Горьковчане в великой отечественной войне 1941-1945 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горьковчане в великой отечественной войне 1941-1945 гг.



Во время Великой Отечественной войны на территории г. Горького и области формировались воинские части и соединения для Красной Армии. Это были стрелковые дивизии и танковые бригады, танковый корпус, подразделения лыжников, дивизион бронепоездов. Горьковчане вливались в авиационные части, пополняли экипажи морских судов и подводных лодок, воевали в кавалерии и артиллерии, сражались на всех фронтах. Славную биографию имеет 137 стрелковая Бобруйская дивизия, в которой были преимущественно горьковчане. Она участвовала в ликвидации Орловского плацдарма гитлеровских войск, первой форсировала Десну, освобождала Украину и Белоруссию, первой вступила на территорию Южной Пруссии, активно участвовала в ликвидации восточно-прусской группировки противника. Таким же героическим был путь 322-й стрелковой Житомирской дивизии, 279-й стрелковой Лисичанской, 85-й гвардейской стрелковой Рижской, 89-й гвардейской стрелковой Белогородско-Харьковской, 8-го гвардейского танкового корпуса, Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов, артиллерийских полков и других частей и соединений, которые формировались в Горьком, и в которые входило много горьковчан. Более трехсот наших земляков заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а генералы В.Г.Рязанов и А.В.Ворожейкин удостоены этого звания дважды. Сорок восемь человек стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. Многие земляки совершили настоящие подвиги: закрывали грудью амбразуры вражеских дзотов, бросались под вражеский танк со связкой гранат, таранили на самолетах фашистские бомбардировщики, взрывали свои машины, чтобы пламенем предупредить товарищей о высадке десанта противника, таранили на горящем танке вражеский бронепоезд… Не менее героическим был труд тыловиков. На предприятиях области выпускались танки, самолеты, самоходные установки, танковые моторы, минометы, знаменитые "катюши" и другая военная продукция, шилось военное обмундирование. За образцовое выполнение заданий по выпуску военной продукции правительство наградило коллективы Горьковского автозавода и завода им. С. Орджоникидзе орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Завод "Красное Сормово" награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Орденом Ленина были награждены заводы "Красная Этна", имени В.И.Ленина, Богородский ремонтный завод. Правительственными наградами был отмечен труд выксунских и кулебакских металлургов, дзержинских химиков. Горьковская железная дорога стала одной из ведущих магистралей страны, она перевозила огромное количество грузов. Для нужд фронта были оборудованы вагоны-пекарни, вагоны-бани. В битве за Сталинград отличились наши речники. Суда Верхне-Волжского речного пароходства под непрерывными бомбежками и обстрелами вывозили из осажденного города раненых, эвакуировали гражданское население, доставляли оружие, боеприпасы, продовольствие. Жители области создавали фонды обороны, куда вносили свои денежные средства. На них строились танки и самолеты. Тысячи горьковчан, прежде всего женщин, в годы войны стали донорами. Несмотря на то, что вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин и детей, планы урожайности по основным культурам ежегодно перевыполнялись. За годы войны горьковские колхозы дали государству около 70 млн. пудов хлеба, десятки тысяч тонн картофеля, овощей, тысячи тонн мяса, молока. При том, что сами питались картофельным хлебом, добавляя в него крахмал, полученный из гнилой картошки, оставшейся после уборки на полях. В картофельное тесто добавляли головки клевера и пекли лепешки – почти единственное доступное лакомство. Доходы от личного подворья уходили на уплату государственных налогов. В городах так же, как и в колхозах, на рабочие места ушедших на фронт мужчин вставали женщины, дети и старики. За одну смену выполняли 2-3-х сменную норму выработки. Питание было скудное: 800 граммов хлеба для работающих на тяжелых работах, 500 г – для остальных, на иждивенцев – 300 г. В обед выдавали бесплатный талон, по которому в столовой полагалось 200 г хлеба, первое и второе: летом - щи из крапивы со свекольной ботвой и жидкая овсяная каша, зимой - овсяные каша и суп. По карточкам повышенной категории (как, например, в Дзержинске) полагалось от 700 до 1000 г хлеба в день. Несмотря на тяжелое бытовое и продовольственное положение, во время войны область приняла десятки тысяч детей, эвакуированных из западных районов страны. Детские дома и интернаты были созданы в 18-и районах области – Шатковском, Перевозском, Сергачском, Пильнинском, Дальнеконстантиновском, Городецком и других. Особенной заботой были окружены дети из блокадного Ленинграда, которым привозили продукты питания жители многих окрестных деревень и сел. В Шатковском районе находится памятник и могила известной ленинградки Тани Савичевой, небольшой дневник которой послужил одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. За выдающиеся заслуги горьковчан в годы войны область в 1967 году была награждена орденом Ленина.

Послевоенное развитие

После войны необходимо было восстанавливать мирное хозяйство. Год от года росли объемы производства, и в 1948 году довоенный уровень выпуска продукции был превзойден. В послевоенные годы ГАЗ освоил выпуск легковых машин "Победа", "Волга", "Чайка". Появились сухогрузные теплоходы, винтовые буксиры, бензоналивные баржи, построенные сормовичами. В 1957 году "Красное Сормово" выпускает новое скоростное судно на подводных крыльях "Ракета". Завод "Двигатель революции" начал выпускать гидротурбины для электростанций и электробуры для нефтяников. Павловский завод автотракторных инструментов, получив новые производственные мощности, стал выпускать автобусы. Одними из крупнейших предприятий по производству химических удобрений, смол, капролактама, сырья для капрона и нейлона становятся дзержинские "Капролактам" и Чернореченский комбинат. В 1953 году Горьковский станкозавод выпустил продольно-фрезерный станок с полной автоматизацией оборудования. Таких станков мировая промышленность еще не знала. В 1948 году начато строительство Горьковской ГЭС, которое вызвало к жизни новый город. Поселок сначала назывался по имени своего "старшего брата" - Городец-2. Затем стал именоваться Заволжье. С 1964 года он получил статус города. Заволжье - город не только энергетиков. В 1960 году здесь дал первую продукцию Заволжский моторный завод. В те же годы, когда возводилась Горьковская ГЭС, огромная строительная площадка возникла возле древнего села Кстово. Здесь началось сооружение мощного нефтеперерабатывающего завода, первая очередь которого была пущена в эксплуатацию в 1958 году. Сюда поступала нефть из Татарстана. Вместе с заводом росло и село. В 1954 году Кстово было переименовано в рабочий поселок. С 1957 года поселок стал настоящим современным городом. Одновременно со строительством нефтеперерабатывающего завода шло сооружение крупной теплоэлектроцентрали. В 1956 году Новогорьковская ТЭЦ, работающая на мазуте и природном газе, вступила в строй. Развивалось и сельское хозяйство, обеспечивая быстро растущие города качественными продуктами питания. Укрупнение хозяйств дало возможность шире применять технику на полях и фермах, совершенствовать технологию сельскохозяйственного производства. Многие колхозы области становятся высокорентабельными, доходными хозяйствами. Весомую помощь селу оказывали шефствующие организации. На заводе "Красное Сормово", например, рабочие во внеурочное время изготавливали для "своих" колхозов тракторные прицепы, культиваторы, окучники; на автозаводе был создан специальный цех по строительству животноводческих помещений, в село выезжали ремонтные и строительные бригады, рабочие помогали собирать урожай. В 1946 году начались занятия в Государственной консерватории В этот период действовало 10 высших учебных заведений. В годы послевоенных пятилеток был создан Научно-исследовательский радиофизический институт, который изучал проблемы радиофизики, радиоастрономии и электроники. В 1964 году вступила в строй единая глубоководная система Волго-Балт. С этого года г. Горький получил выход к пяти морям: Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому. В 70-х годах начали действовать заводы керамзитового гравия в Выксе, хромовых кож в Богородске, дрожжевой в Сергаче. На Выксунском металлургическом заводе освоено трубное производство. Область становится крупным поставщиком труб для нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.

"Закрытый" город

Многие десятилетия город Горький (Нижний Новгород) был "закрытым" городом, поскольку самые мощные его предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты выпускали военную продукцию: атомные подводные лодки, истребители МИГ-29 и сверхзвуковые самолеты-перехватчики МИГ-31, танки, орудия и многое другое. В начале 90-х годов город "открыли" как свидетельство расширения гласности. С этого же времени стал возможным обнаружить на картах области город Саров - родину русской атомной бомбы, город, где находится Федеральный Ядерный центр России. С Нижним Новгородом тесно связано имя Андрея Дмитриевича Сахарова - физика и общественного деятеля, одного из создателей водородной бомбы и активного сторонника запрета ядерного оружия. Он много и плодотворно работал в Сарове (Арзамасе-16). В 1975 году ему была присуждена Нобелевская премия мира, еще через год он был избран вице-президентом Международной лиги прав человека. В январе 1980 года он выразил открытый протест против ввода советских войск в Афганистан, в связи с чем был лишен всех правительственных наград и премий (звания трижды Героя Социалистического Труда, Государственной и Ленинской премий) и выслан в Горький. Только в декабре 1986 года Михаил Горбачев вернул Сахарова в Москву.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)