ды, со­пос­та­ви­мые с на­ши­ми уп­раж­не­ни­ем, при­уче­ни­ем, ор­га­ни­за­ци­ей дея­тель­но­сти (му­зы­каль­ные фес­ти­ва­ли, кон­кур­сы ора­то­ров, иг­ра “Де­мо­кра­тия”).

При ана­ли­зе вид­но об­щее в ме­то­дах вос­пи­та­ния в оте­че­ст­вен­ной и ми­ро­вой пе­да­го­ги­ке: объ­яс­не­ние норм и пра­вил, уп­раж­не­ние в дея­тель­но­сти, об­су­ж­де­ние жиз­нен­ных во­про­сов.

 Од­на­ко есть раз­ни­ца. На За­па­де ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские ме­то­ды: об­су­ж­де­ние и ра­зыг­ры­ва­ние си­туа­ций, пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги, тес­ти­ро­ва­ние. Здесь сделан ак­цент на са­мо­по­зна­нии, са­мо­раз­ви­тии личности школьника, управ­ле­нии со­бой. Применение таких методов в отечественной практике крайне ограничено, хотя методисты рекомендуют школьным учителям, воспитателям их использовать. Почему?

 

5. Сопоставьте классификацию методов воспитания в этом тексте с данным выше. Дайте оценку: что говорится о методах воспитания и их связи со сферами личности? Форма отчета: резюме.

Формы воспитательной работы

Задание 1.

 Внимательно изучите предлагаемые ниже материалы и ответьте на вопросы.

Вопросы

Материалы к обсуждению

Задание 2.

Подготовить доклад о формах воспитательной работы, опираясь на изложенную ниже информацию и отвечая на вопросы

 

Вопросы

1.Какие задачи необходимо решать для осуществления воспитания детских образовательных учреждениях?

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Таблица 1.

Задание 3.

Тема 3. Методы, средства и формы воспитания

Главные вопросы темы.

1.Понятие о методах, средствах и формах воспитания. Классификация методов воспитания и их характеристика.

2.Характеристика средств воспитания.

3.Формы внеурочной воспитательной работы, их классификация и характеристика.

Планируемые результаты изучения темы.

Бакалавр  по теме должен:

охарактеризовать содержание понятий метод, средство, форма воспитания;

привести, охарактеризовать и оценить известные классификации методов, средств, форм воспитания;

дать обзор методов формирования сознания (убеждения, примера), методов формирования опыта деятельности (упражнения), методов стимулирования (поощрения и наказания);

дать обзор и оценку средств воспитания (учение, игра, виды деятельности, труд, общение, природа, предметы материальной культуры);

привести классификации форм воспитания и охарактеризовать наиболее употребительные из них;

уметь обосновать свой выбор методов, средств и форм воспитания в конкретных ситуациях.

Содержание темы в текстах и схемах.

 

Ме­то­ды вос­пи­та­нияэто спо­со­бы взаи­мо­свя­зан­ной дея­тель­но­сти вос­пи­та­те­лей и вос­пи­тан­ни­ков, на­прав­лен­ной на ре­ше­ние за­дач вос­пи­та­ния. И.Ф.Хар­ла­мов уточ­ня­ет: ме­то­ды вос­пи­та­ния – со­во­куп­ность спо­со­бов и прие­мов вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты для раз­ви­тия по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры и соз­на­ния уча­щих­ся, для вы­ра­бот­ки при­вы­чек по­ве­де­ния, его кор­рек­ти­ров­ки и со­вер­шен­ст­во­ва­ния.

Сред­ст­ва вос­пи­та­нияэто от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мые от воспитателя ис­точ­ни­ки фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти.

К ним от­но­сят ви­ды дея­тель­но­сти (учение, труд, иг­ра, общение), пред­ме­ты, (иг­руш­ки, технические средства), яв­ле­ния ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры (ис­кус­ст­во, об­ще­ст­вен­ная жизнь), при­ро­ду. К сред­ст­вам от­но­сят так­же кон­крет­ные ме­ро­прия­тия и фор­мы вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты (праздники, со­б­ра­ния). Из этого следует, что сред­ст­ва воспитания – можно считать бо­лее ши­ро­ким по­ня­тием, вклю­чаю­щим в се­бя ме­то­ды, фор­мы и соб­ст­вен­но сред­ст­ва.

Вы­де­ля­ют­ся также прие­мы вос­пи­та­ния как часть ме­то­да, под­чи­нен­ная ему и вхо­дя­щая в его струк­ту­ру: на­при­мер, соз­да­ние эмо­цио­наль­но­го на­строя с по­мо­щью му­зы­ки при про­ве­де­нии бе­се­ды с уче­ни­ка­ми; пе­ре­ход на “вы” с уче­ни­ком, ко­гда ему де­ла­ют за­ме­ча­ние.

Форма воспитательной работы – это организационная единица, структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются, задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с детьми. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

 

Стро­го го­во­ря, ни од­на клас­си­фи­ка­ция ме­то­дов вос­пи­та­ния в оте­че­ст­вен­ной нау­ке не от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям клас­си­фи­ка­ции.

По­это­му луч­ше го­во­рить о сис­те­ме ме­то­дов вос­пи­та­ния в рам­ках той или иной кон­цеп­ции, о со­во­куп­но­сти ме­то­дов, оп­ре­де­ляе­мых це­ля­ми, со­дер­жа­ни­ем и ус­ло­вия­ми пе­да­го­ги­че­ско­го про­цес­са.

Боль­шин­ст­во оте­че­ст­вен­ных ав­то­ров пред­ла­га­ет сис­те­му ме­то­дов, ос­но­ван­ную на куль­тур­но-ис­то­ри­че­ском под­хо­де Л.С.Вы­гот­ско­го к фор­ми­ро­ва­нию лич­но­сти (раз­ви­тие лич­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем ин­те­рио­ри­за­ции куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го опы­та об­ще­ст­ва), тео­рии дея­тель­но­сти А.Н.Ле­он­ть­е­ва и тео­рии кол­лек­ти­ва А.С.Ма­ка­рен­ко.

Эта сис­те­ма ме­то­дов вклю­ча­ет в се­бя: убе­ж­де­ние и при­мер – воз­дей­ст­вие сло­вом и дру­ги­ми сред­ст­ва­ми, об­ра­щен­ны­ми к ра­зу­му и чув­ст­ву с це­лью фор­ми­ро­ва­ния эти­че­ских пред­став­ле­ний и дру­гих зна­ний;

 уп­раж­не­ние – ор­га­ни­за­ция дея­тель­но­сти и взаи­мо­дей­ст­вия де­тей и взрос­лых с це­лью раз­ви­тия на­вы­ков по­ве­де­ния, ус­вое­ния опы­та и спо­со­бов дея­тель­но­сти;

по­ощ­ре­ние и на­ка­за­ние – вспо­мо­га­тель­ные, сти­му­ли­рую­щие ме­то­ды.

Поскольку в пе­да­го­ги­ке нет стро­го на­уч­ной клас­си­фи­ка­ции ме­то­дов, то эм­пи­ри­че­ски вы­де­ле­ны и наи­бо­лее изу­че­ны пять ме­то­дов: убе­ж­де­ние, уп­раж­не­ние, при­мер, по­ощ­ре­ние, на­ка­за­ние.

Эти пять методов и другие находят свое место в од­ной из по­след­них клас­си­фи­ка­ций методов целостного педагогического процесса, сделанной на основе теории деятельности, со­глас­но ко­то­рой вы­де­ле­ны три груп­пы ме­то­дов вос­пи­та­ния по их мес­ту, основной функции в про­цес­се вос­пи­та­ния (Ю.К.Ба­бан­ский).

1 группа - ме­то­ды фор­ми­ро­ва­ния соз­на­ния лич­но­сти (взгля­дов, оце­нок ).

2 группа - ме­то­ды ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти, опы­та по­ве­де­ния.

  3 группа. - ме­то­ды сти­му­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти и по­ве­де­ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.084 с.)