Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.



Исключение составляют граждане:

• освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

• проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

• женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);

• постоянно проживающие за пределами Российской Феде­рации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным со­ставом.

Воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Фе­деральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:

Ø фамилия, имя, отчество;

Ø дата рождения;

Ø место жительства;

Ø семейное положение;

Ø образование;

Ø место работы;

Ø годность к военной службе по состоянию здоровья;

Ø профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

Ø основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);

Ø прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

Ø прохождение военных сборов;

Ø владение иностранными языками;

Ø наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

Ø наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;

Ø возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

Ø наличие судимости;

Ø бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан муж­ского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год дости­жения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреж­дений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обу­чающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного ко­миссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан жен­ского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего кален­дарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утвер­ждается главой органа местного самоуправления (местной ад­министрации) в следующем составе: военный комиссар — председатель комиссии; специалист по профес­сиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, опре­делить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическо­му отбору граждан для определения их пригодности к подготов­ке по военно-учетным специальностям и принять решение о по­становке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной служ­бе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обя­занности гражданина, признанного негодным к военной службе.

Медицинское освидетельствование граждан при первона­чальной постановке на воинский учет проводят врачи-специали­сты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (специалист в отоларингологии — области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.

Персональный состав врачей-специалистов, согласованный с руководителями государственных и муниципальных медицинских учреждений, по представлению военного комиссара утверждает­ся главой местного самоуправления района, города (без район­ного деления).

Врач-специалист по результатам освидетельствования граж­данина при первоначальной постановке на воинский учет дает заключение о его годности к военной службе по категориям (А, Б, В, Г, Д).

Для граждан, признанных годными к военной службе или год­ными к военной службе с незначительными ограничениями, оп­ределяется показатель предназначения для прохождения воен­ной службы.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет может быть направлен в медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здраво­охранения на амбулаторное или стационарное медицинское обсле­дование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжитель­ном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лече­нии), выносится заключение о его временной негодности к воен­ной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит по­вторное освидетельствование.

При возможности завершить медицинское обследование (ле­чение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет (в период с 1 января до 31 марта) за­ключение о его временной негодности к военной службе не вы­носится.

В этом случае врач-специалист дает заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По результатам профессионального психологического отбора, проводимого при первоначальной постановке граждан на воин­ский учет, решением председателя комиссии может определяться их годность к обучению в общественных организациях, осуществ­ляющих подготовку по военно-учетным специальностям, а также могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации.

После выполнения всех мероприятий, связанных с первона­чальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии {или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязан­ности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

1. состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления;

2. явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

3. при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

4. сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

5. сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

6. бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воин­ский учет, по месту жительства для решения вопроса о получе­нии документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выез­жающие в период проведения призыва на срок более трех меся­цев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Контрольные вопросы:

1. для чего осуществляется воинский учет граждан?

2. Кто освобождается от воинского учета?

3. Какие категории воинского учета граждан вы знаете?

4. Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

Тема 3.5.: Обязательная подготовка граждан к военной службе.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в государственном, муниципаль­ном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол­ного) общего образования, образовательном учреждении начального про­фессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим данные направления.

Получение начальных знаний в области обороны

 Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществ­ляется в образовательных учреждениях основного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом в ходе изу­чения курса "Основы безопасности жизнедеятельности". На занятиях уча­щиеся знакомятся с организацией системы защиты населения от послед­ствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые знания по основам здорового образа жизни, об обороне государства и о воинской обязаннос­ти, приобретают практические навыки по гражданской обороне.

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательным предметом обучения, независимо от вида образовательного учреждения общего образования.

Подготовка по основам военной службы

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят под­готовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профес­сионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Эта подготовка проводится штатными препода­вателями в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает: получение гражданами знаний положений ста­тей Конституции и Законов Российской Федерации "Об обороне", "О воин­ской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" об ос­новах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил; знакомство с образцами вооружения и воен­ной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями; приобретение необходимых знаний и практических навыков в объеме подготовки молодого воина по гражданской обороне, ока­занию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы на учебных пунктах организаций, а также на объединенных районных или городских учебных пунктах. Здесь по направлениям военных комиссари­атов обучаются также граждане, которые нигде не учатся и не работают и которые не прошли ранее подготовку по основам военной службы.

Учебные пункты создаются решением органов местного самоуправле­ния. Они должны иметь оборудованные кабинеты по основам военной под­готовки, военное имущество, технику, уставы, учебные пособия и другую необходимую учебно-материальную базу.

Военно-патриотическое воспитание

 Военно-патриотическое воспитание — это многоплановая, системати­ческая, целенаправленная и скоординированная деятельность государ­ственных органов, общественных объединений и организаций по форми­рованию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите, соответству­ющих морально-психологических качеств, практических и физических на­выков, необходимых для военной службы.

Анализ военно-патриотической работы школы.

Подготовка по военно-учетным специальностям

Такая подготовка осуществляется в соответствии с Законами Российс­кой Федерации "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной служ­бе", а также Положением о подготовке граждан к военной службе, поста­новлениями Правительства РФ. Она проводится в общественных объеди­нениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет.

Задачами подготовки по военно-учетным специальностям являются:

воспитание юношей, подлежащих призыву на военную службу, в духе готовности к защите Отечества, к безупречному выполнению воинского долга;

приобретение твердых знаний устройства вооружения, военной тех­ники и практических навыков в самостоятельной работе на них;

совершенствование знаний по основам воинской службы, полученных в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специаль­ностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организа­ции, в образовательных учреждениях которой такую подготовку получает около трети всего пополнения, ежегодно поступающего в войска. В РОСТО функционируют 518 образовательных, 167 авиационно-спортивных орга­низаций, свыше 1500 спортивно-технических клубов, более 90 детско-юно­шеских спортивно-технических школ. Здесь ежегодно готовятся десятки тысяч специалистов более чем по 40 военно-учетным специальностям.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным спе­циальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Ми­нистерством обороны Российской Федерации. Юноши, овладевшие этими специальностями, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах. Решение о направлении юношей на военную службу, в соответствии с полученной подготовкой, выносит призывная комиссия.

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование

При первоначальной постановке на воинский учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами

 

 Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий воз­лагаются на органы управления и учреждения государственной и муни­ципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.

Лечебно-оздоровительные мероприятия включают:

проведение гражданами, до первоначальной постановки их на воинский учет, ежегодных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием их здоровья и физи­ческим развитием;

проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

Данные мероприятия проводятся на основе разрабатываемых планов, которые утверждают главы местных администраций.

Контрольные вопросы:

1. Для чего осуществляется обязательная подготовка граждан к военной службе?

2. Какие виды мероприятий включает в себя обязательная подготовка граждан к военной службе?

Тема 3.6.: Призыв на военную службу.

Призыв на военную службу

Призыв граждан на военную службу осуществляется 2 раза в год:

• весенний призыв — с 1 апреля по 30 июня;

• осенний призыв — с 1 октября по 31 декабря.

Призыв на военную службу организуется на основании Указов Президента Российской Федерации.

Сроки призыва для определенных категорий граждан в зависимости от рода их деятельности и места проживания уточняются. Граждане, проживающие в отдаленных районах Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня. Граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря. Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими 18-летнего возраста.

Призыв граждан на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром. Осуществляет призыв призывная комиссия.

При принятии решения о призыве гражданина на военную службу призывная комиссия руководствуется заключением специалистов по результатам медицинского освидетельствования о годности граждан к военной службе по установленным категориям.

По данным медицинского освидетельствования, граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, как правило, не направляются для прохождения службы в воздушно-десантные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ, спецсооружения и на ряд отдельных военно-учетных специальностей.

Группа профотбора к моменту вызова гражданина на призывную комиссию по результатам обработки всех сведений о его индивидуально-психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной пригодности делает заключение и дает рекомендации о пригодности призывника к военной службе по какому-то установленному классу сходных воинских должностей (командному, операторскому, связи и наблюдения, водительскому, специального назначения, технологическому).

Рекомендации о пригодности призывника учитываются при принятии решения о предназначении гражданина для прохождения военной службы в тот или иной вид, род войск Вооруженных Сил или другие войска.

При принятии решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу призывная комиссия будет руководствоваться законом об альтернативной гражданской службе.

При принятии решения об освобождении от призыва на военную службу призывная комиссия руководствуется положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (см. раздел 3.2).

 

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

— признанные негодными (категория «Д») или ограниченно годными к военной службе (категория «В») по состоянию здоровья;

— проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

— проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

— прошедшие военную службу в другом государстве;

— имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

— в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Кроме перечисленных случаев, не подлежат призыву на военную службу граждане:

— отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость;

— в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Решение о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу принимается комиссией в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Об отсрочках подробно рассказано в главе 3.

Право на получение отсрочки имеют также граждане:

— поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственных организациях, перечень которых определен Правительством Российской Федерации;

— имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях;

— постоянно работающие врачами в сельской местности — на время этой работы.

Решение о зачислении гражданина в запас Вооруженных Сил РФ призывная комиссия принимает в случае, если по результатам медицинского освидетельствования гражданин признан ограниченно годным к военной службе (категория «В»). Такие граждане подлежат периодическому (один раз в три года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста.

Граждане, признанные негодными к военной службе (категория «Д»), исключаются с воинского учета.

Решение призывной комиссии гражданину объявляет председатель призывной комиссии или военный комиссар.

Контрольные вопросы:

1. Как осуществляется призыв граждан на военную службу?

2. Кто освобождается от призыва?

3. Кто имеет отсрочку от призыва?

Тема 3.7.: Прохождение военной службы по контракту.

Военная служба по контракту — это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях.

Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами государства. Условия контракта также включают в себя соблюдение прав гражданина, членов его семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:

— военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыв, прослужившие не менее 12 месяцев;

— граждане, пребывающие в запасе;

— граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;

— граждане женского пола, не пребывающие в запасе.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих — воинскими частями.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов, а определение соответствия военнослужащих — на аттестационные комиссии воинских частей.

К гражданину, поступающему на военную службу по контракту, предъявляются повышенные требования в вопросах его профессиональной подготовленности и пригодности по состоянию здоровья.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных должностях в Вооруженных Силах РФ. С этой целью гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию и обследованию по установленным методикам профессионального психологического отбора.

Граждане, не проходящие военную службу, при поступлении на военную службу по контракту проходят предварительное и окончательное освидетельствование. Освидетельствование проводится по направлению военного комиссариата района, города (без районного деления).

Предварительное освидетельствование проводится военно-врачебной комиссией (ВВК) военного комиссариата района, города (без районного деления), окончательное освидетельствование — ВВК военного комиссариата субъекта РФ.

Результаты освидетельствования гражданина врачами-специалистами, заключение ВВК записываются в карту медицинского освидетельствования гражданина, которая приобщается к его личному делу.

Годными к поступлению на военную службу по контракту признаются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория «А») или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»).

Первый контракт о прохождении военной службы с поступающим на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на 3 года; с поступающим на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, — на 5 лет.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащими на срок 3, 5 и 10 лет.

Началом военной службы по контракту считается вступление в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В Вооруженных Силах РФ в настоящее время определен ряд воинских должностей, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен в первую очередь обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на военную службу; должен быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими военнослужащими, уважительно относиться к товарищам, старшим, командирам. Он должен обладать разумной активностью и инициативой, уметь принимать решения при неполной информации и дефиците времени и настойчиво и грамотно реализовывать их, обладать эмоциональной устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к психологическим и физическим перегрузкам. Он должен в полной мере обладать теми качествами, которые характеризуют профессионализм военнослужащего, т.е. умением в любых условиях наиболее эффективно использовать вооружение и военную технику для достижения победы в бою.

Проходящие военную службу по контракту имеют статус военнослужащих и обладают всеми правами и свободами, установленными законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют ряд дополнительных прав и льгот по сравнению с теми, кто служит по призыву. Они имеют право на изменение места военной службы, в том числе и на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, по состоянию здоровья военнослужащих и членов их семей.

Контрактники имеют право при увольнении с военной службы на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте России.

Время прохождения военной службы по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством России. Исключение составляет несение боевого дежурства, учения, походы кораблей и другие мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничений общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Ежегодно данной категории военнослужащих предоставляется основной отпуск, продолжительность которого устанавливается в зависимости от общей продолжительности военной службы.

Увольнение с военной службы

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями, с невыполнением им условий контракта.

Контрольные вопросы:

1. Назовите категории граждан, имеющих право заключить контракт о прохождении военной службы.

2. Перечислите требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

3. Из какого расчета время прохождения военной службы по контракту засчитывается в трудовой стаж?

4. Назовите причины, по которым может быть уволен военнослужащий, проходящий военную службу по контракту.

Тема 3.8.: Альтернативная гражданская служба.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 —1763 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, проповедовавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом менонитам была предоставлена льгота — освобождение от военной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В результате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ношения оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло определенные обязательства по их содержанию: выделяло денежные средства для выплаты поденной платы рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» — так назывались первые «альтернативщики» — формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно-административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. Были случаи отказа и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Согласно этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в госпиталях либо заниматься другой общественно полезной работой, также предусматривалась возможность полного освобождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направлении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзывы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава — «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взглядов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной военной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение призывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми — жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой признается:

-      если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина;

-      если он относится к коренному малочисленному нар«ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной комиссией района, или города без районного деления, или иного муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.09 с.)