Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-эволюционна школа (Лесли Уайт) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Лесли Уайт, американский культуролог и антрополог (1900 – 1975). Всю жизнь он посвятил «кабинетной» науке, занимался преподаванием. Основные работы: «Концепция культуры» и «Наука о культуре». Он опирался на труды Генри Моргана и Эдуарда Тайлора, которые были представителями эволюционного направления. По мнению эволюционистов, все человеческие культуры проходят универсальные стадии развития, которые вырастают одна из другой: дикость – варварство – цивилизация. Уайт сохранил основное положение эволюционизма: одна форма вырастает из другой. Преемственность между формами Уайт распространил на понимание развития цивилизации. Он считал, что все они взаимосвязаны и одна вырастает из другой. Уайт также понимал культуру как интегрированную систему, в которой существует 3 подсистемы: ° Технологическая (средства производства, средства существования, средства нападения и защиты; ° Социальная (типы коллективного и индивидуального поведения) ° Идеологическая (политические идеи, верования и знания) Среди этих трех подсистем Уайт выделял ведущую – технологическую. Человек изначально был вынужден приспосабливаться к природному окружению, а эта подсистема обеспечивала выживание. Именно к ней в конечном итоге восходит культура. Уайт считал, что основной функцией культуры является извлечение энергии для удовлетворения насущных потребностей: пища, жилье, воспроизводство. И развитие культуры идет за счет увеличения количества энергии на душу населения. Существует Закон Уайта: Уровень развития культуры определяется объемом произведенной энергии и эффективностью ее использования. По сути дела, это повторение термодинамического принципа: накопление, хранение и преобразование энергии. Фундаментальным признаком, отличающим людей от животных, Уайт считал способность к символизации. Символ выступает в качестве основного признака общественной жизни. Символизированные предметы и явления во взаимосвязи друг с другом составляют культуру. В своей итоговой работе «Концепция культурных систем» Уайт рассматривал проблемы становления глобальной системы культуры и высказывал аргументы по возможности прогнозирования культурного развития. Точность ответа всегда задана точностью вопроса.
Для того чтобы задать вопрос, надо наполовину знать ответ.
01.12.2011 Лекция 7 «Концепция культуры Фридриха Ницше»
Фридрих Ницше (1844-1900) Свой философский подход он определил как «переоценку всех ценностей». По его мнению мир существует бессмысленно и хаотично, он чужд человеку и для него непостижим. И только в искусстве мир получает смысл. Жизнь человека, как частный случай мирового бытия, наполнена страданиями, страхом и ужасом. Ницше смотрит на мир человека довольно мрачно. По его мнению человек – либо творец, либо сам материал для творчества. Ницше выделяет несколько типов людей: 1. Люди преимущественно духовные 2. Люди преимущественно мышечные (т.е. наделенные сильным темпераментом) 3. Люди посредственные (самый многочисленный тип) Первый и второй тип составляют элиту, «высшую касту». Третий тип, который составляет большинство, не способен к творчеству. Только «высшая каста» обладает правом и привилегией воплощать на земле счастье, создавать красоту. Высокая культура возникает лишь там, где существуют две противоположные общественные касты: каста свободного труда и каста принудительного труда. Когда создается культура, справедливое распределение счастья является несущественным вопросом, потому что те, кто не способен к творчеству, должны принести себя в жертву (пожертвовать своим счастьем добровольно). Ницше был сторонником «здорового» аристократического искусства – «искусства большого стиля», которое предназначено для избранных – для «господ Земли». Не случайно идеология Третьего рейха многие цитаты Ницше взяла себе на вооружение. Согласно теории Ницше культура развивается в ходе противоборства двух начал. Эти два начала он связал с именами двух греческих богов: Аполлон и Дионис. Аполлоновское начало он связывал с деятельностью теоретического разума, которое воплощает в жизнь уверенность. Дионисийское начало разрушительно по своей сути, оно разрушает традицию и мораль. Расцвет древнегреческой культуры был связан с дионисийским началом, которое расчистило дорогу для культурного творчество (смело все старые нормы). А упадок – с аполлоновским началом, которое стремилось установить мораль, но тем самым уничтожило первоначальный энергетический заряд. Мир истинного творчества не признает ни долга, ни ответственности, ни морали. Искусство находится по ту сторону добра и зла. Ницше считал, что нравственные принципы не могут быть навязаны обществом, религией или воспитанием. Человек сам определяет и судит себя.
Ницше более всего ценил человеческую уникальность, способность на самоопределение. «Из всего написанного я люблю только то, что написано собственной кровью» - истинно и верно только то, что человек выстрадал и выстоял самостоятельно. Тот человек, который не доверяет природе, а доверяет морали, - раб, винтик в механизме. Тот, кто преодолевает слабости современной ему культуре, - сверхчеловек. Но для того чтобы стать сверхчеловеком, нужно пройти цикл превращений. Эти превращения он описал в своем произведении «Так сказал Заратустра». Согласно Ницше, человеческий дух сначала должен сделаться верблюдом, который покорно тащит груз человеческой культуры. Затем нужно стать львом. А затем – просто ребенком. Лев освобождается от поклажи – условностей. А ребенок – это символ начала, готовности к созиданию. Освобожденный от общественного влияния и морали стада, сверхчеловек несет ответственность только перед собой. Ницше неоднократно подчеркивал, что между моралью и свободой он, конечно, выбирает свободу; поскольку мораль прикрывает духовную нищету и коллективизм. Разумеется, он не мог не оценивать ум и настроения своего времени, хотя он и пытался создать модель, которую можно было бы распространить на всю историю человечества. Современное мышление, по его мнению, заражено нигилизмом, который обесценил высшие идеалы. Нигилизм ведет к потери самого смысла существования. Именно благодаря нигилизму торжествует рациональное мышление, стадная мораль и социальное равенство, которое проповедуют социалисты. По словам Ницше, существует пассивный нигилизм и активный нигилизм. Активный нигилизм, отрицая старые ценности, утверждает новые, он утверждает волю к власти. Философское наследие Ницше было не только предметом научной критики, но и стало ареной политической борьбы. Нацисты широко цитировали Ницше в своих пропагандистских заявлениях. Но одновременно с этим идеи Ницше оказали глубокое влияние на гуманистическую философию XX века. «Счастье мужчины – я хочу. Счастье женщины – он хочет» Ницше
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.005 с.) |