Внутренняя организация государственной Думы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя организация государственной Думы



Рассмотрев в предыдущей главе вопросы общего характера, статус депутатов и порядок формирования, зная общие положения, можно перейти к рассмотрению следующего вопроса – Деятельности государственной думы и её внутренней организации. Саму внутреннюю организацию любой из палат парламента определяет принимаемый ими регламент Анализируя ч. 4 ст. 101 Конституции Российской Федерации, предусматривающую, что каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент, Е.И. Козлова приходит к выводам[11], что:

1) принятие регламента является обязательным для осуществления полномочий палаты;

2) принятие единого (общего) регламента Федерального Собрания не предусмотрено;(это по объективным причинам невозможно, так как у палат различные полномочия и порядок деятельности)

3) регламент - это внутренний акт палаты со специфической сферой регулирования отношений

Непосредственно Регламент[12] Государственной Думы был принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД, он прилагается к самому постановлению Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом. Предмет Регламента Государственной Думы — внутреннее устройство, Совет Государственной Думы, комитеты и комиссии, фракции, общий порядок работы, законодательный процесс, порядок решения вопросов, отнесенных к ведению палаты и т.д

Председатель Государственной Думы не обладает особыми полномочиями в отношении депутатов и палаты в целом. Основные его функции и полномочия сводятся к ведению заседаний палаты и обеспечению ее внутреннего распорядка, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.(ст 8.1 регламента). Выдвигаемые фракциями кандидаты в председатели и их заместители выступают на заседании Государственной Думы и отвечают на вопросы депутатов, депутаты вправе высказаться за или против кандидата. Важно отметить, что в целях сохранения политического плюрализма и соответствия принципам демократии, председатель, и его заместители не могут состоять в одной фракции. Самоотвод кандидатов происходит без голосования.

Председатель Государственной Думы: (согласно статье 11)

Ведёт заседания палат, ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом, организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы, а также направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации. Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутренней деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.

Внутренне Государственная Дума сложно организована, следовательно внутренний распорядок в ней необходимо регулировать. В этой цели создаётся Совет Государственной Думы (Статья 13).

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты и это является его основной функцией. В его состав с правом решающего голоса входят Председатель Государственной Думы и его заместители. В работе Совета могут принять участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители этих комитетов. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета. Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Думы или один из его заместителей, ведущий заседание Совета. Совет Думы играет роль центра планирования, координатора различных направлений деятельности, главным образом, законотворческой. Он, к примеру, формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию, назначает профильный комитет, ответственный за подготовку законопроекта. Совет Думы созывает по предложению Президента РФ или требованию депутатской фракции внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения, принимает решение о проведении парламентских слушаний, утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств. В ведении Совета Думы находится много иных разноплановых вопросов: представительских, организационных, контрольных и т.д. Следует отметить, что совет государственной думы по своим функциям схож с функциями председателя, и все эти органы играют важнейшую роль для нормальной эффективной работы Государственной Думы,  но поскольку председатель один, и он, в основном определяет порядок деятельности Думы, совет принимает на себя больше полномочий, что также можно увидеть по его коллегиальному составу.

Депутаты, выдвинутые от политической партии, организуются в депутатские объединения – Фракции (статья 16).

В общих чертах, фракции – организация депутатов одной политической партии, выражающие волю избирателей, легальное определение фракции таково: Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся политической партией в качестве кандидатов в составе федерального списка кандидатов, и все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся этой политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Во фракцию[13] в обязательном порядке входят все депутаты, избранные в составе того или иного списка кандидатов. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и его заместителя (заместителей). В составе фракции численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы численностью не менее 50 народных избранников. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции. Решения фракции принимаются открытым (как правило) или тайным голосованием большинством голосов от общего числа входящих во фракцию депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Регламентом Думы или положением о фракции. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Он вправе покинуть фракцию, подав в Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации соответствующего заявления. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции, а также при несоблюдении им требований Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» его полномочия прекращаются. Проект постановления Думы о досрочном прекращении полномочий депутата вносится на рассмотрение палаты Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Днем прекращения полномочий депутата считается день принятия соответствующего решения. Следует подчеркнуть, что фракции существуют практически во всех парламентах мира, и их существование означает развитость демократических институтов, парламентаризма и соответствие распределения мандатов современным принципам политического плюрализма, однако это не исключает возможности доминирования одной фракции в парламенте, что также является дискуссионным вопросом. Так, например, в России последние 15 лет в нижней палате доминантное положение по количеству мандатов от кандидата одной партии занимает партия «Единая Россия».

Важнейший внутренний элемент Государственной Думы – образуемый в соответствии со статьёй 101 частью 3 Конституции РФ – Комитеты и комиссии

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии. По Регламенту ГД комитеты формируются на основе принципа пропорционального представительства фракций. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Комиссии ГД образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. В настоящий момент, в Думе седьмого созыва действуют следующие комитеты.

Комитет по: 1)Безопасности и противодействию коррупции, 2)Бюджету и налогам,3)Вопросам семьи, женщин и детей,4)Государственному строительству и законодательству,5)Делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками,6) Делам национальностей, 7) Жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, 8)информационной политике, информационным технологиям и связи 9)контролю и Регламенту 10)культуре 11)международным делам 12) обороне 13)образованию и науке 14)охране здоровья 15)природным ресурсам, собственности и земельным отношениям 16)развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений 17)региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, 18)транспорту и строительству,19)труду, социальной политике и делам ветеранов, 20)федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, 21)физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, 22)финансовому рынку, 23)экологии и охране окружающей среды, 24)экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, 25)энергетике. Можно увидеть, что действующие комитеты охватывают большую сферу общественной жизни. В период действия Государственной Думы 7 созыва все 25 комиссий работают в штатном режиме, однако это не исключает возможности создания новых комитетов по мере необходимости. Деятельность комитетов сфокусирована на законотворческих вопросах, касающихся внесения предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию, предварительного рассмотрения законопроектов, подготовки заключений по проектам законов и проектам постановлений Государственной Думы. Комитеты рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; проводят анализ практики применения законодательства; рассматривают обращения граждан. Государственная Дума, образуя комитеты, стремится выдерживать принцип пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но, как правило, не может быть менее 12 и более 35 депутатов. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности, которые предварительно прорабатывают направляемые им законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Думы по представлению фракций. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. Заключая вопрос о комитетах, следует подчеркнуть, что в вопросе организации комитета сохраняется демократизм, заседание будет считаться правомочным, если на нем присутствуют более половины членов комитета, освободить председателя комитета от должности также можно решением более половины от числа членов депутатов Государственной Думы. Перейдём к комиссиям, их в настоящий момент в Государственной Думе 6:

1)Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства 2)Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России 3)Комиссия Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики 4)Комиссия по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

5)Комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности 6)Счетная комиссия

Решения об образовании комиссии, избрании ее руководителей, утверждении состава комиссии, положения о ней принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты. Комиссии играют большую роль в деятельности Государственной Думы. Также для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства, выработки общих решений по иным вопросам ведения Государственной Думы могут формироваться межфракционные рабочие группы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.011 с.)