Тема 13. Философские проблемы познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Философские проблемы познания.



1. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

2. Проблема истины и ее критериев. Абсолютное и относительное в истинном знании. Истина и заблуждение.

3. Соотношение чувственных, рациональных и иррациональных форм познания. Понимание и объяснение.

4. Знание и его виды. Соотношение научного и вненаучного знания.

Темы докладов и рефератов

1. Истина как ценность.

2. Релятивизм и проблема познаваемости мира.

3. Роль языка в познании.

4. Проблемы интерпретации в теории познания.

5. Природа интуиции и ее роль в познании.

6. Вера как компонент познавательной деятельности.

7. Миф как специфическая форма познания.

8. Проблема соотношения религиозного и научного познания.

9. Рационализм и эмпиризм как стратегии познания.

10. Логика как научно-философская дисциплина.

11. Концепции истины.

12. Научное знание и религия.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие варианты решения проблемы познаваемости мира сложились в истории философии?

2. Каковы основные аргументы скептиков и агностиков?

3. Можно ли согласиться с трактовкой познания как отражения объективной реальности?

4. Как соотносятся объект и предмет познания?

5. В чем состоит активность субъекта в процессе познания?

6. Какие концепции истины Вам известны, в чем их специфика и взаимосвязь?

7. Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?

8. Охарактеризуйте основные формы чувственного познания, в чем, по-Вашему, заключается их роль в познании?

9. Чем отличается рациональное познание от чувственного, каковы его основные формы?

10. Какие факторы способствуют проявлению интуиции?

11. Проанализируйте высказывание В. Дильтея: «Природу мы объясняем, душевную жизнь понимаем».

12. Чем отличаются понятия «знание» и «истина»?

13. Назовите основные отличия научного знания от вненаучного.

14. Почему наука не стала единственной формой знания?

Литература для дополнительного чтения

1. Билалов, М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании / М.И. Билалов // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 177-180.

2. Гарпушкин, В.Е. Проблема объективности знания / В.Е. Гарпушкин // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С. 111-114.

3. Дождикова, Р.Н. К вопросу об аксиологических основаниях обыденного познания / Р.Н. Дождикова // Вопросы философии. – 2013. – № 2. – С. 33-41.

4. Карпов, А.О. Современное образование и знание / А.О. Карпов // Философские науки. – 2010. – № 4. – С. 126-138.

5. Касавин, И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 157-171.

6. Касавин, И.Т. Знание и коммуникация: к современным дискуссиям в аналитической философии / И. Т. Касавин // Вопросы философии. – 2013. – № 6. – С. 46-57.

7. Кемеров, В.Е. Ключи к современности – в сдвигах методологии / В.Е. Кемеров // Вопросы философии. – 2014. – № 2. – С. 3-13.

8. Левин, Г.Д. Опыт, факт и эмпирическое знание / Г.Д. Левин
// Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 75-84.

9. Лекторский, В.А. Философия, познание, культура / В. А. Лекторский. – М.-Минск: Канон+ РООИ "Реабилитация": Белорусский дом печати, 2012. – 383 с.

10. Микешина, Л.А. Общие понятия и феномен интуиции в гуманитарном знании / Л.А. Микешина // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 104-115.

11. Мутсопулос, Е. Истина: успехи и поражения / Е. Мутсопулос
// Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 107-114.

12. Плебанек, О.В. Познание: рекурсивное бытие / О.В. Плебанек // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. – С. 270-278.

13. Розин, В.М. Понятия "предмет" и "объект": методологический анализ / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 85-96.

14. Стейла, Д. Человеческая деятельность и истина: ранние марксисты и прагматисты / Д. Стейла // Вопросы философии. – 2012. – № 1. – С. 129-143.

15. Шамис, А.Л. О механизмах познания / А.Л. Шамис // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 31-34.

Основные понятия темы

Познание, субъект, объект и предмет познания, чувственное познание, формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), рациональное познание, формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение), иррациональное познание, интуиция, истина, вера, заблуждение, практика, понимание, объяснение.

 

Тема 14. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.

1. Понятие науки, этапы ее становления. Классификация наук. Исторические типы науки.

2. Структура научного знания. Диалектика эмпирического и теоретического уровней научного знания. Динамика науки.

3. Основные формы научного знания (проблема, факт, гипотеза, теория), их взаимосвязь.

4. Понятие методологии. Основные методы научного познания, их классификация и сущность.

Темы докладов и рефератов

1. Системный подход в научном познании.

2. Проблема единства отраслей научного знания.

3. Философия науки: истоки, становление, проблематика.

4. Философия науки ХХ столетия.

5. Российская философия науки.

6. Научные революции.

7. Типы научной рациональности.

8. Системный подход в науке.

9. Идеалы и нормы науки.

10. Научная теория: структура и функции.

11. Роль формализации в научном познании.

12. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: проблема соотношения.

13. Наука и нравственность.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является целью научного познания?

2. Как соотносится научное познание с практикой?

3. Почему астрологию нельзя считать наукой?

4. В какое время наука стала особой областью знания?

5. Как соотносятся философское и научное знание?

6. В чем состоит специфика субъекта научного познания?

7. Каковы признаки научной революции? Какие научные революции в истории мировой науки Вам известны?

8. В чем специфика каждой из основных отраслей научного знания: формальных наук, естествознания, социально-гуманитарных наук, технических наук?

9. В чем различие эмпирического и теоретического уровней научного познания? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим, а рациональное – теоретическим?

10. Каковы основные формы научного познания, в чем их специфика?

11. Какая из форм научного знания является главной?

12. Что означает понятие «методология»?

13. Назовите основные методы эмпирического познания, дайте их краткую характеристику.

14. Дайте характеристику основных методов теоретического исследования.

Литература для дополнительного чтения

1. Абдильдин, Ж.М. Логика современного научно-теоретического познания / Ж.М. Абдильдин // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 3-10.

2. Антоновский, А.Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации / А.Ю. Антоновский // Вопросы философии. – 2015. – № 2. – С. 45-57.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методология как основа научного поиска / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина // Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С. 30-33.

4. Лебедев, С.А. Конвенционалистская философия науки / С.А. Лебедев, С.Н. Коськов // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 57-69.

5. Лебедев С.А. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 72-82.

6. Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г.Д. Левин // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 104-114.

7. Летов, О.В. Социальные исследования науки и техники / О.В. Летов // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 115-124.

8. Мамчур, Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии / Е.А. Мамчур // Вопросы философии. – 2011. – № 13. – С.80-89.

9. Маркова, Л.А. На пути к новой онтологии в философии науки / Л.А. Маркова // Вопросы философии. – 2013. – № 11. – С. 40-49.

10. Раджабов, О.Р. Проблема «парадигмы» в научном познании и философской онтологии / О.Р. Раджабов // Социально-гуманитарные знания.– 2009.– № 5. – С. 303-312.

11. Сокулер, З.А. Философия науки: что же дальше? / З.А. Сокулер // Вестник Московского университета, Сер. 7. Философия. – 2010. – № 3. – С. 95-106.

12. Степин, В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 18-25.

13. Фалько, В.И. Диалектика философии науки и ее метатеоретические основания / В.И. Фалько // Вестник Московского университета, Сер.7. Философия. – 2010. – № 4. – С. 124-128.

14. Философия науки: учебное пособие (для студентов, аспирантов, магистрантов, соискателей, готовящихся к экзаменам по философии науки по нефилософским специальностям) / под общ. ред. А. М. Старостина, В. И. Стрюковского. – Москва: Дашков и К°: Академцентр, 2012. – 366 с.

15. Черникова, И.В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки / И.В. Черникова // Вопросы философии. – 2015. – № 4. – С. 26-35.

16. Черникова, И.В. Эволюция субъекта научного познания / И. В. Черникова
// Вопросы философии. – 2014. – № 8. – С. 65-75.

17. Чусов, А.В. О перспективах развития методологии науки: моделирование, объективация, общая структура метода / А.В. Чусов // Вопросы философии. – 2012. – № 1. – С. 60-70.

Основные понятия темы

Научное познание, уровни научного знания, классическая и неклассическая наука, научная парадигма, научная революция, тип научной рациональности, методология, метод научного познания, научная проблема, научный факт, гипотеза, теория.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.013 с.)