Тема 16. Жизнь общества как исторический процесс. Проблемы и перспективы современного человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Жизнь общества как исторический процесс. Проблемы и перспективы современного человечества.



1. Понятие истории. Проблема смысла, направленности и типологии исторического процесса.

· концепции общественного прогресса и единой всемирной истории (Ж.А. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.);

· концепции локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др.).

2. Закономерности общественно-исторического процесса. Субъекты, формы и движущие силы истории.

3. Человечество в ХХI веке: особенности и противоречия современной общепланетарной цивилизации. Глобальные проблемы современности, их признаки, сущность и возможные пути решения.

4. Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях. Место и роль России в мировом сообществе: проблема самоопределения.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема насилия и ненасилия в истории.

2. Формационная типология общественно-исторического процесса в оценке историков и философов Новейшего времени.

3. Цивилизационный подход в философии истории: наследие и перспективы.

4. Специфика закономерностей общественно-исторического развития.

5. Концепция социокультурных суперсистем П. Сорокина.

6. Эволюция и революция в общественном развитии.

7. Необходимость и случайность в историческом процессе.

8. Проблема «конца истории» применительно к Западной цивилизации.

9. Прогресс науки и будущее человечества.

10. Глобальные проблемы глобального мира.

11. «Открытое общество» как западная модель глобального мира.

12. Постиндустриальное общество: основные черты и перспективы развития.

13. Национализм и его перспективы в современном мире.

14. Футурология, её возможности и пределы.

Контрольные вопросы и задания

1. Имеется ли общечеловеческое единство и целостность исторического процесса в самой действительности? Если имеется, то в чем конкретно это выражается?

2. Как представляли историю средневековые христианские философы?

3. Назовите основные положения философии истории Г. Гегеля.

4. Из каких теоретических положений исходил К. Маркс, выделяя общественно-экономические формации как конкретно-исторические типы общества?

5. Какой критерий выделения исторических типов общества лежит в основе концепций «постиндустриального» «информационного») общества? Назовите авторов этих концепций.

6. Назовите основные положения, раскрывающие сущность концепций «локальных» культур и цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Дайте сравнительный анализ этих концепций.

7. Если признать, что в истории человечества наблюдается прогресс, то каковы его критерии? Можно ли говорить о существовании универсальных, одинаковых для всех стран и народов критериев прогресса?

8. Кто является главным субъектом исторического процесса?

9. Какова роль социальных революций в историческом процессе? В каких смыслах в научной литературе используется понятие «цивилизация»? Можно ли утверждать, что в настоящее время существует единая мировая цивилизация?

10. Назовите характерные черты современности, качественно отличающие ее от прошлых исторических эпох.

11. Каковы основные противоречия в развитии современной цивилизации?

12. Что такое глобализация и как она проявляется в современном мире? В какой степени глобализация выражает единство человечества, а в какой – его разобщенность?

13. Дайте характеристику основных глобальных проблем современности и объясните причины их возникновения. В состоянии ли человечество решить эти проблемы?

14. Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли «сценарии» будущего быть научными?

15. Назовите основные положения концепции безопасного и устойчивого развития мирового сообщества. Дайте оценку ее реалистичности.

16. Каковы исторические перспективы России в ХХI веке: национально-самобытная, евразийская, либеральная или социалистическая? Какой ответ даст Россия на исторический вызов постиндустриальной цивилизации?

Литература для дополнительного чтения

1. Аванесова, Г.А. Теория локальных цивилизаций и практика глобальных межкультурных взаимодействий / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 1. – С.236-246. – № 2. – С.230-241.

2. Аванесова, Г.А. Культурно-гуманитарные аспекты евразийского сотрудничества: Россия в межцивилизационных союзах / Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 3. – С. 202-216.

3. Васильев, Л.Н. Социально-философский анализ причин глобального кризиса / Л.Н. Васильев, В.В. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. – С. 92-115.

4. Гранин, Ю.Д. Модернизация России: в колее «зависимого развития» / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. –2014. – № 4. – С. 14-24.

5. Гусейнов, О.М. Глобальный экологический кризис как философская проблема: теоретический дискурс / О.М. Гусейнов, Ж.О. Гусейнова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 1. – С. 106-119.

6. Дудник, С.И. О простоте истории и хитрости мирового разума / С.И. Дудник, В.М. Камнев // Вопросы философии. – 2015. – № 10. – С. 21-29.

7. Колотуша, В.В. Россия в меняющемся мире: методологический инструментарий социально-философского анализа / В.В. Колотуша // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 1. – С.211 -221.

8. Лапин, Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии. Часть 2. Аксиологические предпосылки цивилизационного выбора России / Н.И. Лапин // Вопросы философии. – 2015. – № 6. – С.3-17.

9. Пуляев, В.Т. Материалистическое понимание истории и новая парадигма развития общества / В.Т. Пуляев, Н.Г. Скворцов // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 6. – С. 39-54.

10. Самылов, О.В. «Альтернативная история» и классическая интерпретация принципа историзма / О.В. Самылов // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – С. 56-68.

11. Самылов, О.В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) / О.В. Самылов // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 4. – С. 56-67.

12. Сафонов, А.Л. Социальный регресс как атрибут глобализации / А.Л. Сафонов, А.Д. Орлов // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 4. – С. 80-94.

13. Тонконогов, А.В. Геостратегия России в современном Мире / А.В. Тонконогов // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 5. – С. 5-20.

14. Удальцов, В.Г. Организация и структура исторического процесса: философский анализ / В.Г. Удальцов // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 3. – С. 257-265.

15. Урсул, А.Д. Глобалистика и глобальные исследования в современной науке / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 5. – С. 243-257.

16. Чесноков, Г.Д. Г.В. Плеханов о материалистических взглядах К. Маркса на исторический процесс / Г.Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 2. – С.210 -233.

17. Чесноков, Г.Д. Этика и материалистическое понимание истории / Г.Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С.95-110. – № 3. – С.88-102.

18. Шарафенко, В.А. Современные процессы глобализации, их формы и тенденции развития / В.А. Шарафенко // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С.301-307.

 

Основные понятия темы

История, законы истории, смысл истории, линеарность и цикличность истории, общественный прогресс, социальная революция, субъект истории, глобализация, глобальные проблемы современности, модернизация, постиндустриальная (информационная) цивилизация, стратегия устойчивого развития, футурология, социальное прогнозирование.

 

 

Приложение 1.

ВОПРОСЫ

для подготовки к экзамену

1. Мировоззрение и его структура. Миф и религия как исторические типы мировоззрения.

2. Особенности философии как исторического типа мировоззрения. Предмет, структура и функции философии. Место философии в системе знания.

3. Основные вопросы философии. Принципы классификации философских направлений.

4. Возникновение философии. Философская мысль Древнего мира.

5. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.).

7. Немецкая классическая философия и философия марксизма.

8. Основные течения неклассической философии (втор. пол. XIX – ХХ вв.).

9. Становление и этапы развития русской философии, ее основные направления.

10. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы и виды бытия. Картина мира и ее виды.

11. Проблема субстанции в философии. Философское понимание материи, ее свойств и системной организации.

12. Движение, пространство и время, их основные свойства. Проблема классификации форм движения. Концепции пространства и времени.

13. Философское понимание сознания, его происхождение и сущность.

14. Структура сознания, его взаимосвязь с бессознательным. Сознание и язык.

15. Диалектика, ее основные идеи, принципы и исторические формы.

16. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия.

17. Понятие закона и закономерности. Универсальные законы развития.

18. Альтернативы диалектики. Синергетика и ее связь с диалектикой.

19. Природа как объект философского осмысления. Уровни организации природы. Основные этапы взаимодействия общества и природы.

20. Понятие общества и его признаки. Общество как объект философского осмысления. Концептуально-теоретические модели общества в социально-философской мысли.

21. Социальный детерминизм. Общественные отношения и социальные институты. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

22. Материально-производственная сфера общества. Производительные силы и производственные отношения, их основные компоненты и взаимосвязь. Формы хозяйственно-экономической жизни.

23. Философское осмысление техники. Технический прогресс: сущность, этапы. Техника как фактор развития цивилизации.

24. Социальная сфера общества, Социальные общности людей, их роль в жизни человека и общества. Социальная структура.

25. Политика как вид социального взаимодействия. Политическая система общества и ее типы. Государство как политический институт.

26. Право и правовые отношения. Происхождение и функции права. Правовое сознание. Правовое государство и гражданское общество.

27. Духовная сфера жизни общества. Духовное производство. Общественное сознание и его структура. Проблема ценностей в философии.

28. Понятие, сущность, основные функции культуры Культура и цивилизация. Исторические типы культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.

29. Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Этическая теория.

30. Искусство и эстетическое освоение действительности. Основные эстетические ценности.

31. Феномен религии. Особенности религиозного сознания. Исторические формы религии. Религия в современном мире.

32. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Формы познания и их взаимосвязь.

33. Проблема истины и ее критериев в философии. Диалектика объективного и субъективного, абстрактного и конкретного, абсолютного и относительного в истинном знании.

34. Понятие науки, ее социальные функции. Специфика научного познания, его структура. Взаимосвязь научного и вненаучного знания.

35. Основные формы научного знания (проблема, гипотеза, теория, научная картина мира). Методы научного познания, их классификация и сущность.

36. Проблема человека в философии. Происхождение человека. Природное и общественное в человеке.

37. Человек как личность. Условия и механизмы формирования личности. Проблема свободы и ответственности личности. Предназначение человека.

38. Понятие истории. Специфика ее философского осмысления. Концепции общественного прогресса и единой всемирной истории.

39. Концепции общественного круговорота (локальных цивилизаций и культур). Основные субъекты, формы и движущие силы общественно-исторического процесса.

40. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации. Социальное прогнозирование. Место и роль России в мировом сообществе.

 

 

Приложение 2.

СЛОВАРЬ

Основных понятий и терминов

Абсолют — безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеалистической философии – бог, мировой разум, идея и т.п.).

Агностицизм (от греч. а – отрицание и gnosis – знание) — учение, полностью или частично отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира. Представители: Д. Юм, И. Кант.

Аксиология (от греч. axia – ценность) — философское исследование природы ценностей.

Антропология философская (от греч. anthropos – человек) — философское учение о человеке, его происхождении, сущности, смысле существования и т.д.

Антропосоциогенез — процесс формирования человека как вида и общества как способа организации совместной деятельности.

Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Биосфера (от греч. bios – жизнь) — земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, населенная живыми организмами или имеющая следы их пребывания.

Бытие — предельно общее философское понятие, обозначающее все существующее.

Вера — признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, в силу субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. В. является универсальным свойством человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения человека.

Время — коренная форма бытия, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний.

Всеединство — распространенный в русской философии конца XIX начала ХХ в. онтологический и этико-гносеологический принцип, означающий органическую целостность Бога, природы и человека, синтез религии, науки и философии в поиске истины.

Гипотеза (от греч. hipothesis основа, предположение) форма знания в виде предположения, требующего проверки, доказательства.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности (экологических, демографических, технических и др.), затрагивающих как мир в целом, так и его регионы, непосредственно связанных с его существованием, требующих для своего эффективного разрешения концентрации усилий всего человечества в различных областях деятельности.

Гносеология (от греч. gnosis знание) философское учение о познании (его целях, принципах, методах, границах, формах).

Государство — организация политической власти, осуществляющая целостное управление обществом и устанавливающая в нем определенный правовой порядок. Основными признаками г. являются: наличие определенной территории, суверенитет, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Г. утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Движение — изменение бытия, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Является важнейшим атрибутом существования материи.

Деизм (от лат. deus бог) — религиозное и философское учение, признающее существование бога, но отвергающее идею его вмешательства в земные дела человека.

Дедукция (от лат. deductio выведение) — переход от общего к частному; в более специальном смысле — метод мышления, процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям). Если посылки д. истинны, то истинны и ее следствия.

Детерминизм (от лат. determinare – определять) — философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Противоположно индетерминизму.

Диалектика (от греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) — учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Основными положениями являются идеи о связи и изменчивости всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития, их единстве и переходе друг в друга.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Духовность — высший уровень развития личности, когда основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся нравственные императивы, ценности знания, творчества, происходит отказ от узколичных материальных потребностей и эгоизма.

Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности, ее неадекватное отражение. З. следует отличать от лжи.

Закон — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Закономерность — совокупность устойчивых по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы.

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека, позволяющее достигать намеченных целей.

Идеализм — философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание. Идеализм можно подразделить на объективный и субъективный.

Индукция (от лат. inductio – наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему, а также вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В логике и. называют умозаключение, позволяющее из наличия какого-либо признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов.

Интерпретация (от лат. interpretatio – истолкование, разъяснение) — приписывание информации смысла и значения.

Интуиция (от лат. intueri – пристально смотреть) — форма познания, когда реальность постигается непосредственно, в отвлечении от показаний органов чувств.

Иррационализм (от лат. irrationalis неразумный) — направление в философии, выдвигающее на первое место внерациональные источники познания (воля, интуиция, созерцание, воображение, инстинкт и т.д.).

Истина — объективное, логически непротиворечивое, достоверное знание о действительности.

История философии — наука о развитии философского знания, становлении философского мировоззрения.

Картина мира — целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Выделяют обыденный, религиозный, научный, философский типы к.м.

Категория — форма осознания в понятии всеобщих способов отношения человека к миру, отражающая наиболее устойчивые и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Культура (от лат. cultura возделывание, обрабатывание) — деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности.

Космоцентризм — тип мировоззрения, характерный для ранней греческой натурфилософии, рассматривающей космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Личность — человеческий индивид в многообразии его социальных качеств (взглядов, способностей, потребностей, интересов и т.п.), формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений.

Логос (от греч. logos) — термин философии, означающий «слово» (или «высказывание», «речь») и «мысль», а также причину. В древнегреческой философии л. – космический закон бытия, душа космоса, источник сотворенных вещей в инертной материи; в христианской философии — синоним Слова Божьего. В некоторых течениях современной идеалистической философии — «смысл» (понятие, причина, основание) вещи или события.

Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им.

Материализм (от лат.materials вещественный) — философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. Идейно и духовно противостоит идеализму. Материя, согласно материалистическому подходу, первична, объективна, несотворима и неуничтожима.

Метафизика (от греч. meta physika «после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности. К м. относят онтологию и космологию осмысление мироздания. В XIX в., в связи с развитием диалектики, м. также стали называть противоположный способ миропонимания, отвергающий целостность мира, связь старого и нового, имманентную, а не внешнюю природу движения, восходящий характер развития бытия, единство абсолютного и относительного в знании и т.д.

Метод   (от греч. methodos – путь, исследование) — способ теоретического или практического освоения действительности.

Методология — совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Мировоззрение — система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

Миф (от греч. muphos – слово, речь, предание) — специфический тип мировосприятия, соответствующий коллективному наглядно-образному (синкретическому) представлению о мире древних людей. Главная функция м. — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) — философское учение, исходящее из признания одной субстанции. Выделяют материалистический и идеалистический м.

Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) — один из основных типов нормативной регуляции человеческих действий, основанный на личных убеждениях и воздействии общественного мнения. Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои. Нормы м. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать.

Мышление — высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности, связанная с обобщением и способами опосредованного познания действительности.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных и обоснованных знаний о мире.

Научно-техническая революция — начавшаяся в середине XX в. перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Составные части НТР: увеличение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования; повышение эффективности производства; электронизация, комплексная автоматизация, информатизация производства; производство синтетических материалов; использование новых видов энергии; ускоренное развитие биотехнологии; освоение космического пространства.

Нация (от лат. natio племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Неклассическая философия — совокупность различных течений западно-европейской философии втор. пол. XIX ХХ вв., исходящих из убеждения о необходимости изменения предмета философии и ее методологии в связи с теми или иными обстоятельствами социальной эволюции (чаще всего развитием науки). Н.ф. также знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры.

Общество — сложная система исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей.

Объективный идеализм — философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала. Представители: Платон, Гегель.

Объяснение — форма знания, главной целью которого выступает выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с определением причин, условий, источников его развития и механизмов их действия.

Онтология (от греч. ontos – существующее) — учение о бытии, т.е. устройстве мира, его первоначале, формах.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух направлений в философии – материализму или идеализму.

Пантеизм (от греч.pan – всё и theos – бог) — учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Различают натуралистический п. (представители – стоики, Д. Бруно, Б. Спиноза), наделявший природу божественными свойствами, и мистический п. (представители – Н. Кузанский, Я. Бёме), растворявший природу в боге.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец)— совокупность фундаментальных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая большинством членов научного сообщества и обеспечивающая преемственность развития науки.

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Политика (от греч. politike – искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти.

Понимание — присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

Право — нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Система норм, принятых или санкционированных государством, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение.

Принцип (от лат. principium основа, первоначало) — основополагающая истина, руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности; внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.

Природа — окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, объективная реальность, естественная среда обитания человека.

Проблема (гносеологическая) — форма знания, состоящая в теоретическом осмыслении гносеологического противоречия, требующего разрешения; «знание о незнании».

Провиденциализм (от лат. providencia божественная сила, высший промысел) — положение о том, что бог управляет созданным им миром, событиями человеческой истории и судьбой отдельных людей.

Прогресс (от лат. progressus движение вперед, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположно регрессу.

Пространство — форма сосуществования объектов и процессов, характеризующая их структурность и протяженность.

Рационализм (от лат. ratio разум) — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Чувственное познание, с точки зрения рационализма, ведет к недостоверному знанию.

Революция (от лат. revolutio поворот, изменение) — коренное качественное изменение, скачок в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (утверждение нового социального строя), в познании (появление новых форм, принципов познания, смена господствующих теорий и т.д.).

Религия (от лат. religio благочестие, святость) — система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов и групп, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, обычаях, поведении.

Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) — умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий.

Русская идея — результат интерпретации национального самосознания в самобытной русской идеалистической философии. При многообразии конкретных трактовок Р.и., ключевым моментом везде выступает положение о духовном лидерстве России, наличии у русского народа всемирно-исторической миссии по сохранении христианских этических принципов и нравственному преображению человечества, созданию справедливого общества всеобщего братства.

Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) — научно-философская теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Система (от греч. systema составленное из частей, соединенное) — множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.

Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении.

Соборность — один из господствующих принципов русской философии середины XIX – начала ХХ в., означающий духовное единство членов общества, свободу совести на основе абсолютных ценностей.

Социализация (от лат. socialis общественный) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Социальная общность — реально существующая совокупность людей, возникшая естественным путем под влиянием определенных природных и социальных условий, в которых протекает их совместная жизнедеятельность. Выделяют этнические, сословно-кастовые, классовые, территориальные с.о.

Социальная структура — совокупность относительно устойчивых, исторически сложившихся социальных групп и общностей людей, их закономерных связей и отношений.

Социальная философия — раздел философии, связанный с целостным осмыслением общественного бытия, исследованием общества во взаимодействии всех его сторон, разработкой принципов социального познания.

Социальный институт — устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей, посредством которых реализуются их общие потребности и интересы.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Способ производства — исторически определенный способ добывания материальных благ. Является единством двух неразрывно связанных сторон: 1) производительных сил – системы субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение к природе; 2) производственных отношений – совокупности материальных экономических отношений в процессе производства.

Субстанция (от лат. substantia – сущность) — философская категория, служащая для обозначения первоосновы бытия, единства всех его форм.

Субъективный идеализм — направление в философии, утверждающее, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что Я (субъект познания) воспринимает их чувствами, ощущениями. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус.

Сфера общественной жизни — подсистема общества, охватывающая ряд сходных по содержанию общественных отношений и социальных институтов, связанных с удовлетворением близких потребностей. Выделяют материально-производственную (экономическую), социальную (гуманитарную), политико-правовую и духовную (культурную) с.о.ж.

Сциентизм (от лат. scientia и англ. science знание, наука) — направление в философии, абсолютизирующее положительное значение науки в материальной и духовной деятельности человечества. Противоположностью с. выступает антисциентизм.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности и итог этой деятельности.

Теизм (от греч. theos – бог) — религиозное учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, воздействующего на все материальные и духовные процессы. Противоположностью т. выступает атеизм.

Теория — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

Теоцентризм — тип мировоззрения, рассматривающий бога как творца мира, Абсолютную личность и высшую ценность, познание как откровение.

Термин (от лат. terminus – предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, т. в пределах сферы применения однозначны.

Техника (от греч. techne искусство, мастерство) — совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности.

Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, обусловленных текущим уровнем развития техники и общества в целом, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.

Умозаключение — форма мысли, посредством которой получается новое суждение на основе одного или нескольких ранее принятых.

Факт (от лат. factum сделанное, совершившееся) — форма эмпирического познания, состоящая в отражении в человеческом познании посредством языка какого-либо фрагмента реальности, знание, достоверность которого не вызывает сомнений.

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) — одна из форм общественного сознания, особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и бытия, существования человека в нем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.1 с.)