Принципы и методы формирования и развития у обучаемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и методы формирования и развития у обучаемых



ФГБОУ ВО Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения

______________________________________________________________________

Военный учебный центр

          

             УТВЕРЖАЮ

  Начальник кафедры ОВП

полковник          В. Шуров

«____»______________2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

по учебной дисциплина: «ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ»

Тема № 18. «Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание».

Занятие 1. Групповое. «Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъём карты). Принадлежности для работы. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяжённости маршрута. Способы определения площадей по карте. Системы координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты. Способы целеуказания по карте».

 

Разработал: полковник запаса                   Н. Пащенко

Обсуждена на заседании кафедры

 «___»____________2019г.

                                                                              Протокол № ___

 

 

г. Ростов – на - Дону

2019 г.                                                      

Тема № 18. «Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание».

Занятие 1. Групповое. «Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъём карты). Принадлежности для работы. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяжённости маршрута. Способы определения площадей по карте. Системы координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты. Способы целеуказания по карте».

Учебные цели:

1. Знать разновидности и тактические свойства местности, их влияние на действия подразделений в боевой обстановке.

2. Уметь читать топографические карты, выполнять учебные нормативы по военной топографии.

3. Уметь изучать и оценивать тактические свойства местности без карты.

4. Уметь ориентироваться по топографической карте и без неё в любых условиях местности и изменяющейся обстановки, разрабатывать и вести боевые графические документы, а также извлекать информацию, отображаемую на топографической карте

5. Владеть навыками проведения рекогносцировки.

Воспитательные цели:

Воспитать у студентов прилежность при подготовке и оформлении рабочей карты и боевых документов командира.

Воспитать чувство уверенности в себе при принятии решения.

Воспитывать у студентов штабную культуру и аккуратность при работе с боевыми графическими документами

Воспитывать у студентов любовь к своей военной специальности и стремление к постоянному совершенствованию своей квалификации

Время: 2 часа.

Метод: групповое занятие.

Место: учебная аудитория.

Материально-техническое обеспечение:

1. Учебные топографические карты, сборные таблицы.

2. Циркули-измерители, линейки офицерские, карандаши, курвиметры

3. Мультимедийный проектор

Литература:

1. Военная топография» 2010 г. Воениздат, глава 3, 4, 6, 8.

2. Говорухин А.М. «Справочник по военной топографии» 1973 г.

3. Условные знаки для топографических карт, Воениздат 1983 г.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

№ п/п Название вопроса Время

Вводная часть

- принять рапорт дежурного по взводу о готовности взвода к занятию;

- проверить наличие и внешний вид студентов;

- задать контрольные вопросы по предыдущей теме;

- объявить тему, цель и учебные вопросы занятия.

15 мин.
1. Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы. 15 мин.
2. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяженности маршрута. Система координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты. 40 мин.
3. Способы целеуказания по карте. 15 мин.

Заключительная часть

- напомнить тему, цели занятия и объявить степень их достижения, отметить лучших, указать недостатки

5 мин.

ВСЕГО:

90 мин.

 

Введение

Боевые действия войск происходят на местности или тесно связаны с ней, поэтому местность является одним из важных элементов боевой обстановки Она способст­вует успеху при условии всесторонней и правильной оценки ее тактических и защитных свойств и умелого использования этих свойств в конкретных боевых усло­виях.

Приобретенные при изучении военной топографии знания, умения и навыки имеют большее практическое значение в деятельности военнослужащих, особенно ко­мандиров.

Знание способов изучения местности, навыки в ориентировании и движении на ней в различных условиях, днем, ночью, при ограниченной видимости способствуют правильному использованию благоприятных свойств ме­стности для достижения успеха в бою, помогают быстро и уверенно ориентироваться и выдерживать заданное направление при движении и осуществлении маневра на поле боя. Умение пользоваться топографической картой, аэроснимком дает возможность командирам заранее изучить и оценить местность, как в своем расположении, так и в расположении противника, подготовить необхо­димые данные для совершения марша, выполнить рас­четы для ведения огня, определить степень влияния ме­стности на поражающие факторы ядерного оружия в целях наиболее правильного выбора и проведения ме­роприятий по защите от него. С помощью карты облег­чаются принятие наиболее целесообразного решения, постановка задач подчиненным, целеуказание и управление подразделением в бою.

ВОПРОС 1. Подготовка карты к работе(склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы.

В предвидении ориентирования и движения на местности с помощью карты, как и во всех других случаях работы с картой на местности, надо вначале подготовить карту. Подготовка включает склеивание, складывание и подъем карт.

Склеивание карты. Так как отдельный лист крупномасштабной карты покрывает сравнительно небольшой участок местности, то даже командиру мел­кого подразделения часто потребуется иметь не один, а несколько смежных листов карты. Работать на разроз­ненных листах карты неудобно, поэтому перед выходом на местность надо склеить карту.

Для этого листы карты раскладывают согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется сре­зать. Для ускорения раскладки большого количества листов рекомендуется составить схему их расположения или воспользоваться сборной таблицей, очертив на ней склеиваемые листы. При этом у всех листов, кроме крайних, срезают правые (восточные) и нижние (южные) поля, у крайних же листов поля срезаются лишь с той стороны, по кото­рой производится склеивание (рис. 1,а).

N -37- 3 - B

 

 

N -37- 15 - А


 

 

а                                                            б                               в

Рис 1. Подготовка листов карты к склеиванию

Затем начинают склеивать листы. Обычно сначала склеивают колонны листов (рис. 1,б), а затем колон­ны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист накладывают лицевой стороной на нижний (рис. 1, в) и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея. Затем, пе­ревернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы контуров и линий координат­ной сетки. Место склейки протирают сухой тряпкой, бумагой, делая движение поперек линий склейки в сторону обреза.

     При склейке длинных полос (рядов или колонн) рекомендуется полосу с обрезанными листами свернуть в рулон, а клей наносить на нижнюю полосу, (с обрезанными краями) и, разматывая постепенно рулон, совмещать совмещать и проглаживать склеиваемые полосы. При неодинаковой деформации двух смежных листов, клеем смазывается более короткий лист, что позволяет несколько растянуть его и уравнять с более длинным.

Складывание карты производится для удобства работы на местности. При подготовки карты для работы в помещении её складывают «гармошкой» в двух направлениях.

Вначале «гармошку» образуют в направлении вытянутой стороны карты, а затем образовавшуюся полосу вновь складывают «гармошкой». Размер сложенной карты должен соответствовать размеру стандартного листа (21х30 см) или размеру папки для её хранения.

Для работы на местности карту складывают «гармошкой» вдоль полосы действия маршрута, с учетом удобства её хранения в полевой сумке(планшете). В этом случае развернутую карту ориентируют вдоль маршрута и ненужные части карты подворачивают, оставляя полосу по размеру полевой сумки. а затем её складывают «гармошкой», как показано на рис. 2.

Перелистывая звенья «гармошки», как книгу, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты, не разворачивая ее полностью.

Для облегчения ориентирования и целеуказания на ра­бочей площади листа карты, сложенной в «гармошку», полезно сделать оцифровку километровых линий, а также нанести кодировку квадратов.

Карту при складывании необходимо тщательно разглаживать и возможно плотнее перегибать, не допуская перегибов её на местах склейки листов.

 

 

Рис. 2. Складывание склеенной карты «гармошкой»

 

 

Подъем карты проводится в целях более отчётливого выделения отдельных местных предметов, основных форм и деталей рельефа. Наши топографические карты издаются многоцветными, и на них хорошо выделяются различными цветами основные группы местных предметов. Однако и в этом случае иногда необходимо из ряда однородных предметов выделить отдельные предметы, представляющие интерес для выполняемой задачи.

Подъем карты выполняется цветными карандашами путем раскрашивания поднимаемых объектов, подчеркивания их названий и цифровых характеристик. Иногда отдельные местные предметы, изображенные на карте небольшими по размерам условными знаками (мосты, башни, отдельные постройки и т. п.), поднимаются путем вычерчивания таких же условных знаков, но значительно увеличенных размеров.

Основные формы и детали рельефа поднимаются путем раскрашивания (штриховки) вершин высот, а также утолщения горизонталей, которые вырисовывают интересующую форму рельефа (лощину, хребет и т. п.).

Реки ручьи и каналы поднимают утолщением линий и тушевкой синего цвета. Болота покрывают синей штриховкой, линиями, параллельными нижнему обрезу карты.

Мосты, переправы, гати и т.п. поднимают увеличением условного знака карандашом черного цвета. используемые при ориентирование на местности предметы, изображаемые внемасштабными условными знаками, обводят кружками черного цвета.

Рельеф поднимают растушевкой светло-коричневым цветом вершин или утолщением некоторых горизонталей и их оттенением(оттушевкой) в сторону понижения.

Леса, сплошные кустарники и сады поднимают обводом опушки утолщенной линией и легким закрашиванием контура зеленым цветом.

Дороги и маршруты поднимают проведением вдоль условного знака утолщенной линии коричневого цвета.

При подъеме отдельных групп местных предметов обычно применяются следующие цвета: зеленый — для подъема лесов, сплошных кустарников, садов и другой растительности; синий — для подъема рек, ручьев, озер, болот; коричневый — для подъема дорог; черный — для подъема населенных пунктов; для подъема рельефа обычно применяют светло-коричневый цвет.

Географическая сетка.

Географическая (картографическая) сетка образуется на карте линиями параллелей и меридианов. Она используется для целеуказания и определения географических координат объектов. На топографических картах линии параллелей и меридианов служат внутренними рамками листов; их широты и долготы подписываются над углами каждого листа. На листах карт на западное полушарие а северо-западном углу рамки помещается надпись «К западу от Гринвича».

На листах карт масштаба 1:50 000, 1:100 000 и 1:200 000 показываются пересечения средних параллелей и меридианов и дается их оцифровка в градусах и минутах. По этим данным восстанавливают подписи широт и долгот сторон рамок листов, срезанных при склейки карты. Кроме того, вдоль сторон рамок внутри листа сделаны небольшие (по 2-3 мм) штрихи через одну минуту, по которым можно прочертить параллели и меридианы на карте, склеенной из многих листов.

На картах масштаба 1:25 000, 1:50 000 и 1:200 000 стороны рамок разделены на отрезки, равные в градусной мере одной минуте. Минутные отрезки оттенены через один и разделены точками (за исключением карты масштаба 1:200 000) на части по 10’’.

На листах карты масштаба 1:500 000 параллели проведены через 30, а меридианы – через 20; на картах масштаба 1:1 000 000 параллели проведены через 10, меридианы – через 40. Внутри каждого листа карты на линиях параллелей и меридианов подписаны их широты и долготы, которые позволяют определять географические координаты на большой склейке карт.

Рис. 1

   Чем крупнее масштаб, карты, тем меньше высота сечения рельефа, т.е. на крупномасштабных картах рельеф изображается более подробно. Высота основного сечения подписывается на каждом листе карты под линейным масштабом, например: «Сплошные горизонтали проведены через 10 метров». Горизонтали, которые соответствуют основному сечению рельефа, называются основными. Они вычерчиваются на карте тонкими сплошными линиями, для удобства счета каждая пятая горизонталь утолщается.

Для отображения отдельных вершин, котловин и седловин, которые не могут быть выражены на карте основными горизонталями, применяются дополнительные (через половину высоты основного сечения) и вспомогательные (примерно через четверть основного сечения) горизонтали. Они вычерчиваются на картах прерывистыми линиями, причём длина звеньев у вспомогательных горизонталей примерно в два раза меньше, чем у дополнительных.

  Детали рельефа показываются на карте условными знаками. Рядом с условным знаком обрыва, насыпи, выемки, кургана, ямы дается высота (глубина) в метрах, а оврагов и промоин – подпись в виде дроби, в числителе которой указывается их ширина между бровками, в знаменателе – глубина в метрах.

  Особыми условными знаками показываются пещеры и гроты. Их цифровая характеристика подписывается в виде дроби, в числителе которой указывается средний размер входа, в знаменателе – длина пещеры или грота в метрах. Условными специальными знаками показываются также скалы, песчаные, каменистые и другие осыпи, оползни.

Изображение на карте различных по характеру рельефа участков местности:

Рис. 3

Каждая плоскость будет иметь определенную высоту над уровненной поверхностью: H1 = 0 см, H2 = 10 см, H3 = 20 см. Пересечение поверхности модели с плоскостью образует кривую замкнутую линию, находящиеся на одинаковой высоте: кривая, расположенная в плоскости 1, соединяет точки, высота которых равна нулю; кривая, полученная в результате сечения поверхности плоскостью 2, соединяет точки модели, имеющие высоту 10 см; все точки поверхности модели, расположенные на кривой, являющейся следом сечения поверхности плоскостью 3, будут иметь высоту 20 см. Проекция полученных кривых на плоскости даст изображение горы горизонталями. Таким образом, горизонтали можно рассматривать как следы сечения рельефа местности воображаемыми горизонтальными плоскостями.

  Для того чтобы отличить выпуклую форму рельефа (гору, хребет) от вогнутой (котловины, лощины), а так же быстро определить направление ската, на горизонталях ставятся штрихи (бергштрихи) – указатели скатов, которые своими свободными концами направлены в сторону понижения ската.

  Гора изображается замкнутыми горизонталями, причём указатели направления ската стоят с наружной стороны горизонталей. Котловина изображается такими же замкнутыми горизонталями, но указатели направления ската обращены внутрь.

Хребет и лощина изображаются горизонталями, имеющими вытянутую форму: у хребта – в сторону понижения, а у лощины – в сторону повышения. Седловина изображается горизонталями, которые с двух сторон обозначают вершины, а с двух других сторон – лощины, расходящиеся в противоположных направлениях.

  Крутизна ската характеризуется на карте расстоянием между двумя соседними горизонталями, называемым заложением. При одинаковой высоте сечения рельефа в зависимости от изменения крутизны ската меняется и значение заложения. Заложение З1 (рис.4), которому соответствует крутизна ската КС1 = 10 градусов, в два раза больше заложения З2, которому соответствует крутизна ската КС2 = 20 градусов. Отсюда следует, чем круче скат, тем меньше заложение, и наоборот, чем положе скат, тем заложение больше. Поэтому при изображении крутых скатов горизонтали на карте располагаются чаще, а пологих – реже.

  Свойство горизонталей передавать крутизну ската позволяет отобразить на карте его форму. По своей форме скат может быть ровным, выпуклым, вогнутым и волнистым (рис.4).

  У ровного ската горизонтали располагаются на равных расстояниях одна над другой, у вогнутого, выпуклого и волнистого скатов расстояния между горизонталями увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения крутизны отдельных участков между перегибами ската.

  Для каждого масштаба карт высота сечения рельефа стандартная.

         

Рис. 4

  Зависимость между крутизной ската и значением заложения при одинаковой высоте сечения.

Рис. 5

Изображение горизонталями различных форм ската.

Целеуказание от ориентира.

При этом способе целеуказания вначале называют объект, а потом расстояние и направление до него от хорошо заметного ориентира и квадрат, в котором расположен ориентир. Например, «НП - 2 км южнее ЛЬГОВ (4400)».

Заключительная часть.

 

В ходе занятия были затронуты вопросы, связанные с определением координат точек на карте, нанесение на карту точек по известным координатам, определение по карте высот точек и крутизны участков местности, измерение дальностей и расстояний, дирекционных углов. Все это необходимо уметь любому офицеру.

Это требует от обучаемых предельной внимательности, усидчивости, точности производства измерений и твердых практических навыков в работе с принадлежностями и измерительными приборами.

 

Практическая тренировка

 

Для закрепления материала, в ходе самостоятельной подготовки, под руководством преподавателя проводится практическая тренировка студентов в определении географических и прямоугольных координат точек на карте, нанесении на карту точек по известным координатам, определении по карте высот точек и крутизны участков местности, измерении дальностей и расстояний, а также - дирекционных углов.

 

 

ФГБОУ ВО Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения

______________________________________________________________________

Военный учебный центр

          

             УТВЕРЖАЮ

  Начальник кафедры ОВП

полковник          В. Шуров

«____»______________2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

по учебной дисциплина: «ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ»

Тема № 18. «Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание».

Занятие 1. Групповое. «Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъём карты). Принадлежности для работы. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяжённости маршрута. Способы определения площадей по карте. Системы координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты. Способы целеуказания по карте».

 

Разработал: полковник запаса                   Н. Пащенко

Обсуждена на заседании кафедры

 «___»____________2019г.

                                                                              Протокол № ___

 

 

г. Ростов – на - Дону

2019 г.                                                      

Тема № 18. «Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание».

Занятие 1. Групповое. «Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъём карты). Принадлежности для работы. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяжённости маршрута. Способы определения площадей по карте. Системы координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты. Способы целеуказания по карте».

Учебные цели:

1. Знать разновидности и тактические свойства местности, их влияние на действия подразделений в боевой обстановке.

2. Уметь читать топографические карты, выполнять учебные нормативы по военной топографии.

3. Уметь изучать и оценивать тактические свойства местности без карты.

4. Уметь ориентироваться по топографической карте и без неё в любых условиях местности и изменяющейся обстановки, разрабатывать и вести боевые графические документы, а также извлекать информацию, отображаемую на топографической карте

5. Владеть навыками проведения рекогносцировки.

Воспитательные цели:

Воспитать у студентов прилежность при подготовке и оформлении рабочей карты и боевых документов командира.

Воспитать чувство уверенности в себе при принятии решения.

Воспитывать у студентов штабную культуру и аккуратность при работе с боевыми графическими документами

Воспитывать у студентов любовь к своей военной специальности и стремление к постоянному совершенствованию своей квалификации

Время: 2 часа.

Метод: групповое занятие.

Место: учебная аудитория.

Материально-техническое обеспечение:

1. Учебные топографические карты, сборные таблицы.

2. Циркули-измерители, линейки офицерские, карандаши, курвиметры

3. Мультимедийный проектор

Литература:

1. Военная топография» 2010 г. Воениздат, глава 3, 4, 6, 8.

2. Говорухин А.М. «Справочник по военной топографии» 1973 г.

3. Условные знаки для топографических карт, Воениздат 1983 г.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

№ п/п Название вопроса Время

Вводная часть

- принять рапорт дежурного по взводу о готовности взвода к занятию;

- проверить наличие и внешний вид студентов;

- задать контрольные вопросы по предыдущей теме;

- объявить тему, цель и учебные вопросы занятия.

15 мин.
1. Подготовка карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы. 15 мин.
2. Предельная точность измерения расстояний по карте. Определение по карте протяженности маршрута. Система координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты. 40 мин.
3. Способы целеуказания по карте. 15 мин.

Заключительная часть

- напомнить тему, цели занятия и объявить степень их достижения, отметить лучших, указать недостатки

5 мин.

ВСЕГО:

90 мин.

 

Принципы и методы формирования и развития у обучаемых

- морально-политических качеств:

при рассмотрении материала темы убедить студентов в необходимости соблюдать штабную культуру и аккуратность при работе с боевыми графическими документами;

- профессионально-боевых качеств:

в ходе занятия, путем многократных тренировок, добиться от студентов правильных, четких действий при проведении рекогносцировки и принятии решения;

- психологических и физических качеств:

во время тренировки использовать соревновательный метод;

- привития командных и методических навыков:

в ходе практических тренировок разбивать обучаемых по группам (отделениям) и назначать старших для её организации на учебных местах.

 

Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия

  Учебный материал является основным в изучении дисциплин модуля «Общевоенная подготовка».

В ходе изложения материала изучить тактические свойства местности, приобрести навыки использования топографических карт при изучении местности, ориентирования на местности с использованием карты и без нее, решения задач по подготовке исходных данных для движения по азимутам в пешем порядке, практической отработки нормативов по военной топографии. Воспитывать у студентов дисциплинированность и внимательность и аккуратность при работе с картами.

  В процессе проведения занятий неукоснительно соблюдать принципы обучения и воспитания.

Для активизации работы студентов поставить 2-3 проблемных вопроса в ходе занятия.

При подготовке к занятию руководитель изучает учебные вопросы, содержание занятия, знакомится с литературой и методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составляет план-конспект проведения занятия с указанием времени отводимого на отработку учебных вопросов.

Во вступительной части занятия (15 мин) руководитель принимает рапорт о готовности учебного взвода к занятию. Проводит проверку наличия личного состава. Объявляет тему, цели и учебные вопросы занятия. Задает контрольные вопросы:

Вариант 1

1. Сущность равноугольной картографической проекции Гаусса.

2. Определить номенклатуру смежных листов с листом карты

О – 11 – 120 – Г - б

Вариант 2.

1. Виды изображения земной поверхности.

2. Определить номенклатуру смежных листов с листом карты

К – 11 – 120 – В - в

Вариант 3.

1. Классификация карт по масштабу.

2. Определить номенклатуру смежных листов с листом карты

М - 14 – 52 – Б - б

Вариант 4.

1. Требования к топографическим картам.

2.  Определить номенклатуру смежных листов с листом карты

Р -13 – 144 – Г - г

Вариант 5.

1. Условные топографические знаки, их классификация.

2. Определить номенклатуру смежных листов с листом карты

В – 18 – 1 – А - а

При отработке 1-го учебного вопроса (15 мин) Изучить со студентами порядок подготовки карты к работе (подбор, склеивание, складывание и подъём карты). Принадлежности для работы.

При отработке 2-го учебного вопроса (40 мин) Изучить со студентами предельную точность измерения расстояний по карте. Порядок определения по карте протяжённости маршрута. Способы определения площадей по карте. Системы координат, их назначение и использование в войсках. Полярные и биполярные координаты

При отработке 3-го учебного вопроса (15 мин) Изучить со студентами способы целеуказаний по карте.

В заключительной части (5 мин) руководитель подводит итоги занятия.

Напоминает тему, цель занятия и учебные вопросы. Отвечает на вопросы, дает задание на самоподготовку:

1. Определить географические координаты точки (объекта) на учебной карте (по указанию преподавателя);

2. Определить прямоугольные координаты (сокращенные и полные) точки (объекта) на учебной карте (по указанию преподавателя).

3. Нанести точку (объект) на учебную карту по географическим координатам (по указанию преподавателя);

4. Нанести точку (объект) на учебную карту по прямоугольным координатам (по указанию преподавателя);

5. Определить расстояние на прямолинейном и криволинейном участках местности (по указанию преподавателя);

6. Определить высоту точки и крутизну ската (по указанию преподавателя).


Введение

Боевые действия войск происходят на местности или тесно связаны с ней, поэтому местность является одним из важных элементов боевой обстановки Она способст­вует успеху при условии всесторонней и правильной оценки ее тактических и защитных свойств и умелого использования этих свойств в конкретных боевых усло­виях.

Приобретенные при изучении военной топографии знания, умения и навыки имеют большее практическое значение в деятельности военнослужащих, особенно ко­мандиров.

Знание способов изучения местности, навыки в ориентировании и движении на ней в различных условиях, днем, ночью, при ограниченной видимости способствуют правильному использованию благоприятных свойств ме­стности для достижения успеха в бою, помогают быстро и уверенно ориентироваться и выдерживать заданное направление при движении и осуществлении маневра на поле боя. Умение пользоваться топографической картой, аэроснимком дает возможность командирам заранее изучить и оценить местность, как в своем расположении, так и в расположении противника, подготовить необхо­димые данные для совершения марша, выполнить рас­четы для ведения огня, определить степень влияния ме­стности на поражающие факторы ядерного оружия в целях наиболее правильного выбора и проведения ме­роприятий по защите от него. С помощью карты облег­чаются принятие наиболее целесообразного решения, постановка задач подчиненным, целеуказание и управление подразделением в бою.

ВОПРОС 1. Подготовка карты к работе(склеивание, складывание и подъем карты). Принадлежности для работы.

В предвидении ориентирования и движения на местности с помощью карты, как и во всех других случаях работы с картой на местности, надо вначале подготовить карту. Подготовка включает склеивание, складывание и подъем карт.

Склеивание карты. Так как отдельный лист крупномасштабной карты покрывает сравнительно небольшой участок местности, то даже командиру мел­кого подразделения часто потребуется иметь не один, а несколько смежных листов карты. Работать на разроз­ненных листах карты неудобно, поэтому перед выходом на местность надо склеить карту.

Для этого листы карты раскладывают согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется сре­зать. Для ускорения раскладки большого количества листов рекомендуется составить схему их расположения или воспользоваться сборной таблицей, очертив на ней склеиваемые листы. При этом у всех листов, кроме крайних, срезают правые (восточные) и нижние (южные) поля, у крайних же листов поля срезаются лишь с той стороны, по кото­рой производится склеивание (рис. 1,а).

N -37- 3 - B

 

 

N -37- 15 - А


 

 

а                                                            б                               в

Рис 1. Подготовка листов карты к склеиванию

Затем начинают склеивать листы. Обычно сначала склеивают колонны листов (рис. 1,б), а затем колон­ны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист накладывают лицевой стороной на нижний (рис. 1, в) и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея. Затем, пе­ревернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы контуров и линий координат­ной сетки. Место склейки протирают сухой тряпкой, бумагой, делая движение поперек линий склейки в сторону обреза.

     При склейке длинных полос (рядов или колонн) рекомендуется полосу с обрезанными листами свернуть в рулон, а клей наносить на нижнюю полосу, (с обрезанными краями) и, разматывая постепенно рулон, совмещать совмещать и проглаживать склеиваемые полосы. При неодинаковой деформации двух смежных листов, клеем смазывается более короткий лист, что позволяет несколько растянуть его и уравнять с более длинным.

Складывание карты производится для удобства работы на местности. При подготовки карты для работы в помещении её складывают «гармошкой» в двух направлениях.

Вначале «гармошку» образуют в направлении вытянутой стороны карты, а затем образовавшуюся полосу вновь складывают «гармошкой». Размер сложенной карты должен соответствовать размеру стандартного листа (21х30 см) или размеру папки для её хранения.

Для работы на местности карту складывают «гармошкой» вдоль полосы действия маршрута, с учетом удобства её хранения в полевой сумке(планшете). В этом случае развернутую карту ориентируют вдоль маршрута и ненужные части карты подворачивают, оставляя полосу по размеру полевой сумки. а затем её складывают «гармошкой», как показано на рис. 2.

Перелистывая звенья «гармошки», как книгу, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты, не разворачивая ее полностью.

Для облегчения ориентирования и целеуказания на ра­бочей площади листа карты, сложенной в «гармошку», полезно сделать оцифровку километровых линий, а также нанести кодировку квадратов.

Карту при складывании необходимо тщательно разглаживать и возможно плотнее перегибать, не допуская перегибов её на местах склейки листов.

 

 

Рис. 2. Складывание склеенной карты «гармошкой»

 

 

Подъем карты проводится в целях более отчётливого выделения отдельных местных предметов, основных форм и деталей рельефа. Наши топографические карты издаются многоцветными, и на них хорошо выделяются различными цветами основные группы местных предметов. Однако и в этом случае иногда необходимо из ряда однородных предметов выделить отдельные предметы, представляющие интерес для выполняемой задачи.

Подъем карты выполняется цветными карандашами путем раскрашивания поднимаемых объектов, подчеркивания их названий и цифровых характеристик. Иногда отдельные местные предметы, изображенные на карте небольшими по размерам условными знаками (мосты, башни, отдельные постройки и т. п.), поднимаются путем вычерчивания таких же условных знаков, но значительно увеличенных размеров.

Основные формы и детали рельефа поднимаются путем раскрашивания (штриховки) вершин высот, а также утолщения горизонталей, которые вырисовывают интересующую форму рельефа (лощину, хребет и т. п.).

Реки ручьи и каналы поднимают утолщением линий и тушевкой синего цвета. Болота покрывают синей штриховкой, линиями, параллельными нижнему обрезу карты.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.184 с.)