Глава 1. Малый бизнес - сущность и его Роль в экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Малый бизнес - сущность и его Роль в экономике



Введение

 

Глава 1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

Что такое малый бизнес

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях. [15]

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам мало­го предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работни­ков, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими кри­териями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:                                     

     - численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия отно­сятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наи­более часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчет­ный период.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [15]

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств. [6, стр. 32, 48]

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на:

- наименьшие -1-24 занятых;

- малые - 25 - 99 занятых;

- промежуточные - 100 - 499 занятых;

- крупные - 500 - 999 занятых;

- крупнейшие - 1000 и более занятых. [11, стр. 18]

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. [11, стр. 23]

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия). [9, стр.3]

В российской практике существование малого предпринимательства было раз­решено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответ­ствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г. Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. И в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 че­ловек. [12, №35, стр. 4]

В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб. [16]

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица. [15]

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мо­бильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без ко­торых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только бы­стро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно бы­стро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производст­ве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключа­ется социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще на­чинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причина­ми. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение ориги­нальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия сни­жается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производст­во. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточ­но важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и ус­луг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необхо­димыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33, 56]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных от­ношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повыше­ния квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населе­ния к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в от­раслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по не­сколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и тех­нической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурент­ную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к сущест­вованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомо­билей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает по­требность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропей­ских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффектив­ность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в де­фицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономер­ность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]

 

        1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий

От BPORTAL. ru

Предприниматель, особенно в России, всегда полон идей, больших и маленьких. Не каждая идея становится бизнес-идеей, т.е. превращается в идею, дающую доход.

Сформировавшаяся бизнес-идея, прошедшая соответствующую проверку, становится основой для разработки бизнес-плана.

Прежде всего, необходимо четко и ясно сформулировать суть бизнес-идеи, ее "изюминку", зафиксировать, что явилось источником ее появления и что ее "навеяло".
Также необходимо по свежим следам попытаться понять, что может явиться подтверждением (или гарантом) реальности, верности самой идеи (авторитет издания, ваши знания и опыт, отзывы специалистов, опыт других предпринимателей или др.), или это ваше внутреннее убеждение.
И, конечно, надо оценить эффект от реализации бизнес-идеи, а также определить будущих надежных партнеров и инвесторов, заинтересованных в вашем успехе.
Определившись с вашими желаниями, необходимо оценить состояние рынка и свою конкурентоспособность, определить программу-минимум, программу-максимум и наиболее вероятную для реализации программу, связанные с этим затраты, риски и гарантии.

Попробуйте заполнить предложенную ниже форму для описания бизнес-идеи и многие вопросы, которые еще несколько минут были неясны, станут четкими, а дальнейшие развитие бизнес-идеи плавно перейдет в бизнес-план, а затем к поиску финансирования.

Для удобства и простоты (а так же экономии денег) можно провести оценку бизнес-идеи самим.(Приложение 2).

После анализа бизнес-идеи следует сделать выводы и определить стратегию фирмы,главную цель бизнеса.Далее внести нужные коррективы в проект бизнес-плана.

2.4 Структура и содержание бизнес плана.

2.4.1 Западная структура бизнес-плана UNIDO.

В настоящее время, не существует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако, общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих основных разделов:

1. Резюме

2. Описание предприятия и отрасли

3. Описание продукции (услуг)

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

5. Производственный план

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Направленность и эффективность проекта

9. Риски и гарантии

 

  2.4.2 Рекомендуемая структура российского бизнес-плана.

Таким образом, западные методики разработки бизнес-планов не могут применяться один к одному для российских условий ввиду существенно иной деловой среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые структуры бизнес-планов, по крайней мере, тремя важными разделами, в которых авторы должны показать:

- адекватное понимание проблемы качества и возможность (способность) ее решения;

- способность обеспечить приемлемую конкурентоспособность за счет грамотного управления себестоимостью;

- ясное видение перспектив развития бизнеса и способность доводить начатое дело до конца.
В результате адаптированный к российским условиям бизнес-план приобретает следующую структуру:
1. Цели деятельности
2. Краткое описание бизнеса
3. Анализ рынка
4. Продукция (услуги)
5. Организация производства
6. Инвестиционный климат и риски
7. Достижение необходимого качества
8. Обеспечение конкурентоспособности
9. Реализация продукции
10. Управление и кадры
11. Финансирование
12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы
13. Приложения
Структура российского бизнес-плана отличается от типичной западной за счет включения разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него добавляется углубленное рассмотрение возможностей управления себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не противоречит западным требованиям к бизнес-планам, поскольку в ней есть все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской деловой среды.

2.4.3 Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению от            ФФПМП

Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства.

Настоящие требования подготовлены ФФПМП с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием. В каждом проекте есть свои элементы риска — производственного, сбытового, финансового или правового. ФФПМП должен оценить потенциальные риски до принятия обязательств о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно смягчить и/или поделить эти риски с другими заинтересованными сторонами.

Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.

Рекомендуемая структура бизнес-плана приведена выше(Российская структура бизнес-плана). Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной;

Фонд будет рассматривать бизнес-планы написанные и в другой форме (при условии освещения всех ключевых вопросов). Форма представления бизнес-плана в большой степени будет зависеть от тех вопросов, которые являются наиболее значимыми для предприятия и необходимости привлечения средств иностранных компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется соответствие общепринятым в международной деловой практике требованиям.

Следуя требованиям сценарного подхода имеет смысл разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значения исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития проекта.

Рекомендуется также составление финансовой части бизнес-планов с помощью программного продукта Project Expert фирмы «Про-Инвест Консалтинг», или пакетов «Альт-Инвест» фирмы «Альт», «Аналитик» — фирмы «ИНЭК». (Необходимо отметить, что само по себе использование указанных или иных программных продуктов еще не гарантирует составления бизнес-плана на качественном уровне, и ФФПМП оставляет за собой право запрашивать дополнительную информацию или настаивать на доработке представленных документов). 

Глава 3. Анализ и методология разработки, составления и реализации бизнес – плана предприятия

 

3.1 Принципы составления и основные требования при разработке бизнес – плана предприятия

 

Резюме

Бизнес-план должен начинаться с выводов. Хотя пишутся они в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:

o наименование;

o организационно-правовая форма;

o форма собственности;

o среднесписочная численность;

o уставной фонд;

o оборот за последний год;

o точный почтовый адрес, телефон;

o банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета);

o фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.

  • описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;
  • описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
  • краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
  • описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
  • преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
  • долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
  • тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
  • степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
  • потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
  • если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
  • наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
  • ключевые экономические показатели эффективности проекта;
  • возможные риски и система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

Введение

 

Глава 1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

Что такое малый бизнес

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях. [15]

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам мало­го предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работни­ков, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими кри­териями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:                                     

     - численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия отно­сятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наи­более часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчет­ный период.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [15]

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств. [6, стр. 32, 48]

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на:

- наименьшие -1-24 занятых;

- малые - 25 - 99 занятых;

- промежуточные - 100 - 499 занятых;

- крупные - 500 - 999 занятых;

- крупнейшие - 1000 и более занятых. [11, стр. 18]

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. [11, стр. 23]

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия). [9, стр.3]

В российской практике существование малого предпринимательства было раз­решено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответ­ствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г. Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. И в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 че­ловек. [12, №35, стр. 4]

В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб. [16]

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица. [15]

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мо­бильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без ко­торых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только бы­стро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно бы­стро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производст­ве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключа­ется социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще на­чинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причина­ми. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение ориги­нальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия сни­жается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производст­во. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточ­но важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и ус­луг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необхо­димыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33, 56]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных от­ношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повыше­ния квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населе­ния к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в от­раслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по не­сколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и тех­нической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурент­ную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к сущест­вованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомо­билей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает по­требность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропей­ских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффектив­ность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в де­фицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономер­ность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]

 

        1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.082 с.)