Принцип романтической иронии в романе Э. Т. А. Гофмана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип романтической иронии в романе Э. Т. А. Гофмана



ПЗ№ 1-2

Принцип романтической иронии в романе Э. Т. А. Гофмана

“Житейские воззрения кота Мурра…” (4 часа).

План:

1. Значение заголовка к роману.

2. Особенности композиции романа: принцип контраста в композиции и стиле (привести примеры из текста); принцип романтической иронии в композиции романа.

3. Образ Мурра, его значение, способы создания образа:

 а) речь Мурра: черты высокого стиля (выделить слова высокой лексики, литературные и мифологические реминисценции, метафоры, перифразы, эпитеты и т. п.), выделите элементы просторечия в его “Записках”;

 б) разница между предметом разговора и стилем повествования как основа комической трактовки образа (определите тему отрывка и способы ее воплощения);

 4. Тема Крейслера:

 а) стилистическая организация отрывка, посвященного Крейслеру;

 б) как выявляет себя рассказчик? В чем функция его вмешательства в повествование?

в) образ Крейслера. Какими средствами создается образ? Появление героя, отношение к нему действующих лиц. Внешность, манера поведения. Особенности речи Крейслера.

 г) тема музыки в отрывке, ее стилистическое оформление;

 д) принцип романтической иронии.

Рекомендуемая литература:

Гофман Э. Т. А. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 1-3. – М., 1962

Миримский И. Гофман // История немецкой литературы в 5-ти томах. – М.: АНСССР, 1966. – т. 3. – С.209-231.

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. – С. 525-537.

Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века). – Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1977.

Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э. Т. А. Соб. соч. в 6-ти т. – Т. 1. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 5-26.

Тертерян И. А. Романтизм // История всемирной литературы в 9-ти томах. – М.: Наука, 1989. – Т. 6. – С. 16-27.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: Учебник. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.135-141.

Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: методическое пособие. – М: Дрофа, 2005. – С. 224-291.

                                                      ПЗ№3

Гофман. Сказка «Золотой горшок»

План:

1. Основные сюжетные события.

2. Как в сказке отражается романтическое двоемирие?

3. Ансельм – стопроцентный ли романтический герой? Между чем и чем он выбирает? О чем он мечтает в 1 главе? Его мечты романтические или обыкновенно-прозаические?

4. Образ Вероники – положительный или отрицательный? Она мещанка или просто обыкновенная девушка?

5. Как в 8 главе называется наше время, наш человеческий мир по сравнению с волшебной страной Антлантидой?

6. Почему в 10 главе, когда Ансельм сидел в склянке, он страдал, а другие молодые люди, сидевшие рядом, не чувствовали никакого стеснения, думая, что они просто прогуливаются в лесу? Склянка – это символ чего?

7. Каков смысл сказки, раскрывающийся в 4 главе и в конце заключительной 12 главы?

                            Рекомендуемая литература:

Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок» - любое издание.

Ботников А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М., 2005.

Манакова Н.Н. Художественный мир Гофмана // Наука и школа. – 1999. - № 3-4. – С.42-46.

Сафрански Р. Гофман. – М., 2005.

ПЗ № 4

Подстрочник

  Сосна стоит одиноко на севере,

на голой вершине.

  Ее клонит ко сну, белым покрывалом

 окутывают ее лед и снег.

  Она видит сон о пальме, которая далеко

на востоке одиноко и молча

  грустит на раскаленном

уступе скалы.

Перевод Ф.Тютчева Перевод А.Фета

На севере мрачном, на дикой скале На севере диком дуб одинокий

Кедр одинокий под снегом белеет,     Стоит на пригорке крутом;

И сладко заснул он в инистой мгле,   Он дремлет, сурово покрытый

И сон его вьюга лелеет.              И снежным и льдяным ковром.

Про юную пальму все снится ему,     Во сне ему видится пальма

Что в дальних пределах Востока,    В далекой восточной стране,

Под пламенным небом, на знойном холмуВ безмолвной, глубокой печали

Стоит и цветет, одинока... (1827)                      Одна на горючей скале (1841)

ПЗ № 5

ПЗ № 6

Джон Китс «Баллада о прекрасной и жестокой даме» ( "LaBelleDamesansMerc" )

План:

1. Краткая биографическая справка о Д. Китсе.

2. Общие сведения о творчестве поэта.

3. Переводы баллады (А. Щедрецова, В. Левик, Л. Внуковой).

4. Почему название английской баллады на французском языке?

5. Романтическая поэтика баллады (образы, лексика, строфика, ритмика).

6. Связующая антитеза – страшная реальность и прекрасный воображаемый мир – найти доказательства этого в тексте баллады.

7. Подготовить доклад на тему: «Образ Прекрасной Дамы Китса в живописи».

        Рекомендуемая литература:

Текст баллады – любое издание.

Поэзия английского романтизма. - М., 1975.

Дьяконова Н.Я. Китс и его современники.- М.: Наука, 1973.

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. - М., 1960.

Сухарев С. Краткая летопись жизни и творчества Джона Китса. В кн.: Джон Китс. Стихотворения. - Л., "Наука", Ленинградское отделение, 1986.

Толмачев В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности. - М.: МГУ, 2000. - С.104-116.

ПЗ№ 7-8 (4 часа)

ПЗ№ 9

ПЗ№ 12

ПЗ № 13

ПЗ № 14

Поэзия По

(«Ворон», «Колокола»)

План:

1. Переводы стихотворения «Ворон». Обоснуйте свой выбор перевода. В каком из переводов наиболее точно передается мелодика стиха, настроение, проблематика?

2. Вариации в толковании символов стихотворения (ворон, комната, буря, полночь, декабрь, бюст Паллады). Цветовая гамма в стихотворении. Символика каждого из цветов

3. Интерпретация художественных приемов (аллитерация, повторы, интонация).

4. Система образов в стихотворении. Особенности образа лирического героя.

5. Особенности хронотопа в стихотворении.

6. История создания и публикации ономатопоэтического стихотворения По «Колокола» или «Звон» или «Колокола и Колокольчики (англ. TheBells).

7. Переводы В. Брюсова и К. Бальмонта. На каком варианте вы остановились и почему?

8. Почему стихотворение называют ономатопоэтическим (поэтическая техника сочетания размеров и строф, внутренняя рифма, аллитерация, звукоподражание, ритмичность, музыкальность, передающие все оттенки колокольного звона)?

9. Образная система, символика, лирические сюжеты стихотворения.

10. Подготовить выразительное чтение понравившихся отрывков стихотворений По.

                             Рекомендуемая литература:

Аллен Г. Эдгар По. М., 1987 (сер.ЖЗЛ).

Ковалев Ю. В. Эдгар АлланПо, новеллист и поэт. Л., 1984.

Венедиктова Т. Д. Поэтическое искусство США: современность и традиция. М., 1988. С. 37–42.

Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

Апенко Е. М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.

 Бальмонт К. Гений открытия. http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0170.shtml

 Шелгунов Н.В. Эдгар По, как психолог http://az.lib.ru/s/shelgunow_n_w/text_1874_edgar_poe_kak_psiholog.shtml

Аллен Г. Эдгар По. - М., 1984.

 Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. - М., 1975.

Ковалев Ю.В. Эдгар Алан По. Поэт и новеллист.- Л., 1984.

Литературная история США: В 3-х тт. - М., 1978. - Т.2.

 Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э.По // Полное собрание рассказов Э.По. - М., 1970.

Тугушева М. Под знаком четырех. - М., 1991.

Эстетика американского романтизма. - М., 1977.

                                              

Художественные тексты для обязательного прочтения:

1. Новалис. Генрих фон Офтердинген. Гимны к Ночи.

2. Тик Л. Белокурый Экберт..

3. Клейст Г. Пентесилея. Михаэль Кольхаас. Маркиза Д' О. Землетрясение с Чили и др. новеллы.

4. Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. Житейские воззрения кота Мурра.

5. Гейне Г. Книга песен.

6. Альфред де Мюссе «Исповедь сына века»

7. Жорж Санд «Индиана», «Валентина», «Консуэло».

8. Байрон Ч.Г. Н. Лирика. Корсар. Паломничество Чайльд-Гарольда. Дон-Жуан.

9. Шелли П. Б. Лирика.

10. Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные».

11. Остин Д. Гордость и предубеждение. Эмма. Чувство и чувствительность. Нортенгерское аббатство. Мэнсфилд-парк (1 роман на выбор).

12. 17. Китс Д. Лирика.

13. 19. Скотт В. Айвенго.

14. Кольридж С. Баллада о старом мореходе. Кристабель.

15. Вордсворт У. Люси. Нас семеро. Кукушка. Нарциссы. Англия. 1802 г. Созданьем зыбкой красоты казались мне ее черты. Сожаление. Моя любовь любила птиц, зверей.

16. Саути Р. Доника. Адельстан. Суд божий над епископом. Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди.

17. По Э. А. Ворон. Колокола. Новеллы.

Учебники и учебные пособия:

Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.

Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.

Зарубежная литература XIX века: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.

Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.

Исаева Е. В. Практические занятия по зарубежной литературе XIX века — “Романтизм”. Учебно-методическое пособие для студентов стационара и ОЗО. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.

Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов (Гриф УМО). 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: Учебник. М.: Флинта: Наука, 2003.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: “Академия”, 2007.

Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века: Романтизм. Учебное пособие. М.: Флинта, 2002.

Курдина Ж. В., Модина Г. И. история зарубежной литературы XIX века: Романтизм: учебное пособие. М. Флинта, 2010.

Дополнительная литература:

Аллен Г. Эдгар По. М., 1982.

Бальмонт К. Романтики: Призрак меж людей // Бальмонт К. Избранное. М., 1990.

Бальмонт К. Гений открытия // Э. А. По. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1993.

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

Берковский Н. Я. Клейст // Клейст Г. фон Обручение на Сан-Доминго. С-Пб.: “Азбука”, 2000. С. 365-442.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

Ботникова А.Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.

Великий романтик Байрон и мировая литература. М.. 1991.

Вульф. В. Джейн Остин // Остин Дж. Эмма: Роман / пер с англ. СПб.: Издательский дом “Азбука-классика”, 2007. С. 531-541.

Гражданская З. Т. От Шекспира до Шоу: Английские писатели XVI-XX вв. М.: Просвещение, 1992.

Гумилев Н. Поэма о старом моряке С. Т. Кольриджа // Гумилев н. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1991

Гусманов И. Г. Лирика английского романтизма. Орел, 1985.

Долинин А.А. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. М: Книга, 1988.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М, 1978.

Дьяконова Н. Вильям Вордсворт: поэзия о поэзии // Известия РАН. Сер. Литературы и языка. 2008. № 6. С.17-24.

Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

Елизарова М. А., Колесников Б. И. История зарубежной литературы XIX века. М., 1972.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: методическое пособие. М: Дрофа, 2005.

Иванько С.С. Фенимор Купер. М.: Молодая гвардия, 1990.

История всемирной литературы: в 9-ти т. М., 1989. Т. 6.

История зарубежной литературы XIX века./ Под ред. Засурского Я. Н., Тураева С. В. М., 1982.

История зарубежной литературы XIX века. Т.1. М., 1991.

История зарубежной литературы XIX века стран Европы и США / Под ред. Дмитриева А. С. Ч. I. М.: МГУ, 1983.

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. М., 1991.

История зарубежной литературы XIX века. Ч. I. / Под ред. Михальской Н. П. М., 1991.

История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М.. 1990.

Карельский А. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: изд-во МГУ, 1980.

Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). М., 1984.

Михайлов А. В. О немецкой романтической поэзии // Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература. 1985. С. 3-24.

Михайлова И.Н., Петраш Е. Г. Искусство и литература Франции с древних времен до XX века. М.: КДУ, 2005.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М, 1968.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

Пирсон Х. Вальтер Скотт. 2-е изд. М.: Книга, 1983.

Путеводитель по английской литературе / Под ред. Дрэббл М., Стрингер Дж. М: Радуга, 2003.

Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм. Романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Реизов Б. Г. Французский романтизм XIX века. М., 1969.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958

Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман // Литература (Приложение к “Первому сентября”), 2004, № 4.

Свердлов М. Роман-драма: Виктор Гюго // Литература (Приложение к “Первому сентября”), 2005, № 8.

Соколова Т.В. Философская поэзия А. де Виньи. Л., 1981.

Сумм Л. Письма тети Джейн // Остин Д. Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство: романы / Пер. с англ. М.: Эксмо. 2008. С. 7-25.

Урнов Д. Живое пламя слов // Поэзия английского романтизма. М.: Художественная литература, 1975. С. 5-24.

Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

Халтрин-Халтурина Е. Диптрих С. Т. Кольриджа “Кристабель” и милтоновские традиции Е. Халтрин-Халтурина // Известия РАН.Сер. Литературы и языка. 2008. № 6. С. 24-38.

Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе. Средневековая модель и ее разрушение. М, 1997.

Шайтанов И. О. Байрон // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. М.: Просвещение, 1997.

Шайтанов И. Литература отправляется на расследование: По; Диккенс // Литература (Приложение к “Первому сентября”), 2002, № 43.

Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики: Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. М.: Наследие, 1995.

Эти загадочные англичанки...: Элизабет Гаскелл, Вирджиния Вулф, МюриэлСпарк, Фей Уэлдон пишут о сестрах Бронте, Мери Шелли, Джейн Остин / Сост. Гениева Е.Ю. М.: РУДОМИНО, 2002.

Электронные версии художественных текстов по курсу содержатся в библиотеке Максима Мошкова.

Сайт Гофмана – http://etaqofman. narod. ru //

СайтНовалиса – http:// www. Novalis.ru /about.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-dzhona-kitsa-i-filosofiya-romanticheskoi-poezii#ixzz2GqBQFm37

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Список текстов для конспектирования по курсу «История зарубежной литературы XIX века (романтизм)»

Шлегель Ф.  Из «Атенейских фрагментов» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 55-59.

Новалис. Фрагметы // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 94-108.

Вордсворт У. Предисловие к «Лирическим балладам» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 261- 278.

Кольридж С.Т. Из «Литературной биографии». Аллегория. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 279-293, 297-299.

Шелли П.Б. Защита Поэзии. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 325-348.

Сталь А-Л-Ж. де. О литературе в ее связи с общественными установлениями. О Германии. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 374-391.

Шатобриан Ф.Р. де.  Предисловие к «Атала» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 395-403.

Гюго В. Из предисловия к драме «Кромвель». Предисловие к сборнику «Новые оды». // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 436-443, 447-458.

Виньи А. де. Размышления о правде в искусстве. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Из-во МГУ, 1980. – С. 420-424.

 

ПЗ№ 1-2

Принцип романтической иронии в романе Э. Т. А. Гофмана

“Житейские воззрения кота Мурра…” (4 часа).

План:

1. Значение заголовка к роману.

2. Особенности композиции романа: принцип контраста в композиции и стиле (привести примеры из текста); принцип романтической иронии в композиции романа.

3. Образ Мурра, его значение, способы создания образа:

 а) речь Мурра: черты высокого стиля (выделить слова высокой лексики, литературные и мифологические реминисценции, метафоры, перифразы, эпитеты и т. п.), выделите элементы просторечия в его “Записках”;

 б) разница между предметом разговора и стилем повествования как основа комической трактовки образа (определите тему отрывка и способы ее воплощения);

 4. Тема Крейслера:

 а) стилистическая организация отрывка, посвященного Крейслеру;

 б) как выявляет себя рассказчик? В чем функция его вмешательства в повествование?

в) образ Крейслера. Какими средствами создается образ? Появление героя, отношение к нему действующих лиц. Внешность, манера поведения. Особенности речи Крейслера.

 г) тема музыки в отрывке, ее стилистическое оформление;

 д) принцип романтической иронии.

Рекомендуемая литература:

Гофман Э. Т. А. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 1-3. – М., 1962

Миримский И. Гофман // История немецкой литературы в 5-ти томах. – М.: АНСССР, 1966. – т. 3. – С.209-231.

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. – С. 525-537.

Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века). – Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1977.

Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э. Т. А. Соб. соч. в 6-ти т. – Т. 1. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 5-26.

Тертерян И. А. Романтизм // История всемирной литературы в 9-ти томах. – М.: Наука, 1989. – Т. 6. – С. 16-27.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: Учебник. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.135-141.

Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: методическое пособие. – М: Дрофа, 2005. – С. 224-291.

                                                      ПЗ№3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.217.184 (0.09 с.)