Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология исторической науки
Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение). Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования. К методам изучения истории относятся следующие: 1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени. 2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов 3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений. 4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени. 5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития. В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования: 1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию. 2. Принцип историзма, является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки. 3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений. 4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.
Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории. Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:
1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа. 2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда. 3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди. 4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития. 5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития. В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный. 1. Формационный подход, преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история – это борьба классов. 2. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гг.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гг.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский. В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций: 1. Как синоним культуры (А. Тойнби). 2. Как определенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3. Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса.
Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни. Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся: 1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.) 2. Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.) 3. Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.) 4. Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.) 5. Кино-фото-документы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.007 с.) |