Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-волевые нарушения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Эмоционально-волевые нарушения.
Выполнили: Студенты гр. О-020400-53 Захарова А. А. Иванова А. А. Проверил: ? ___________________________
Ижевск, 2012 Содержание Содержание. 2 Введение. 3 1. Эмоционально-волевая сфера личности. 4 2. Особенности эмоционально-волевой сферы в разные периоды онтогенеза и возможности ее диагностики. 6 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины. 12 4. Методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. 17 Заключение. 17 Список литературы.. 17
Согласно, выдающемуся отечественному психологу Алексею Александровичу Бодалёву от того, как люди воспринимают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Следовательно, от адекватности и целесообразности поведения человека, от умения рационально оценивать и контролировать своё поведение зависят многие жизненно важные моменты его жизни, например, будет ли человек принят в значимую для него группу, сможет ли включиться в ведущую деятельность, сможет ли быть участником эмоционально близких отношений. Одними из важнейших факторов, внутренне регулирующих поведение человека, являются эмоции и воля. Эмоции, будучи субъективной формой выражения потребностей, предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Воля помогает человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, и проявляется в саморегуляции своей деятельности и психических процессов. Эмоционально-волевая сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи, поэтому проблемы в данной сфере не могут не повлиять на характер психического развития, что обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования — эмоционально-волевые нарушения, как вид дизонтегенеза. Предметом исследования является отечественная и зарубежная литература, монографии, описывающие особенности эмоционально-волевой сферы и возможности ее диагностики, нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины, методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. Основной целью исследования является изучение сущности эмоционально-волевых нарушений. В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи: - описать особенности эмоционально-волевой сферы; - рассмотреть возможности диагностики эмоционально-волевой сферы; - описать нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины; - рассмотреть методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. Диагностика эмоционально – волевой сферы Эмоциональная сфера Методика “Незаконченные предложения” Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка. Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп: отношение к отцу, отношение к матери, отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к детскому саду, страхи и опасения. Методика диагностики детских страхов (Захаров) Цель: выявление количества и группы детских страхов Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…” Обработка результатов:на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога. Эти страхи можно разделить на несколько групп: медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь), физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки), страх смерти (умереть), животных и сказочных персонажей, кошмарных снов, темноты, социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания), пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)
Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью). Волевая сфера Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский и взрослый вариант). Цель: диагностика свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Процедура проведения: каждому испытуемому предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаясь к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов. Обработка данных: проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению. ОСТ содержит следующие шкалы: предметная энергичность, социальная энергичность, пластичность, социальная пластичность, темп или скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, контрольная шкала Тест Стреляу Цель: предназначен для определения типов темперамента Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов Методика Айзенка «EPI» Цель: определение типа темперамента и особенностей соответствующим этим типам. Процедура проведения:испытуемому предлагается текст опросника -бланк ответов, в который он заносит свои ответы. Методика Айзенка EPQ. Цель: определение типа темперамента и особенностей соответствующим этим типам. Процедура проведения:испытуемому предлагается текст опросника -бланк ответов, в который он заносит свои ответы.
Расстройства настроения Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии. Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого. Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного. Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования. Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Эмоциональная тупость и паратимии характерны для детей, страдающих шизофренией. К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию. Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками. Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.
Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Расстройства психомоторики
Под психомоторикой, по М. О. Гуревичу, понимается совокупность сознательно управляемых двигательных действий, находящихся под волевым контролем. Симптомы психомоторных расстройств могут выражаться в затруднении, замедлении выполнения двигательных актов (гипокинезии), полной обездвиженности (акинезии), а также полярно противоположными проявлениями — двигательным возбуждением либо неадекватными движениями и действиями. Паракинезии – ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (например, перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание). Гиперкинезия – большая группа расстройств самого различного происхождения. Сюда относятся и непроизвольные лишние движения (тремор, фибриллярные подергивания, судорожные припадки) и патологические автоматизированные движения (например, тики), а также приступы истерических судорог, двигательная активность при маниакальном, кататоническом и других видах возбуждения. Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.
Перечислим наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального неблагополучия детей: -несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду; -нарушение режима дня; -избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки); - желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту; - неблагополучное положение в семье. -частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; -чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так; - снижение двигательной активности; - недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Заключение Список литературы 1. Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР./Под ред. К.С.Лебединского. –М., 2002. 2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1999. 3. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1995. 4. Выготский Л.С. Основы дефектологии Собр.соч., т.5 – М.,2003. 5. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 6. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 589c. 7. Еникеев М. И. Общая и социальная психология учебник для вузов.– М, 1999. – 624с. 8. Запорожец А.В., Я.З. Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста – М., 2000. – 416с. 9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. – М., 1996. 10. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерк по психологии аномального развития личности. – М., 2000. 11. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. 12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2004 13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1990 14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1999. 15. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с. 16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – Спб.: Речь, 2004 18. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.,1995. 19. Певзнер М.С. и др.Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 2005. 20. Психология. Словарь./ Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 22. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1998. 23. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения)/ Под редакцией Шевченко С.Г. – Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998. 24. Щербо И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе. - М.: Сентябрь, 2003.
Эмоционально-волевые нарушения.
Выполнили: Студенты гр. О-020400-53 Захарова А. А. Иванова А. А. Проверил: ? ___________________________
Ижевск, 2012 Содержание Содержание. 2 Введение. 3 1. Эмоционально-волевая сфера личности. 4 2. Особенности эмоционально-волевой сферы в разные периоды онтогенеза и возможности ее диагностики. 6 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины. 12 4. Методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. 17 Заключение. 17 Список литературы.. 17
Согласно, выдающемуся отечественному психологу Алексею Александровичу Бодалёву от того, как люди воспринимают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Следовательно, от адекватности и целесообразности поведения человека, от умения рационально оценивать и контролировать своё поведение зависят многие жизненно важные моменты его жизни, например, будет ли человек принят в значимую для него группу, сможет ли включиться в ведущую деятельность, сможет ли быть участником эмоционально близких отношений. Одними из важнейших факторов, внутренне регулирующих поведение человека, являются эмоции и воля. Эмоции, будучи субъективной формой выражения потребностей, предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Воля помогает человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, и проявляется в саморегуляции своей деятельности и психических процессов. Эмоционально-волевая сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи, поэтому проблемы в данной сфере не могут не повлиять на характер психического развития, что обуславливает актуальность данной работы. Объект исследования — эмоционально-волевые нарушения, как вид дизонтегенеза. Предметом исследования является отечественная и зарубежная литература, монографии, описывающие особенности эмоционально-волевой сферы и возможности ее диагностики, нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины, методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями. Основной целью исследования является изучение сущности эмоционально-волевых нарушений. В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи: - описать особенности эмоционально-волевой сферы; - рассмотреть возможности диагностики эмоционально-волевой сферы; - описать нарушения эмоционально-волевой сферы и их причины; - рассмотреть методы профилактики, коррекции, реабилитации лиц с эмоционально-волевыми нарушениями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.073 с.) |