Судебный конституционный контроль как средство охраны и защиты конституции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный конституционный контроль как средство охраны и защиты конституции



Специфическим видом охраны и защиты конституции служит конституционный контроль, т. е. проверка на соответствие конституции законов и других нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти и других субъектов права в целях утверждения конституционности и конституционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их деятельность.

Именно судебный конституционный контроль является наиболее действенным и эффективным в охране и защите конституции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодательной и исполнительной ветвей власти. Определяющее значение судебного конституционного контроля в механизме охраны и защиты конституции обусловлено:

· целью и задачами обеспечения верховенства, высшей юридической силы, прямого действия конституции на всей территории государства;

· распространением конституционного контроля на сферу деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

· постоянным осуществлением конституционного контроля в специальной процессуальной форме конституционного судопроизводства;

· обязательной юридической силой решений органов, его осуществляющих, для всех субъектов права.

В Российской Федерации судебный конституционный контроль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномочий — суды обшей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г. и сформирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека.

С момента создания Конституционного Суда РФ (1991 — 1993 гг.) конституционный контроль осуществлялся на основе Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 105 и др.) и Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР». В этот период им было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, указов Президента РФ и т. п.), восемь — по индивидуальным жалобам граждан.

Первые два года деятельности Конституционного Суда РФ были для него непростыми. Иначе и не могло быть. Конституционный Суд РФ — детище времени, своего общества, в котором происходят качественные преобразования. Нельзя не учитывать решающего воздействия комплекса объективных и субъективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в России в этот период, противоречивости этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости.

В условиях острой политической борьбы в российском обществе, постоянного и разрастающегося противостояния Президента и парламента, переходящего в прямой конфликт. Деятельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции РФ актов указанных властных органов не могла не приобрести острополитического характера. В деятельности Конституционного Суда РФ наступил кризис, что дало основание Президенту РФ в Указе от 7 октября 1993 г. № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» согласиться с решением Конституционного Суда РФ о временном прерывании своих заседаний по рассмотрению конкретных дел до принятия новой конституции.

Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.) был посвящен подготовке нового закона о Конституционном Суде РФ на основании Конституции РФ 1993 г., которая определила состав и порядок назначения судей, полномочия Конституционного Суда РФ, субъектов обращения в Суд, юридические последствия признания Судом неконституционными актов или их отдельных положений, международных договоров.

Современный этап деятельности Конституционного Суда РФ начался после вступления в силу Закона о Конституционном Суде РФ и формированием полного состава Суда.

Согласно ст. 1 данного Закона Конституционный Суд РФ определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Как орган государственной власти он стоит в одном ряду с такими высшими органами, как глава государства, парламент и правительство. Целью его деятельности является охрана и защита Конституции РФ, обеспечение верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ в законодательной, исполнительной и судебной деятельности на всей территории Российского государства. Задачами Конституционного Суда РФ служат обеспечение и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных идеалов и ценностей.

Цель и задачи Конституционного Суда РФ обусловливают осуществление им таких основных функций, как защита прав и свобод человека и гражданина; толкование Конституции РФ; конституционный контроль законов и других нормативных правовых актов; разрешение споров о компетенции между органами публичной власти. Ему присущи и некоторые дополнительные функции: содействие законодательной деятельности; дача экспертных заключений; осуществление регистрационных актов (операций) по вопросам конституционного значения.

Основные и дополнительные функции Конституционного Суда РФ реализуются через полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде и Законом о референдуме.

Конституционный Суд РФ своей деятельностью оказывает значительное воздействие на функционирование органов публичной власти в сфере их нормотворчества и правоприменения, исключая из правового поля положения федеральных законов, других нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции РФ, корректируя правоприменительную практику, в том числе административную и судебную, выявляя конституционно-правовой смысл законов, разрешая споры о компетенции, защищая конституционные права и свободы граждан и их объединений, официально толкуя Конституцию РФ.

Конституционный Суд РФ в известном смысле и в известных пределах развивает конституционное право, определяет стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства. Он одновременно создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Он играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране.

Конституционный Суд РФ последовательно придерживается стратегической линии защиты конституционных принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и других основ конституционного строя. При этом Конституционному Суду РФ приходится подчас решать вопросы сочетания, баланса действия тех или иных конституционных принципов, разрешение конфликта частных и публичных интересов, поиска оптимального конституционно-правового решения возникающих проблем. Он играет положительную роль в утверждении в Российской Федерации международно-правовых стандартов в защите прав и свобод человека и гражданина, иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Судебный конституционный контроль в Российской Федерации наряду с Конституционным Судом РФ осуществляют конституционные и уставные суды субъектов РФ. Право субъектов РФ создавать конституционные и уставные суды вытекает из положений Конституции РФ, предусматривающей, что республики и другие субъекты РФ функционируют на основе своих учредительных актов — конституций и уставов, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию самих субъектов РФ. Конституционные и уставные суды действуют в 16 субъектах РФ.

Конституционные и уставные суды являются хранителями и защитниками конституций и уставов субъектов РФ, закрепленных ими ценностей, превращают их в реально действующее право. Они позволяют существенно усилить защиту прав и свобод личности, поднять качество законотворчества, самого законодательства в субъектах РФ.

Деятельность конституционных и уставных судов направлена на децентрализацию государственной власти по вертикали. Она привносит в политику субъектов РФ специфику, способствует поддержанию политической стабильности и самодостаточному развитию субъектов РФ, более полной реализации принципа разделения властей, сотрудничеству и взаимодействию законодательных и исполнительных органов публичной власти.

Суды обшей и арбитражной юрисдикции осуществляют конституционный контроль в рамках своей компетенции в тесном единстве с контрольной деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, создавая единое конституционно-правовое пространство, что особенно важно в условиях федеративного устройства Российского государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.008 с.)