Цели :  определить ценностные ориентиры семейных отношений; выяснить, что такое родительское благословение;целомудрие в браке;нужны ли развод и сожительство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели :  определить ценностные ориентиры семейных отношений; выяснить, что такое родительское благословение;целомудрие в браке;нужны ли развод и сожительство.



Цели:  определить ценностные ориентиры семейных отношений; выяснить, что такое родительское благословение;целомудрие в браке;нужны ли развод и сожительство.

Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения

       

Понятие и формы брака в римском праве

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

-cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

-sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);

-конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

1. достижение брачного возраста;

2. согласие на брак;

Наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

3. Способы заключения брака в римском праве

            1.путем совершения религиозного обряда;

2.путем покупки женихом невесты;

            3.путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака и его виды

Основания прекращения брака в римском праве:

Смерть одного из супругов.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.

Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения.

Воля главы семьи.

Развод.

Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

Формы развода в римском праве:

           1.объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

2.письменное соглашение;

Фактическое прекращение совместного проживания.

Брак в Кане Галилейской.

Самые первые слова благословения звучат в доме невесты, после окончания выкупа, когда жених уже преодолел все преграды и добрался до своей возлюбленной. Для обряда венчания необходимо купить две иконы: Христа Спасителя – для жениха и Божьей Матери – для невесты. Кроме того, понадобятся два рушника (один – родителям жениха, другой – родителям невесты). Рушники нужны для того, чтобы покрыть иконы, так как иконы не принято брать голыми руками.

При благословении жених и невеста стоят на коленях, а родители иконами трижды описывают крест над их головами, произнося при этом напутственные речи. Что именно говорить – выбор родителей. Благословение может быть как в прозе, так и в стихах. Важно, чтобы слова шли от чистого сердца, были наполнены искренностью и любовью к детям.

Традиционная речь родителей звучит следующим образом: «Дорогие дети! Совет вам да любовь! Благословляем вас на крепкий брак, дружную семью. Пусть в вашем доме живет любовь, покой и благополучие, смеются дети. Живите в любви и согласии, мире и дружбе, себе на счастье, окружающим на радость. Пронесите свое чувство через всю жизнь, будьте здоровы и благополучны. Берегите друг друга, преумножайте радость и тепло сегодняшнего дня!». Главные слова: «совет да любовь», «благословляем», «любовь», «счастье», «благополучие».

Совершать обряд благословения в присутствии гостей или проводить таинство в кругу семьи – решать жениху с невестой. Допускаются оба варианта. Иконы, которыми родители благословляли молодоженов, ставятся на праздничный стол рядом с караваем, а затем отправляются в дом, где предстоит жить новобрачным. Эти иконы становятся семейной реликвией, и молодожены передадут их своим детям.

Второе благословение молодожены получают перед входом в дом жениха после венчания или росписи, либо перед входом в банкетный зал. Новобрачные становятся на расстеленную ковровую дорожку – «ковер благополучия». Мать жениха держит хлеб-соль, а отец – икону. Родители жениха благословляют молодых напутственными словами.

Еще одна очень красивая традиция – зажжение семейного очага. Женщины издавна были хранительницами семейного очага, и именно они должны передать огонь новой семье. Для проведения этого обряда нужно три свечи, две – для матерей и одна – для молодоженов. Матери жениха и невесты зажигают свои свечи и с благословением и пожеланиями, одновременно зажигают свечу в руках молодоженов – единую свечу новой семьи. После зажжения новобрачные должны хранить свечу до тех пор, пока их дети не встретят свое счастье.

Целомудрие в браке.

Целомудрие, любовь, брак – эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Дарить окружающим добро, проявлять милосердие и любовь, хранить целомудрие в мыслях и поступках – все это кажется трудным, почти невыполнимым. И этот путь видится наполненным терниями, невероятно сложным и опасным. Однако Господь не посылает испытаний свыше человеческих сил. И истинной наградой станет наше собственное спасение, ибо этот путь – путь к Богу.

Современные молодые люди редко задумываются, а возможно, и не знают, что такое целомудрие. Обычно под ним понимается непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте, а также строгая нравственность. В православном обиходе это понятие включает в себя чистоту нравов и благочестие. Слово «целомудрие» – церковнославянское и означает буквально «здравомыслие»; оно происходит от прилагательного «целый» (крепкий, здоровый) и от глагола «мудрствовать» (рассуждать, размышлять). Целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством.

Что мы подразумеваем, когда говорим «целомудренный человек»? Это значит то, что, живя в семье, он верен своим домашним, прежде всего супруге; будучи одиноким, хранит верность заповеди Божией. Нарушая целомудрие, человек творит неправду перед Богом и людьми, забывая о том, что тайное всегда становится явным. И нераскаянный грех будет всегда довлеть над согрешившим, оттягивая принесение покаяния, побуждая ко многим дальнейшим согрешениям.

Многие считают нарушением целомудрия лишь плотские грехи. Однако и блудные мысли, и нечистые помыслы также являются изменами Богу, Церкви, своим близким и родным. «Жить целомудренно означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце не зараженным нечистыми желаниями, тело не растленным нечистыми делами», – пишет святитель Филарет (Дроздов).

Целомудрие – драгоценное сокровище, которое так легко потерять и которое стоит хранить, хотя иногда это и кажется невозможным. Нарушение целомудрия поначалу больно ранит совесть, а при повторении греха заглушает ее голос как ничто другое. «Церковь проповедует целомудрие, – говорит протоиерей Николай Балашов, – а не «свободную любовь», то есть временную телесную близость, освобожденную от верности, от личностной и духовной общности, то есть в конечном счете – от самой любви. Иначе говоря, Церковь выступает за отказ от минутных имитаций любви, неизбежно рождающих лишь чувства стыда, разочарования и усталости, – ради любви настоящей, единственной, вечной и всецелой, захватывающей душу и тело человека. В том и заключается целостная мудрость, чтобы обрести бесценную жемчужину, раз и навсегда отмахнувшись от ее дешевых подделок, – потому что одно и другое просто несовместимы».

Вплоть до конца XIX в. целомудрие соблюдалось в среде крестьянства и в меньшей мере – среди других слоев русского общества. Добрачные связи решительно осуждались. Родители довольно строго следили за тем, чтобы дело во взаимных отношениях молодых не дошло до половой связи, так как это становилось позором не только для самой девушки, но и для родителей, воспитавших ее. Крайнюю степень позора и бесчестия для родителей составляла беременность девушки.

Окружающие порицали девушку, утратившую честь. К девушке, потерявшей невинность, относились с пренебрежением, ее обходили выбором женихи. Даже если дурная слава и напрасная, и то страдает вся семья, особенно младшие сестры. Предосудительной считалась и супружеская неверность. При этом крестьяне более жестко осуждали неверность жены, чем мужа. Зачастую общественное мнение обходилось с не соблюдавшими целомудрие довольно жестоко. Ворота, вымазанные дегтем, означали позор для всей семьи, и прежде всего для девушки, которая жила в этом доме. После этого она подвергалась насмешкам, презрению, оскорблениям и, как правило, не могла выйти замуж.

Для замужней женщины оскорблением, символизировавшим обвинение в измене, было испачкать ей при всех рубашку сажей. При этом говорилось: «Запачкала ты себя с таким-то своим беззаконием!» В течение года женщина не имела права посещать соседей, даже просто входить к кому-либо в дом. Честь ее была навсегда потеряна в глазах общественности 1.

Почему же именно с женщины спрашивалось строже? Все дело здесь в том, что биологическую ответственность за интимную связь несет женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребенка, если отец откажется от него. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив девственность даже анатомически.

Целомудрие – это добродетель, которая смиряет и подчиняет чувства разуму, хранит в чистоте и душу, и тело. Эта чистота является признаком здоровой души, источником духовной радости. Противоположностью целомудренного состояния является нравственная распущенность, блудная жизнь. Ведь что бы ни говорили о преимуществах «свободной любви», – блуд (именно это слово наиболее правильно характеризует «свободную любовь») не остается без последствий, неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Не многие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности. «Бегайте блуда, – писал апостол Павел. – Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18), то есть разрушает самого себя. «Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! – писал митрополит Антоний (Храповицкий). – Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный. Как благодарны они Богу, что своевременно побороли искушение». «В чистоте обитает великий свет, и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма», – говорил преподобный Ефрем Сирин.

О необходимости хранить целомудрие говорят и современные пастыри. Особенно важно это для юной души. «Разврат прежде всего отражается на складе человеческой души, – пишет протоиерей Артемий Владимиров, – душа теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживание каждого мига как полноты бытия – все то, что, собственно, и делает детство счастливым. О нравственных последствиях особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм – неверие в святое – не может обойтись без онегинского сплина, печали, тоски, уныния, доходящего мало-помалу до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, на исповеди узнаем о попытках самоубийства, то убеждаемся: как правило, наложение на себя рук провоцируется блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, полна жизнь современного человека. Нравственные последствия греховного образа мыслей и жизни сказываются в одержимости, которую французы называют «obsession» – «одержимость страстью». Человек не владеет собой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к агрессии, безобразным сценам, которые превращают место собраний таких одержимых в свальный грех» 2.

Целомудрие предполагает чистоту отношений между юношей и девушкой до брака. Ведь само слово «невеста» указывает на то, что оба вступающие в брак должны быть целомудренными: девушка «неведома» для жениха до свадьбы. Более того, на ней лежит особая ответственность – ведь именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых отношений. От нее зависит, будут ли они целомудренными, перерастут ли в истинную любовь и благословенный брак или снизойдут до уровня примитивного плотского греха и блудного сожительства.

Развод.

Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, сейчас принимается легко и естественно.

Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность». Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне. Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас. Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит.

Люди были более ответственны за свои поступки и более,  трезвенны: они с самого начала понимали, что такое супружество, и имели вполне реалистичный, немечтательный взгляд на своего избранника. Например, познакомили родители молодых людей друг с другом: «Приглянулся он тебе? — Да вроде симпатичный…». «А тебе? — Да вроде ничего…». И начинается более близкое узнавание: они пьют чай в присутствии родителей, ходят на прогулки вместе, общаются друг с другом, осторожно друг друга узнают. Ко дню венчания и он, и она уже имеют представление: с кем придется строить дальнейшую совместную жизнь. И не было ни романтики, ни страсти, ни мечтательства, которые так часто встречаются у нашей православной (да и не только) молодежи. Было четкое понимание ответственности и долга: я как муж должен буду делать для своей избранницы то и то, должен буду уважать ее и заботиться о ней. И жена знала: я должна быть с мужем ласковой и внимательной, должна заботиться о детях — быть «доброй супругой и добродетельной матерью». Взаимоотношения основывались, прежде всего, на уважении, симпатии и трезвом понимании, что это — на всю жизнь. А если так, значит, обоим надо стараться делать все, чтобы благополучно созидать семью. Сейчас у подавляющего большинства молодых людей вместо подобного мировосприятия — туман в голове, ни на чем не основанная мечтательность и инфантильность.

   

Расторгнуть нельзя. Только разрушить

В каких случаях допускается развод? Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца. По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить.

Посему канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. Потому что супружеская измена — это та убийственная сила, которая может все уничтожить. Это то, о чем Христос говорит как о наиболее весомом обстоятельстве, которое может разбить любовь, а значит, и семью до основания, когда от нее уже ничего не остается. И тогда пострадавшая сторона может отпустить вторую половину, так как между ними уже нет того, что их может связывать. Даже насилие в семье — не причина развода, а свидетельство того, что брака как такового уже давно нет.

Хотя, конечно, известны случаи, когда даже супружеская измена не приводит к разводу; брак сохраняется, несмотря на такое тяжелейшее испытание грехом. И покаяние человека — с одной стороны, прощение — с другой могут восстановить уже, казалось бы, сломанные отношения. Это говорит о том, что и прелюбодеяние не всегда повод к тому, чтобы расставаться.

Причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Сожительство.

Сегодня действительно многие считают близкие отношения мужчины и женщины до вступления в брак нормой, называя это «проверкой чувств». Церковь считает такие отношения недопустимыми, называя подобную близость блудом, что является нарушением седьмой ветхозаветной заповеди. Для человека нецерковного это нарушение может и не является чем-то страшным, опасным, но христианин, тем более регулярно приступающий к церковным таинствам, не может поступиться данным правилом. Если Ваш знакомый упоминает на исповеди о своем поступке, то вряд ли исповедующий священник допускает его до Святых Тайн. Если же он намеренно не открывает этот грех, то причастие не принесет ему никакой духовной пользы.
Сожительство в принципе не обязывает стороны ни к чему: ни к совместному ведению хозяйства, ни к общему владению имуществом, ни к обоюдному воспитанию детей. Хотя, конечно, существует немало таких незарегистрированных семей, где сохраняются любовь, уважение, терпение. И когда такие люди приходят ко мне, я задаю вопрос: а что вам мешает продолжать жить так же, но узаконить эти права и обязанности? И выясняется, что ничего не мешает, но «как-то так привыкли».
Если же молодые люди решили сначала «попробовать на вкус» семейную жизнь, а потом, если «подойдёт», создать семью, то это чаще всего значит, что они не собираются друг другу уступать, друг друга терпеть. А ведь брак, семья — это не только плотская любовь. Это, прежде всего, умение любить по-настоящему, то есть бескорыстно, ни за что, в любом виде и всегда. Для такой любви нужна чистота: и душевная, и телесная.
Чаще всего инициаторами подобного сожительства и противниками истинного брака являются мужчины. И обычно хотят, чтобы у будущей жены он был первым и единственным. При этом кому будет нужна оставленная женщина в случае «несхожести характеров» его обычно не интересует. А ведь женщины тоже мечтают о мужчине, для которого она стала бы первой и единственной!
Блудное сожительство, которое, искажая понятие, часто называют гражданским браком, является тяжким грехом: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор, 6, 9-10).

Гражданский брак или блудное сожительство?..

Цели:  определить ценностные ориентиры семейных отношений; выяснить, что такое родительское благословение;целомудрие в браке;нужны ли развод и сожительство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.022 с.)