Рыночное поведение олигополиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное поведение олигополиста



Общие характеристики несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция

ž Монополистическая конкуренция

ž Олигополия

ž Чистая монополия

 

Общие черты несовершенной конкуренции

1. Снижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции (отрицательный наклон D)

2. Наличие предела для роста общего дохода

3. Ускоренное снижение MR по сравнению со снижением цен

Спрос в условиях несовершенной конкуренции

Чем меньше фирм на рынке и больше дифференциация продукта, тем круче D; чем больше конкурентов и менее дифференцирован продукт, тем более эластичен спрос

Концепция кривой предложения как соответствия между Р и Q, в теории рынков несовершенной конкуренции в целом, не используется.

 

Последствия установления несовершенной конкуренции:

ž Недопроизводство товаров;

ž Завышение цен;

ž Тенденция к получению экономической прибыли

Максимизация прибыли чистой монополии

Чистая монополия - организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

 

Монопольная власть предполагает возможность повышения цены на свою продукцию продавцом путем ограничения своего собственного объема выпуска.

 

Барьеры вхождения в отрасль

Естественные – естественные монополии,

Искусственные – искусственные монополии.

Основные виды монополий:

ž Естественная монополия – монополия, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда фирма обслуживает весь рынок;

ž Закрытая монополия – монополия, имеющая юридическую защиту от других конкурентов;

ž Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкурентов.

Особенности Рыночного поведения монополии

 

ž Фирма-отрасль (Qe и Ре отражают количественный и ценовой оптимум для фирмы и отрасли);

ž Неэластичный спрос (большая крутизна кривой спроса);

ž Недопроизводство, завышение цен, монопольные прибыли (сильное недопроизводство и завышение цен по сравнению с конкурентным уровнем; тенденция к постоянному получению экономической прибыли, даже в долгосрочном периоде;

ž Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация

В случае абсолютной ценовой дискриминации фирма-монополист в состоянии продавать каждую единицу продукции по цене спроса, т.е. MR = P (кривая MR совпадает с D)

 

Виды ценовой дискриминации:

Ø когда один и тот же покупатель готов платить разные суммы денег за разные единицы одного товара (первые – по начальной цене, остальные последующие со скидкой).

Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества.

Естественные монополии подлежат общественному регулированию

 

Цели регулирования

Цена, обеспечивающая справедливую прибыль (такой ценой является цена, устанавливаемая на уровне Р = АС).

Монополистическая конкуренция

Особенности монополистической конкуренции:

 В долгосрочном периоде в состоянии равновесия все фирмы отрасли получают нулевую прибыль.

Поэтому стремясь увеличить прибыль они будут повышать дифференциацию своей продукции (неценовая конкуренция).

 

Пути увеличения дифференциации продукции:

ž изменение или улучшение качества товара;

ž  реклама товара (главная форма неценовой конкуренции)

 

Реклама:

Плюсы:

 - помогает потребителям познакомится с новой продукцией;

        - финансирует средства массовой информации;

 - усиливает конкуренцию и ослабляет монопольную власть.

Минусы

- часто бывает необъективной;

       - вызывает неоправданно высокие расходы потребителей;

- создаёт финансовые барьеры для вступления в отрасль.

 

 

Рыночное поведение олигополиста

Признаки олигополии:

1) В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм;

2) Доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3) Продукт олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным;

4) Вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5) Кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.007 с.)