![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология исторической наукиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение). Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования. К методам изучения истории относятся следующие: 1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени. 2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов 3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений. 4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени. 5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития. В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования: 1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию. 2. Принцип историзма, является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки. 3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений. 4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.
Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории. Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:
1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа. 2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда. 3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди. 4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития. 5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития. В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный. 1. Формационный подход, преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история – это борьба классов. 2. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гг.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гг.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский. В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций: 1. Как синоним культуры (А. Тойнби). 2. Как определенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3. Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса. Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.
Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся: 1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.) 2. Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.) 3. Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.) 4. Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.) 5. Кино-фото-документы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.78.86 (0.009 с.) |