Основные разделы общего языкознания: история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные разделы общего языкознания: история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа.



Основные разделы общего языкознания: история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа.

 

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

 

Основные разделы общего языкознания:

 

· история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа;

· теория языка;

· методы лингвистических исследований.

 

Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).

 

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, — таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.

 

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

 

· определить природу языка, его сущность;

· установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т. п.;

· дать систематику языков, создать классификацию языков;

· разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.

При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:

 

· внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции, поэтому ее называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),

· внутренней [собственно] лингвистики

· и сравнительного языкознания (компаративистики).

Сравнительное языкознание

Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное). Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает и не родственные языки [для выявления их типов и ареальных общностей].

 

Ранние цивилизации: интерес к языку в рамках религии или философии. Древний Египет: практические задачи, связанные с обучением письму (поучения писцам, школьные упражнения, перечни слов для запоминания и правильного написания с XVIII в. до н.э.

 

Появление первичных знаний о языке в Древнем Египте связано с возникновением письменности. Никаких сочинений, которые позволили бы судить о теоретическом интересе египтян к языку, отдельным его проблемам, – до нас не дошло. На этом основании делается вывод, что в Древнем Египте «лингвистического учения» (т.е. совокупности каких-либо теоретических положений о языке) не было. Но некоторая совокупность знаний о языке была:

 

1. Древним египтянам не было известно понятие отдельного звука – фонемы, но они выделяли морфемы.

 

Древнеегипетская письменность включала в себя 3 категории знаков: иероглифы, фонетические символы (фонограммы) и детерминативы.

 

Иероглифы обозначали целые слова, фонограммы – слова, для записи которых не существовало иероглифов, потому они записывались звуковым способом. Фонограммы обозначали консонантные корни: либо сочетание двух или трёх согласных звуков (например, pr, run, dd, sdm, shm), либо отдельные согласные звуки (например, k, г, f, b — всего 24). Были также четырех-, пяти- и шестисогласные корни. Гласные звуки в иероглифическом письме совершенно не обозначались. Детерминативы ставились после слов, записанных звуковым способом, и указывали на то, к какой группе понятий принадлежит предмет, обозначенный фонетическим символом.

 

Египтяне не знали фонетики, минимальной единицей языка для них была морфографема (консонантный корень).

 

2. Древние египтяне занимались практической лексикографией. Им было известно понятие лексико-тематической группы.

 

Интерес к лексическому составу языка диктовался чисто практическими целями. Для учебных целей в Древнем Египте составлялись списки слов, разбитых на определенные тематические группы (напр., виды масел, птицы, рыбы, растения, животные, города и т.д.). Пособия по лексике не были толковыми словарями (понятие «значение», в частности, лексическое значение, еще не было выработано). Они представляли собой большие перечни слов, необходимых для запоминания их правильного написания (ср. современный аналог – орфографические словари). Но слова в этих списках были уже сгруппированы по классам предметов (ср. каталоги названий предметов). После фразеологической группы слов следовал общий детерминатив (как после отдельного слова), отсюда можно сделать вывод о том, что египтяне относили фразеологизмы к словам, а не словосочетаниям.

 

3. У древних египтян было представление о синтаксической организации речи.

 

Любой древнеегипетский текст представлял собой беспрерывный ряд слов, для членения которого египтяне использовали «красные точки» (специальные значки, которые указывали на членение текста на отрезки). Это было не грамматическое, а синтагматическое членение речи. Египтяне членили текст на интонационно оформленные смысловые единицы – синтагмы. Объем синтагмы зависел от смысла высказывания и от стиля речи.

 

Примеры:

 

(1) … бил ты спину мою • учение твое вошло в ухо мое • я как лошадь, (нетерпеливо) гарцующая • не приходит ко мне сон в сердце моем днем • нет его у меня ночью •

 

(2) он дал ему дом и поля, • а также (мелкий) скот, • вещи всякие добрые

 

(3) Разве отдам я мою дочь • беглецу из Египта

 

(4) Я обречен трем судьбам: • крокодилу, • змее, • собаке

 

Значение, которое египтяне придавали синтагматическому членению письменной речи, свидетельствует об их совершенно определенном подходе к языку: от целого к части.

 

Основные разделы общего языкознания: история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа.

 

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

 

Основные разделы общего языкознания:

 

· история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа;

· теория языка;

· методы лингвистических исследований.

 

Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).

 

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, — таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.

 

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

 

· определить природу языка, его сущность;

· установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т. п.;

· дать систематику языков, создать классификацию языков;

· разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.

При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:

 

· внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции, поэтому ее называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),

· внутренней [собственно] лингвистики

· и сравнительного языкознания (компаративистики).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.012 с.)