Как противостоять манипуляциям? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как противостоять манипуляциям?



 

Для начала – список популярных, но малоприменимых на практике («неинструментальных») призывов:

* Надо обладать развитой рефлексией – «понимать самого СЕБЯ, свои потребности, состояния, свои цели и цели окружающих»…

* Стараться быть более внимательным; повысить личную стрессоустойчивость;

* Быть профессионалом! «Настоящий Мастер не попадает в сложные ситуации...»

* Ответная манипуляция. «Переманипулировать манипулятора»;

* Постоянно анализировать и сравнивать данную ситуацию с другими известными нам примерами подобных ситуаций…;

* Посетить «Тренинг по защите от манипуляций, по обретению и совершенствованию навыков ассертивного поведения и управления конфликтами». Там научат…

* Получить удовлетворение (!) от понимания, что происходит манипуляция

Кстати, автор этих строк предлагал студентам одного из ВУЗов ответить на вопрос: как менеджеру фирмы бороться с манипулятором? Вот некоторые ответы: «Да такой проблемы вообще не существует!», «Надо быть профессионалом!», «Надо быть внимательным!», «Уволить плохого менеджера и найти хорошего!» и т.п. Чтоб давать такие «советы», большого ума не надо. А вот следовать им…

Способы защиты от манипуляций:

1. Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. (К сожалению, это не всегда возможно).

«Варианты прерывания контакта с манипулятором в личном общении:

- ой, что-то в глаз попало...

- простите, одну минуту, телефон звонит (у меня виброрежим...)

- Вы что-то роняете и наклоняетесь.

в телефонном общении:

- простите, одну минуту...

- плохо слышно...

- простите, срочное сообщение, с вашего позволения я перезвоню Вам через... минут».

2. «Я тупой», «в упор не понимаю».

Вспомним диалог Ришелье и Миледи из «Трех мушкетеров» - на «прозрачные» намеки Миледи Ришелье отвечает: «Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».

3. Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите?» или просто проговорить мотив манипулятора: «Насколько я понял, Вы хотите получить этот журнал бесплатно?»

«Пример ситуации - коммуникация с начальством (или с заказчиком), когда оно (начальство или заказчик) пытается не заплатить, заплатить мало и пр. за уже сделанную работу, при этом внешне демонстрирует претензии к качеству работы.

- Ну, Вы понимаете, что сейчас это невозможно, потому что мы сейчас вкладываемся в…. И потом, когда мы договаривались, то это было так, а сейчас… И вообще я вот хотел немного другого….

Способ прерывания манипуляции - “Констатация факта”. Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения - начинаем переводить с языка “мычания и интерпретаций” на язык фактов.

- Т.е. Вы недовольны качеством работы? Что необходимо исправить?

- Ну, нет, я не думаю, что надо исправлять….

- Итак, исправлять ничего не нужно. Т.е. она Вас устраивает.

- Вы намерены воспользоваться результатом, но не намерены за него заплатить.

- Нет! Что вы! Мы заплатим….

Итак, Вы намерены заплатить».

4. Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.

- Говорить только стандартные фразы («речевые модули»);

- ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации;

- подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них;

- предложить связаться с Вами письменно («Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим»);

- дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен;

- передать решение другому сотруднику (типичный бюрократический прием – спихнуть просителя «к Иван Иванычу в 314-й кабинет»).

 

Пример процедуры принятия решений в ситуациях, где возможны манипуляции:

Прежде чем обратиться к руководителю Посетитель должен быть ознакомлен с данными правилами.

Посетитель должен изложить свою просьбу в письменном виде.

Посетитель должен обосновать свою просьбу, предоставив следующие документы (указать какие именно).

Посетитель должен быть ознакомлен с критериями, которые могут способствовать принятию положительного решения (указать критерии).

После того, как будут представлены все необходимые документы, Посетителю следует назначить срок принятия решения.

 

Теперь - несколько советов по борьбе с конкретными приемами манипуляций.

«Здесь и сейчас». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее».

Пример: Трумэн сообщает Сталину, что Соединенные Штаты создали ядерное оружие. Трумэн и Черчилль пристально наблюдают за реакцией Сталина. Тот спокойно пожимает плечами и удаляется в свои апартаменты.

«Устроители неудавшегося шоу пришли к заключению, что Сталин просто не понял значения сказанного. Трумэн был явно в растерянности. Его обескуражило, что первая попытка атомного шантажа не достигла цели, потому что в последующие дни советская делегация и сам Сталин вели себя так, будто бы ничего не произошло.

На самом же деле, вернувшись в свой рабочий кабинет, Сталин тут же связался с Курчатовым и коротко сказал: «Немедленно ускорьте нашу работу!»

 

Игра на «азарте».

Ответить самому себе на вопросы:

нужно ли мне ИМЕННО ЭТО;

нужно ли мне это ИМЕННО СЕЙЧАС;

нужно ли мне именно это ТАКОЙ ЦЕНОЙ;

нужно ли это ИМЕННО МНЕ.

Помни о бесплатном сыре!

(Заметим, что данный совет все-таки не очень технологичен, так как подразумевает немалые умственные и моральные усилия со стороны манипулируемого).

 

Взаимный обмен.

Рекомендуется отказываться от неожиданных, излишне «любезных» любезностей…

Последовательность.

Отказаться БЕЗ объяснения причин. Одно из проявлений стремления быть последовательным – желание человека обязательно аргументировать свои действия. Но вступление в дискуссию с манипулятором – это первая уступка ему. Поэтому можно посоветовать последовать примеру профессора Преображенского из романа «Собачье сердце»:

- Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.

- Не хочу.

- Вы не сочувствуете детям Германии?

- Сочувствую.

- А, полтинника жалко!

- Не жалко.

- А почему же не покупаете?!

- Не хочу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.006 с.)