Структура президентской власти в России. Совет безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура президентской власти в России. Совет безопасности



Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

После вступления в должность Президент дает присягу (Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.)

Статус Президента определяется в гл. 4 Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

Совет Безопасности РФ образован в 1992 году.

Совет Безопасности Российской Федерации готовит решения Президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению безопасности. Совет Безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом – Председателем Совета Безопасности. Ему непосредственно подчинен Секретарь Совета Безопасности. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии – основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

В соответствии с планами, утверждаемыми Председателем, на регулярной основе проводятся заседания Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета. Заседания ведёт Председатель. Секретарь проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности.

Совет Безопасности разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности.

Председатель- В.В. Путин

Зам.Председателя- Д.А. Медведев

Председатель Правительства РФ – Мишустин Михаил Владимирович

Председатель Совета Федерации – Матвиенко Валентина Ивановна

Министр обороны – Шойгу Сергей Кужугетович

Министр иностранных дел - Лавров Сергей Викторович

И другие. Всего постоянных членов: 12, членов Совета Безопасности: 18.

Правовые акты Президента РФ

Для реализации своих полномочий Президент РФ издает правовые акты — указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).

Указы Президента РФ, как правило, являются нормативными правовыми актами, содержащими правила поведения, обращенные к неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на постоянное и многократное применение. Однако многие указы Президента имеют персональный характер, являются правоприменительными актами, например о назначении на должность, о награждении, присвоении званий, принятии в гражданство и т.п.

Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без согласования с какими-то ни было органами РФ и субъектов РФ или уведомления их. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.

По своей юридической природе акты Президента РФ являются подзаконными актами. Они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Указами Президента могут регулироваться общественные отношения, требующие законодательного разрешения, т.е. восполняться законодательные пробелы.

Акты Президента РФ подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете», Собрании законодательства РФ.

Нормативные акты Президента РФ могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, и в таком случае они утрачивают юридическую силу и Президент должен их отменить.

ПРИМЕРЫ:

1. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции"

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2020 № 803

"О Северном флоте"

3. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2020 № 794 "О приеме в гражданство Российской Федерации"

4. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2020 № 706

"О награждении государственными наградами Российской Федерации"

5. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2020 № 706 "О награждении государственными наградами Российской Федерации"

Основные черты Федерального собрания РФ как представительного законодательного органа государственной власти

В ст. 94 К РФ Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Черты Федерального Собрания РФ:

1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;

2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

3) В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

4) Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Фед. Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится

роль своего рода тормоза по отношению к Гос. Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ "тирании большинства", завоеванного на выборах в Гос. Думу теми или иными политическими силами.

5) Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Состав Федерального Собрания РФ и структура палат Федерального Собрания РФ.

Российский парламент –это Федеральное собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное собрание РФ осуществляет законодательную власть в России независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное собрание РФ состоит из двух палат:

Совета Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ; один –представитель законодателей власти субъекта РФ, а другой –исполнительной власти);.

Государственной думы (в её состав избираются депутаты (450) путём всеобщего, равного и тайного голосования, избираются на 5 лет) порядок выборов определяется ФЗ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального собрания РФ». Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат

Основной функцией Федерального собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное собрание РФ осуществляет распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением) и контроль за исполнительной властью. Федеральное собрание РФ независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная дума) может быть распущена Президентом РФ в случаях трехкратного неодобрения Федеральным собранием РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ, а также объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания РФ.

К числу организационно-правовых форм работы парламента относятся: пленарные заседания, заседания парламентских комитетов, комиссий и депутатских фракций; парламентские слушания; парламентские расследования; "правительственный час"; "час заявлений" и др.

Пленарное заседание палаты. Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения.

Заседания палат, согласно их регламентам, проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам, членам

другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате.

В случаях, определяемых самой палатой, ее заседания могут проходить закрыто. Решение о проведении закрытого заседания принимаются большинством голосов от числа депутатов, членов палаты, принявших участие в голосовании. В закрытом заседании палаты вправе участвовать Президент РФ, Председатель Правительства, Председатели высших судебных инстанций РФ, Председатель, заместитель председателя Счетной палаты и ее аудиторы.

На заседаниях палат ведутся протоколы и стенограммы. Все заседания начинаются с регистрации присутствующих депутатов, проводимой председательствующим. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов, членов палаты.

Парламентский контроль. Представляет собой конституционную возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламентов осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценки о работе тех или иных исполнительных органов государственной власти.

Парламентское расследование. Это высшая форма (средство) парламентского контроля за исполнительной и судебной властями, за исполнением органами власти норм Конституции. В конституционно-правовом значении парламентское расследование представляет собой право парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость.

Парламентские слушания. Представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции закона, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Порядок проведения парламентских слушаний определяется Регламентом палаты.

Порядок работы Федерального Собрания РФ и его палат.

Работа палат Федерального Собрания Российской Федерации строится на следующих принципах:

- законность (легитимность) деятельности парламента;

- постоянная деятельность палат;

- раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);

- открытость работы палат;

- коллегиальность работы палат.

Порядок работы палат определяется их регламентом. Основной организационно- правовой формой работы палат ФС является заседание. Заседание проводится в период весенний и осенней сессий. В конституции определяется порядок проведения следующего заседания ГД(собирается на 30-й день после избрания и др.)

Совет Федерации работает отдельно от Государственной думы; вместе палаты Федерального собрания РФ собираются для заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. По общему правилу заседания Совета Федерации являются открытыми, по решению палаты заседание Совета Федерации может быть проведено и в закрытом режиме (также возможно закрытое заседание комитета и комиссии Совета Федерации).Первое заседание Совета Федерации (до избрания Председателя Совета Федерации) открывает и ведет старейший по возрасту член Совета Федерации. По общему правилу заседание ведет Председатель Совета Федерации либо его заместитель (избираемые Советом Федерации из своего состава).В Совете Федерации создается Совет палаты (в состав которого входят Председатель и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий). Совет палаты занимается организацией деятельности Совета Федерации. В Совете Федерации из числа членов верхней палаты

Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии

проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Заседания СФ проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятие Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения СФ и другие проблемы гос. жизни.

Полномочия палат Федерального Собрания РФ.

По ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации (верхней палаты) относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы (нижней палаты) относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.081 с.)