I. Необходимость выбора мировоззренческой позиции для познания идеи государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Необходимость выбора мировоззренческой позиции для познания идеи государства



Идея России – что это? Что есть идея государства и что есть идея вообще?

«Идея», «идеальное», «идеализм». Как близки эти слова, и по звучанию, и, наверное, по смыслу.

Вот что говорится о понятии «Русская Идея» в философском словаре:

«РУССКАЯ ИДЕЯ - принятый рядом мыслителей термин для характеристики комплекса проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Отчетливая постановка вопроса о русской идее принадлежит Вл. Соловьеву. В 1888 г. он выступил в Париже с лекцией под таким названием. В ней Соловьев поставил вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в государственное целое, призвана выполнять в составе Человечества определенную миссию или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность индивидов, объединенных в одном государстве. Миссия или роль нации в составе мирового целого и есть ее национальная идея. Каждая нация должна обрести свою идею, в противном случае ее существование не оправдано».

А вот что говорится в философском словаре о понятии «идея»:

ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория “И.” употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм). В нек-рых философских системах И. обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы “идеями”). В системах объективного идеализма. И. считается объективно существующей сущностью всех вещей (Объективная идея). У Гегеля, напр., И.— смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию».

Поскольку «решение вопроса об идее зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию», прежде чем исследовать идею России, необходимо правильно определиться с выбором мировоззренческой позиции, ведь результаты исследований напрямую зависят от этого.

В истории философии существовали и существуют два принципиально разных подхода к пониманию мироустройства – это идеализм и материализм.

Идеализм исходит из того, что в основе Мира лежит духовное начало (для объективного идеализма – это Абсолютный дух, Абсолютный Разум, Мировой Разум).

Материализм исходит из первичности материального начала. Он акцентирует внимание на материальной, видимой человеческим глазом или регистрируемыми современыми приборами стороне бытия. Идеализм – на информационной (смысловой) и идейной (связанной с назначением или целевой функцией) стороне бытия.

В триаде вещество (энергия) – смысл (информация) – идея (замысел) материалисты выделяют как наиболее важную и основополагающую составляющую вещественно-энергетическую сторону Бытия, идеалисты – информационно-идейную сторону Бытия.

Идеалисты следуют по пути Платона – от общего к частному, полагая: высшее порождает низшее, целое – свою часть, общее - частное, и более тонкое, более мерное, более ритмичное порождает более плотное, менее мерное и менее ритмичное.

Для идеализма система как единое целое предшествует рождению своих частей, порождает свои элементы, которые не существуют сами по себе, а являются результатом дифференциации целого. В пределе все существующее есть результат длительной дифференциации Единого.

Известный русский писатель Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1880 год писал:

«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических».

Для материалиста трудно понять написанное в дневнике великого русского писателя. Каким образом идея нравственности, понятие идеальное, неразрывно связанное с деятельностью человеческого мозга, процессом мышления посредством мозга оказывается предшествующей национальности – совокупности людей, материальным носителям этой идеи?

Каким образом понятие идеи нации предшествует появлению самой нации, понятие идеи государства предшествует появлению самого государства? Каким образом целое может родиться прежде своих частей, составляющих это целое? Так, государство составляют люди, и может ли появиться и существовать государство без людей?

Чтобы понять это с позиции объективного идеализма, обратимся к великому мыслителю Платону (427-347 г.г. до н.э.), одному из наиболее ярких и глубоких философов за всю историю существования философии, автору учения об идеях. Именно ему принадлежит крылатая фраза «идеи правят миром».

Для ознакомления читателя с основными моментами учения Платона об идеях в Приложении 1 приведен отрывок из книги В.Ф. Асмуса «Античная философия».

В Приложении 2 показана связь идей с таким важнейшим понятием как эволюция по материалам исследований нашего соотечественника Б. Абрамова (выдержки из книги «Грани Агни Йоги»). Несколько десятков веком разделяют жизни Посвященного Платона и советского эзотерика Б. Абрамова, ученика Е.И. Рерих и Н.К. Рерих. Однако содержание их философских трудов очень схоже. Более того, даваемые в современной эзотерической литературе ключи позволяют понять истинный смысл сказанного великими древними мыслителями.

Как мы видим, понятие идеи — центральная категория в философии Платона, это — смысл, сущность любой вещи.

Мир идей есть не что иное, как вечно пребывающий в равенстве самому себе тезаурус абсолютных и в своем абсолютном совершенстве неизменных эталонов (eidos как образец) конкретных вещей. Способом бытия идеи является ее воплощаемость и воплощенность во множестве материальных предметов, существующих в качестве слепков с нее и запечатлевающих в себе ее образ (idea и eidos, синонимичные в значении образ). Каждая вещь существует лишь постольку, поскольку является материальным воплощением, опредмечиванием идеи (idea - как наружность), и именно соотнесенностью с определенной идеей определяется как самость вещи, ее равенство себе самой (idea и eidos как вид), так и ее вхождение в соответствующее множество (idea - как род), - воплощение идеи есть способ бытия вещи (idea - как способ).

Идея, таким образом, выступает у Платона одновременно и как сущность (oysia) вещи, т.е. фундаментальное основание ее бытия, и как ее гипотеза (hipotesis), т.е. проект, включающий в себя и закономерность перехода от идеи к субстанциально воплощенной вещи, и метод (methodos) ее оформления, и принцип существования.

Единичное существует как воплощение единого общего, а последнее - как воплощенное в единичном. Знаменитый платоновский «миф пещеры» рисует зримый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с воплощенными, осуществленными, т.е. с вещами, материальными предметами как подобиями образцов, которые, безусловно, редуцированы по отношению к совершенству идей, но, тем не менее, воспроизводят в своей конфигурации основную формулу их структуры. Таким образом, идеи как воплощенные - явлены, идеи как таковые - трансцендентны и постигаются лишь в умозрении («мысленным взором»).

Такая трактовка понятия Идеи позволяет ввести понятие истинного, законного или идеального бытия любого объекта. Идея объекта развивается, эволюционирует. Эволюция объекта в чувственном мире есть следствие наличия и эволюции Идеи.

Принципиально важно ввести понятие законной или идеальной эволюции объекта. Такая Эволюция как подлинное Бытие объекта отражает божественный замысел или изначальный, предопределенный путь эволюции объекта. Неподлинное или реальное бытие отражает реализацию изначальной Идеи в конкретных условиях чувственного (нашего трехмерного) Мир а.

Идеи у Платона обладают энергией и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы или парадигмы (от греч. paradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Так, например, есть образец-парадигма, по которому строится космос в «Тимее» (31 AB), или образец, по которому строится государство (Государство VIII 592 B), или образец правления и нравов (там же, 561 E).

Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Существует высшая идея - это идея высшего (общего) блага, пребывающая вне мира.

Понятие парадигмы как синонима понятия идеи очень важно для понимания, что есть идея. В современной трактовке парадигма в широком смысле может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества (см. Приложение 3 - «О смене парадигмы в науке»).

Как пишет Станислав Гроф, «в принципе невозможно заниматься наукой без некоторого набора априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок (т.е. – парадигмы) и ответов на вопрос о природе реальности и человеческого знания. Но следует четко помнить об относительной природе любой парадигмы - какой бы прогрессивной она ни была и как бы убедительно ни формулировалась. Не следует смешивать её с истиной о реальности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.007 с.)