Методические указания по выполнению контрольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению контрольной работы



Методические указания по выполнению контрольной работы

Начинать изучение курса рекомендуется с теоретической части курса. После ознакомления с теоретическим материалом, студенты должны попытаться ответить на вопросы для самопроверки. Данные вопросы помогут студенту закрепить изученный материал.

Для более детального знакомства с темой раздела студенты изучают рекомендованную литературу.

После изучения теоретического материала студент должен приступить к выполнению практического контрольного задания.

Для написания работы рекомендуется использовать не менее 5 источников, которые приводятся в конце контрольной работы в разделе «Список литературы». Необходимо использовать источники, опубликованные в последние 3-5 лет. В ходе выполнения работы рекомендуется помимо учебной литературы использовать научные публикации и периодическую печать.

Работа должна быть напечатана через 1,5 межстрочных интервала шрифтом Times New Roman высоты 14 для основного текста. Размеры полей следующие: слева 25 мм, справа 10 мм, сверху 15 мм и снизу 20 мм. Выравнивание основного текста «по ширине». Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, включая список литературы. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу. На титульном листе номер не ставится.

Номера вариантов контрольных работ выбираются в соответствии с первой буквой фамилии студента согласно приведенной ниже таблице 1.

Таблица 1

Выбор вариантов контрольных работ

Первая буква фамилии Номер варианта
П, Д, С,У, Ж, Б,Е,Ш, К, Ф,И,Щ, Г,Л, В,Э, Н, Я, М,Ю Р, З,Т, О У, Х,А, 1 2 3 4 5 6 7

ВАРИАНТ 1.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы письменно:

1.Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение?

2.Каковы основные функции общей экономической теории?

3.Назовите круг проблем, которыми занимаются микро- и макроэкономика?

4.Как бы вы провели границы между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.?

5.Охарактеризуйте предмет изучения и методы современной экономической теории?

6.Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

7.Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

8.В чем достоинства и ограниченность систем, построенных на основе формальной и диалектической логики?

9.В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов познания и изложения, логического и исторического, количественного и качественного?

10.Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь?

 

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

 

Экономия –
Экономика –
Политическая экономия –
Экономикс –
Микроэкономика –
Макроэкономика –
Позитивная экономическая наука –
Нормативная экономическая наука –
Гипотеза –
Практика –
Принципы –
Альтернатива –
Теория –
Обобщение –
Метод –
Субъективистский подход –
Неопозитивистско-эмпирический подход –
Рационалистический подход –
 Диалектико-материалистический подход –
Индукция –
Дедукция –
Сфера исследования –
Объект исследования –
Субъект исследования –
Предмет исследования –
Основная задача экономической теории –
Парадигма –
Научная парадигма –

 

Тесты и задачи

Темы эссе

1.Раскройте взаимосвязь общего и специфического в экономической теории, этике и экономике.

2.Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией.

3.Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемная ситуация

На основании содержащейся в таблице 1.1 информации покажите графически, как изменится потребление по мере изменения дохода за неделю и выполните следующие задания:

Таблица 1.1

                                                                                                                   

Доход, у.е. Потребление, у.е. Точка
0 50 А
100 100 В
200 150 С
300 200 D
400 250 E

 

а) назовите, какая зависимость (положительная или отрицательная) существует между двумя этими рядами данных;

б) определите, какая линия (восходящая или нисходящая) характеризует их зависимость.

 

        

 

 

ВАРИАНТ 2.

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы (письменно):

1.Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

2.Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек?

3.Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?

4.Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

5.Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?

6.Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали проблему редкости ресурсов?

7.Возможно ли существование «чистой» рыночной или командной системы?

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

Потребности –
Благо экономическое –
Полезность –
Уровень жизни –
Редкость –
Ресурсы экономические –
Экономический выбор –
Издержки –
Альтернативные издержки –
Кривая (граница) производственных возможностей –
Разделение труда и специализация –
Экономический рост –
Экономические агенты –
Экономический кругооборот –
Домохозяйство –
Доход –
Фирма –
Государство –
Институты –
Деньги –
Цена –
Экономические системы –
Рыночная экономика –
Командная экономика –
Смешанная экономика –
Экономические цели –
Стимул –

Тесты и задачи

Задача

Программист Петрова зарабатывает в час 10 руб. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 руб. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 руб. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

Темы эссе

1.Понятие и структура экономической системы общества.

2.Специфика свободной рыночной и смешанной экономики.

3.Сравнительный анализ свободной рыночной и смешанной систем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кейс

Альтернативные издержки

В квартире преподавателя экономической теории устанавливают новые окна производства компании «Окна Роста». В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой в 45%, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали окна мы сами», — поделились они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15 278 руб., а оконно-балконные блоки по цене 17 301 руб. Стоимость монтажных работ составляет 15% стоимости изделия. Для выполнения работ по замене одного окна (или оконно-балконного блока) требуется бригада из двух монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна (или одно окно и один оконно-балконный блок). Информация об оплате труда монтажников в «Окнах Роста» является конфиденциальной и третьим лицам не разглашается. Поэтому относительно заработной платы монтажников примем предположение, что за установку одного окна (или оконно-балконного блока) каждому монтажнику компания платит 600 руб.

Далее выяснилось, что и другие производители пластиковых окон продают своим сотрудникам окна со скидкой. Так, в деловых контактах с разными сотрудниками фирмы «Фабрика окон» была получена следующая информация: для внешних заказчиков фирма поставляет пластиковые окна по цене 18 746 руб., установка одного окна стоит покупателю 6600 руб. Оконно-балконный блок поставляется по цене 27 955,2 руб., его монтаж обходится внешним клиентам в 9900 руб. Монтаж одного изделия осуществляется силами одного работника. Со слов монтажника «Фабрики окон», за установку одного окна он получает 585 руб., а за установку оконно-балконного блока — 870 руб. Себе он купил у фирмы «Фабрика окон» со скидкой в 30% два пластиковых окна и один оконно-балконный блок, а монтаж этих изделий ему ничего не стоил, поскольку их установку он осуществлял собственными силами.

Вопросы

1. Действительно ли для монтажников компании «Окна Роста» и фирмы «Фабрика окон» монтажные работы были бесплатными? Что такое альтернативные издержки (альтернативная стоимость)? Каковы альтернативные издержки замены одного окна для монтажников компании «Окна Роста» и для монтажника фирмы «Фабрика окон»? Одного оконно-балконного блока?

2. Какова выгода каждого монтажника при замене одного окна? При замене одного оконно-балконного блока?

3. Каковы альтернативные издержки замены всех старых окон и оконно-балконных блоков в квартирах монтажников на новые, пластиковые? Допустим, в каждой из двух квартир заменили по два окна и одному оконно-балконному блоку.

4. Какую выгоду в целом получила бригада монтажников из компании «Окна Роста» при замене старых окон и оконно-балконных блоков на новые по сравнению с обычными потребителями? Какую выгоду в целом получил монтажник фирмы «Фабрика окон»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3.

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы(письменно):

1.Охарактеризуйте спрос и предложение, их законы и функции. О чем свидетельствует сдвиг кривых спроса и предложения?

2.Какие факторы оказывают влияние на спрос?

3.В чем схожесть и различие между понятиями «функция спроса» и «линия спроса»?

4.Какие факторы лежат в основе закона спроса?

5.В каких случаях спекуляция способна дестабилизировать цены?

6.Почему возникает «черный рынок»?

7.Нужно ли вмешательство государства на микроуровне?

8.В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

9.В каких единицах измеряется выигрыш потребителя – в денежных или полезностях?

10.Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

Рынок –
Трансакционные издержки –
Величина предложения –
Величина спроса –
Закон предложения –
Закон спроса –
Кривая предложения –
Кривая спроса –
Равновесная цена –
Совокупный рыночный спрос –
Субституты –
Товары Гиффена –
Функция спроса –
Функция предложения –
Эластичность –
Дуговая эластичность –
Перекрестная эластичность –
Резервная цена –
Дотация –

Тесты и задачи

В. Задачи

1. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:

QD =2400 - 100Р

QS =1000 +250Р,

где Q – количество обедов в день;

  Р – цена обеда (в долларах).

а) Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене.

б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 доллара за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Решение:

2.Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD =2500 - 200Р

QS =1000 +100Р,

где Q – количество товара;

  Р – его цена.

а) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 денежные единицы за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Решение:

3. Студенты Юра, Оля, Катя, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в вуз. Для этого необходимо приобрести лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 700 руб., Оля – не более 900, Катя и Саша – не более 800, Маша – не более 300, Владислав – не более 500 руб. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.

Решение:

 

 

4.Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями:

QD =600 - 25Р

QS =100 +100Р.

а) Найдите параметры равновесия на рынке данного товара.

б) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Найдите, сколько потеряют при этом покупатели, а сколько – продавцы данного товара.

Решение:

 

 

5.При цене 2 спрос равен 30, а при цене 4 – равен 10. Функция спроса линейна. Найти максимальную цену спроса.

Решение:

 

 

6.Функция спроса Ивана

Q1 = 6-3р,

Функция Марии

Q2 =4-0,5р

Построить кривую суммарного спроса.

Решение:

 

7.Формула спроса на шубы

QD = р2 – 7р + 12,

Формула предложения

QS = 3р – 4.

Найти равновесные цену и объем продаж. Построить график объема продаж.

Решение:

8.Функция спроса на хлеб:

Q = 100 + 0,5I – 30 Р1 + 20 Р2,

где Q – годовая величина спроса; I – доход, Р1 – цена хлеба, Р2 – цена макарон.

Определите:

1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг;

2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. Постройте кривую спроса на хлеб.

Решение:

Кейс

Слишком много плохого кофе (Источник: Кутузова В. Слишком много плохого кофе//Эксперт. 2003. №35. 22-28 сент.)

В колумбийском городе Картахена производители и потребители кофе более чем из пятидесяти стран искали пути выхода из кризиса кофейного рынка. «Обе стороны наконец-то осознали, что кризис можно преодолеть только совместными усилиями, и готовы идти навстречу друг другу», — так оценил встречу исполнительный директор Международной организации кофе (IСО) Нестор Осорио.

Кризис в мировой кофейной торговле длится уже несколько лет. Истоки его следует искать в отказе от системы квот, которые регулировали спрос и предложение на рынке кофе. В 1989 году на этой мере настояли Всемирный банк, МВФ, ВТО, которые стали продвигать идеи либерализации торговли и единой для всех экспортной политики. В результате темпы роста производства кофе значительно превысили темпы роста спроса. И доходы стран — экспортеров кофе снизились катастрофически. Если в конце 1980-х годов они получали 10–12 млрд долл. в год, то сейчас лишь 5 млрд. Доходы от экспорта кофе составляют заметную долю в ВВП развивающихся стран — производителей кофе: в Колумбии — 2%, в Сальвадоре — 2,5%, в Гватемале — 4,2%, в Никарагуа — 7,2%, в Гондурасе — 8,2%. От кризиса на кофейном рынке пострадала экономика многих стран-производителей, и прежде всего смежные с производством кофе отрасли — торговля, транспорт, финансовая система.

В ряде стран кофейный кризис вышел даже за «экономические» пределы: так, в Гватемале он вызвал политическую нестабильность, а в Эфиопии обернулся гуманитарным кризисом.

На встрече в Картахене делегаты как раз и пытались найти действенные способы выхода из кризиса. Однако договориться так и не удалось. Евросоюз, на долю которого приходится 46% всего кофейного импорта, отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минимальные цены на кофе. Разрешение конфликта, по словам президента Европейской федерации кофе Йоппе Ванхорика, связано «не с вопросами цены, а с вопросами качества». И искусственные ценовые механизмы при такой ситуации будут лишь способствовать перепроизводству.

1. Объясните, почему отмена квот привела к снижению доходов стран — экспортеров кофе, ведь, казалось бы, они могли беспрепятственно увеличивать поставки кофе на экспорт.

2. Какой вывод об эластичности спроса на кофе можно сделать, основываясь на данных, приведенных в статье?

3. Что такое фиксированная цена на товар? Всегда ли искусственные ценовые механизмы способствуют перепроизводству товара? Рассуждения проиллюстрируйте графически.

4. Почему, по вашему мнению, Евросоюз отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минимальные цены на кофе?

5. Поясните понятия «выигрыш покупателей» и «выигрыш продавцов» и приведите графическую иллюстрацию. Проанализируйте, как изменились бы выигрыш покупателей и продавцов кофе, если бы были установлены минимальные фиксированные цены.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4.

 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы(письменно):

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

4.Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? Алмазы в воду?

5. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

6.Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

7.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другой?

8. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?

9.Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

10.Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене? В равновесии потребителя?

 

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

Общая полезность –
Предельная полезность –
Функция полезности –
Потребительский выбор –
Функциональный спрос –
Нефункциональный спрос –
Эффект присоединения к большинству –
Эффект сноба –
Эффект Веблена –
Спекулятивный спрос –
Нерациональный спрос –
Кривая безразличия –
Предельная норма замещения, субституции –
Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов –
Правило долей –
Равновесие потребителя –
Эффект дохода –
Кривая Энгеля –

Тесты и задачи

В. Задачи

1.Эластичность спроса на концерты по цене для Маши равна -1. Эластичность ее спроса по доходу составляет 3. Перекрестная эластичность по цене между концертами и бассейном равна - 2. В 2011 году Маша посетила 100 концертов. В 2012 г. цена билета на концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна упала на 5%, а доход Маши вырос на 10%. Какое количество концертов посетит Маша в 2012 г.?

Решение:

 

2. Первое яблоко доставляет Ивану удовлетворение, равное 8. Каж­дое следующее яблоко доставляет добавочное удовлетворение, на 2 меньше предыдущего. Начиная с какого яблока суммарное удовлетво­рение от потребления яблок будет уменьшаться?

Решение:

 

3. Функция полезности

Ui = 12i – i2,

где i - количество пряников. Начиная с какого пряника полезность уменьшается?

Решение:

 

 

4. Функция полезности

U = xyz,

доход потребителя - 48, цены продуктов X, Y и Z равны 4,2 и 5 соот­ветственно. Найти равновесный набор.

Решение:

 

 

5.Потребитель тратит 20 рублей в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20-3х, где х - количество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40-5у, где у – количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина – 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный покупатель?

Решение:

 

6.Предельная полезность масла для француза зависит от его количества:

MUм = 40-5Qм, где Qм – количество масла, кг. Предельная полезность хлеба:

MUхл = 40-5Qхл, где Qхл – количество батонов хлеба. Цена 1 кг. масла равна 5 у.е., цена батона хлеба – 1 у.е. Общий доход потребителя составляет 20 у.е. в неделю. Какое количество хлеба и масла потребляет француз?

Решение:

Кейс

1. Предпочтения потребителя: любовь к мясу неистребима ( Источник: Роуэддер С., Трофимов Я.Любовь к мясу неистребима // Ведомости. 2001.18 мая.)

 

Панзано, Италия — сотни поклонников знаменитых тосканских стейков фьюрентино толпились перед мясной лавкой Дарио Чеккини. На появление хозяина лавки толпа отреагировала одобрительным гулом — Чеккини объявил об открытии необычного аукциона. Лотами на нем были сочные куски сырой говядины на косточке.

С 1 апреля сего года в большинстве европейских стран стейки фьюрентино попали в список продуктов, запрещенных к продаже, — так Европа пытается бороться против распространения губчатой энцефалопатии (BSE), более известной под названием «коровье бешенство». Медики полагают, что люди заболевают в результате употребления в пищу мяса больных животных.

Из страха перед болезнью в Европе были забиты сотни тысяч голов рогатого скота.

Участников аукциона, организованного Чеккини, ничуть не обеспокоило то, что куски мяса, выставленные на торги, были на косточках — по мнению специалистов, именно в костной ткани гнездится основное количество патогенных микробов, вызывающих заболевание. Не смущало их и то, что стейки были получены от мясоперерабатывающего комбината Cremonini, а первый в Италии случай BSE был зарегистрирован на одной из боен, принадлежащих именно этой компании. Несмотря ни на что, стейки весом до 2,5 кг, обычная цена которых не превышает 50 долл., на этом аукционе уходили за 5000 долл.

Максимальную цену — 5000 долл. — за вожделенный и запретный кусок мяса заплатил ювелир из Флоренции Стефано Гушелли Брандимарте. — Я знаю, что BSE — тяжелое заболевание, — говорит он, — и запрет на такие стейки, может быть, вполне обоснован. Но те, кто ест фьюрентино, ничего не боятся и будут есть их всегда!

Недавние страхи перед BSE, охватившие Европу, не слишком сильно умерили любовь европейцев к мясу. Поначалу, когда в октябре 2000 г. на континенте были обнаружены первые случаи коровьего бешенства, некоторые и впрямь вознамерились пересмотреть свои гастрономические привычки. Однако сейчас, по данным Еврокомиссии... потребление говядины снова начало расти.

В апреле этого года потребление мяса на континенте было на 18% ниже, чем в апреле 2000 г., однако оно заметно выросло по сравнению с февралем, когда потребление говядины было на 28% меньше, чем в феврале 2000 г. По мнению производителей продуктов питания, к концу года спрос на говядину вернется к «допаническому» уровню.

Европейцы любят мясо. В недавнем опросе, который проводился германским журналом для женщин, 63% опрошенных заявили, что вегетарианская кухня менее питательна, а около 30% опрошенных сказали, что их домашние обещали бойкотировать обеды без мяса. Попытки использовать страх людей перед BSE, чтобы протолкнуть на массовый рынок такие экзотические продукты, как мясо страуса, кенгуру или крокодила, успехом не увенчались.

1. Нарисуйте карту кривых безразличия для товарного набора, состоящего из мяса и прочих продуктов, для европейцев.

2. Какие изменения претерпели предпочтения европейцев (которые следует отразить на карте кривых безразличия) в связи с угрозой заболевания и последующими событиями?

3. Каким образом будет выглядеть карта кривых безразличия для европейцев, если в набор включены говядина и другие виды мяса (страуса, кенгуру или крокодила)?

4. Как будет выглядеть карта кривых безразличия для итальянцев, участвовавших в аукционе, о котором идет речь в статье, по сравнению с предпочтениями прочих европейцев?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.128 с.)