Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общепрофессиональные компетенции
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
_ __________________/Иванов В.Б./ (подпись) (Ф.И.О.) «27» _______марта_______ 2018 г. Рабочая программа дисциплины Б1.В.03 Промышленная экология
Нижневартовск 2018г. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Промышленная экология» являются: формирование знаний в области промышленной экологии, позволяющих в процессе производственной деятельности идентифицировать на производственных объектах источники загрязнения окружающей среды, определять концентрации загрязняющих веществ, оценивать имеющиеся и предлагать новые средства снижения уровня загрязнений, оценивать экологический эффект природоохранных мероприятий. 2. Место дисциплины в структуре ООП 2.1. Цикл (раздел) ООП: Б1.В 2.2. Требования к предварительной подготовке обучающегося: Знать: основные принципы и стратегии реализации экологической безопасности, особенности экологической безопасности в современных условиях, основы безопасного поведения и личной ответственности за себя и окружающих при экологической опасности. Уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, анализировать, обобщать, делать выводы. Владеть: навыками безопасного поведения и личной ответственности за себя и окружающих при экологической опасности. 2.3. Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: 2.3.1. Геоинформационные системы
3. Планируемые результаты освоения дисциплины Требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
Общекультурные компетенции |
||||||||||||||||||||||||
ОК-10 способностью к познавательной деятельности | ОК 10.1 Знает: основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ОК 10.2 Умеет: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ОК 10.3 Владеет: способами использования основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, методами анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | ||||||||||||||||||||||||
Вид учебной деятельности |
Всего часов |
Семестры | |||||||||||||||||||||||
5 | 6 | ||||||||||||||||||||||||
Лекции | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||
Практические занятия (ПЗ) | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||||||||||||||||||||
Аудиторные занятия (всего) | 10 | 6 | 4 | ||||||||||||||||||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР) | |||||||||||||||||||||||||
Вид контроля КСР | |||||||||||||||||||||||||
Контактная работа (всего) | 10 | 6 | 4 | ||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (всего) | 96 | 66 | 30 | ||||||||||||||||||||||
Контроль | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации | Зачет | ||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (академические часы) | 108 | 72 | 36 | ||||||||||||||||||||||
Зачетные единицы | 3 | 2 | 1 |
4.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Наименование разделов, тем и их содержание | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Лабораторные работы (час) | Самостоятельная работа (час) | |
1 | Раздел 1. Введение в промышленную экологию. | 1 | 2 | 0 | 30 | |
1.1 | Тема 1.1. Предмет, цели и задачи промышленной экологии. Цели и задачи промышленной экологии.Определение и принципы экологической безопасности. Понятие малоотходного и безотходного производства. | 1 | 2 | 0 | 30 | |
2 | Раздел 2. Промышленные и эколого-экономические системы | 3 | 4 | 0 | 66 | |
2.1 | Тема 2.1. Промышленные экосистемы Рациональное использование атмосферного воздуха. Рациональное использование воды. Переработка и утилизация отходов производства и потребления. Перспективы и основные этапы решения проблемы рационального природопользования. | 2 | 2 | 0 | 33 | |
2.2 | Тема 2.2. Эколого-экономическиесистемы Характеристика эколого-экономических систем. Анализ потоков в эколого-экономической системе. Техногенный круговорот веществ. Рациональное использование атмосферного воздуха | 1 | 2 | 0 | 33 | |
Всего: | 4 | 6 | 0 | 96 | ||
ИТОГО: | 106 |
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
5.1. Основная и дополнительная литература
Распределение учебных изданий: О - Основное / Д - Дополнительное |
Места хранения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
О | Ларионов, Н. М. Промышленная экология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07324-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. | 2019 | Электронное | https://biblio-online.ru/bcode/431860 | |
О | Мананков, А. В. Урбоэкология и техносфера: учебник и практикум для вузов / А. В. Мананков. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 494 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06909-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. | 2020 | Электронное | https://biblio-online.ru/bcode/454056 | |
О | Широков, Ю. А. Управление промышленной безопасностью: учебное пособие / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-3347-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. | 2019 | Электронное | https://e.lanbook.com/book/112683 | |
Д | Мананков, А. В. Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для вузов / А. В. Мананков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07885-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. | 2020 | Электронное | https://biblio-online.ru/bcode/451988 | |
Д | Родионов, А. И. Технологические процессы экологической безопасности. Атмосфера: учебник для академического бакалавриата / А. И. Родионов, В. Н. Клушин, В. Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05699-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. | 2018 | Электронное | https://biblio-online.ru/bcode/410099 |
Промышленная экология
1. Технологическая карта дисциплины
Семестр
Наименование разделов/ тем
Содержание самостоятельной работы обучающихся
Уровень освоения
Текущий контроль
Всего
Промежуточная аттестация
Планируемые результаты обучения (индикаторы)
Перечень оценочных средств
№ п/п | Содержание самостоятельной работы обучающихся | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
1 | Составление глоссария | Глоссарий | Словарь терминов | Тематика глоссария |
2 | Написание реферата | Реферат | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее | Темы рефератов |
3 | Изучение теоретического материала | Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося | Фонд тестовых заданий |
Текущий контроль
Наимено-вание ОС | Глоссарий |
Содержа-ние ОС | 1. Предмет, цели и задачи промышленной экологии.
2. Определение и принципы экологической безопасности.
3. Понятие малоотходного и безотходного производства.
4. Характеристика эколого-экономических систем.
5. Анализ потоков в эколого-экономической системе. Техногенный круговорот веществ.
6. Рациональное использование атмосферного воздуха.
7. рациональное использование воды.
8. Переработка и утилизация отходов производства и потребления. |
Критерии оценки и баллы | Критерии оценки:
1. Точность информации:
— информация точная – 9 баллов
— информация имеет не более 2 замечаний – 8 баллов
— информация имеет 3 и более замечаний – 7 баллов
— информация неточная в полном объеме – 5 баллов
2. Достоверность информации:
— информация достоверная – 9 баллов
— информация имеет не более 2 замечаний – 8 баллов
— информация имеет 3 и более замечаний – 7 баллов
— информация недостоверная – 0 баллов
3. Отражение в работе контекста, в котором может быть употреблен данный термин:
— контекст отражен в работе – 9 баллов
— контекст не полностью отражен в работе: не более 2 замечаний – 8 баллов
— контекст не полностью отражен в работе: 3 и более замечаний – 7 баллов
— контекст в работе не отражен – 0 баллов
Количество баллов (макс.) – 27, Количество баллов (мин.) – 17.
Работа, набравшая менее 17 баллов, направляется на доработку. |
Наимено-вание ОС | Реферат |
Содержа-ние ОС | Темы для подготовки рефератов
К разделу 2.
1. Особенности потоков в эколого-экономической системе.
2. Техногенный круговорот веществ.
3. Рациональное использование атмосферного воздуха.
4. Характеристика промышленных экосистем.
5. Рациональное использование воды.
6. Переработка и утилизация отходов производства и потребления.
7.Перспективы и основные этапы решения проблемы рационального природопользования.
8. Определение класса опасности отходов различных производств.
9. Составление протокола отхода и паспорта.
10. Государственное управление в сфере обращения и переработки отходов
11. Обращение с отходами производства и потребления на особо опасном объекте.
12. Экологические проблемы ХМАО-Югры в сфере обращения с отходами.
13. Особенности управления отходами производства и потребления. |
Критерии оценки и баллы | При оценке учитываются следующие критерии: 1.Знание материала - содержание материала раскрыто в полном объеме, предусмотренным программой и учебником – 2 балла; - не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 1 балл; - не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов; 2.Последовательность изложения - содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано – 2 балла; - последовательность изложения материала недостаточно продумана – 1 балл; - путаница в изложении материала – 0 баллов; 3.Владение речью и терминологией - материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии – 2 балла; - в изложении материала имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий и в использовании терминологии – 1 балл; - допущены ошибки в определении понятий – 0 баллов; 4.Применение конкретных примеров - показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами – 2 балла; - приведение примеров вызывает затруднение – 1 балл; - неумение приводить примеры при объяснении материала – 0 баллов; 5.Уровень теоретического анализа - показано умение делать обобщение, выводы, сравнение – 2 балла; - обобщение, выводы, сравнение делаются с помощью преподавателя – 1 балл; - полное неумение делать обобщение, выводы, сравнения – 0 баллов; Количество баллов (макс.) – 10, Количество баллов (мин.) – 5. |
Наимено-вание ОС | Тест |
Содержа-ние ОС | 1. Выберите верный вариант ответа: а) промышленная экология – дисциплина, рассматривающая воздействие промышленности от отдельных предприятий до техносферы на природу и, наоборот, влияние природной среды на функционирование предприятий и их комплексов. б) промышленная экология – это средство для достижения устойчивого, самоподдерживающегося функционирования эколого-экономических систем и общества в целом. в) промышленная экология – это комплексная научно-практическая дисциплина об экологической безопасности производства. г) все ответы верны 2. Среди загрязнителей промышленного происхождения преобладают: а) углеводороды, оксиды углерода б) оксиды азота, сернистый газ в) тяжелые металлы г) диоксины 3. Сероулавливающие установки в крупных городах позволяют использовать до 90% сернистого газа для производства серной кислоты. Какой принцип учтен в таком производстве? а) принцип сверхточных технологий б) принцип исключения в) принцип взаимоприспособляемости г) принцип рециклизации 4. Какой из перечисленных ниже источников вносит наибольший вклад в антропогенное повышение в атмосфере концентрации углекислого газа? а) извержение вулканов б) ТЭЦ в) автотранспорт г) котельные жилых домов 5. Нормативы выбросов и сбросов вредных веществ относятся к... а) экологическим б) санитарно-гигиеническим в) вспомогательным г) хозяйственным 6. Нормативы качества окружающей среды должны быть рассчитаны исходя из последствий их воздействия: а) на организм человека б) на популяцию животных в) на популяцию растений г) на самые чувствительные организмы 7. Степень токсичности веществ характеризуется: а) канцерогенным эффектом в) токсической дозой б) летальной дозой г) фоновой концентрацией 8. Количество вредного вещества в окружающей среде, которое за определенный промежуток времени не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства — это... а) ФПК б) ПДК в) ПДУ г) ПДВ 9. Проверка выполнения планов и мероприятий по соблюдению нормативов качества окружающей среды входит в задачи... а) мониторинга окружающей природной среды б) государственного инспекционного контроля в) производственного экологического контроля г) общественного экологического контроля 10. Надзор за соблюдением экологических нормативов предельно допустимых выбросов осуществляет: а) государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды (мониторинг б) окружающей природной среды) в) государственный инспекционный контроль г) производственный контроль 11. Что отражают стандарты качества окружающей среды? а) уровень общественных потребностей; б) уровень фактического воздействия промышленных предприятий на окружающую среду; в) уровень экономической стабильности г) уровень экологической стабильности 12. Нормативы в Российской Федерации устанавливаются на основе... а) подпорогового уровня б) зоны сдвигов в организме неясной биологической значимости в) зоны токсического действия, когда регистрируются патологические изменения в организме, вызванные загрязнителем г) изучения действия летальных доз |
Критерии оценки и баллы | Каждый верный ответ теста дает возможность студенту получить 1 балл. Количество баллов (макс.) – 33, Количество баллов (мин.) – 18. Обучающийся, набравший менее 18 баллов выполняет проходит тестирование повторно |
Промежуточная аттестация
Наимено-вание ОС | Зачет |
Содержа-ние ОС | Вопросы к зачету 1. Промышленная экология как наука, предмет, методы, задачи и место ее среди других наук. 2. Основополагающие определения и принципы экологической безопасности. 3. Пути снижения вредного антропогенного воздействия промышленности на окружающую среду. 4. Источники техногенного загрязнения биосферы 5. Безотходные или чистые производства. 6. Основные направления создания малоотходных производств. 7. Промышленная и санитарная очистка газовоздушных выбросов. 8. Основные принципы выбора метода очистки отходящих газов. 9. Основные свойства пылей и эффективность их улавливания. 10. Очистка отходящих газов от аэрозолей. 11. Очистка газов в фильтрах. 12. Основные способы очистка сточных вод их обоснование, достоинства и недостатки. 13. Удаление взвешенных частиц из сточных вод. Процеживание и отстаивание. 14. Удаление тонкодиспергированных твердых и жидких веществ из сточных вод с помощью фильтрования. 15. Очистка сточных вод экстракцией. 16. Электрохимические методы очистки сточных вод 17. Мембранные методы очистки сточных вод ультрафильтрацией. 18. Очистка сточных вод, основанная на фазовых переходах (выпарка, вымораживание и кристаллизации). 19. Использование сорбционных методов очистки природных и сточных вод. 20. Ионообменная очистка. 21. Химические методы очистки сточных вод (нейтрализация). 22. Очистка сточных вод с помощью окисления и восстановления. 23. Аэробные процессы биохимической очистки. 24. Опасность отходов для окружающей природной среды (экотоксичность). 25. Отнесение опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды. 26. Паспортизация опасных отходов. 27. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций при обращении с опасными отходами. 28. Нормирование воздействия отходов на окружающую природную среду. 29. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду. 30. Лимитирование размещения отходов. 31. Информационное обеспечение деятельности по обращению с опасными отходами 32. Федеральный классификационный каталог отходов. 33. Государственный реестр объектов размещения отходов. 34. Банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания. |
Критерии оценки и баллы | Число баллов, которое может получить за экзамен студент, составляет от 15 до 30. При оценке учитываются следующие критерии: Пример: 1. Знание понятий, категорий. 2. Правильность выполнения практического задания. 3. Владение методами и технологиями, запланированными в рабочей программе дисциплины. 4. Владение специальными терминами и использование их при ответе. 5. Умение объяснить делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы. 6. Логичность и последовательность ответа. 7. Демонстрация способности участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем. От 26 до 30 баллов оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. От21 до 25 баллов оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна – две неточности в ответе. От 15 до 20 баллов оценивается ответ, свидетельствующий, в основном, о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. |
Методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины
«Промышленная экология»
Методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины, содержат:
1. Методические рекомендации по написанию реферата.
2. Методические рекомендации по составлению глоссария.
3. Методические рекомендации по подготовке к тестированию.
4. Методические рекомендации к практическим занятиям.
5. Методические рекомендации по подготовке к зачету/экзамену.
1. Методические рекомендации по написанию реферата
Цель самостоятельной работы: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента.
Реферат (от лат. refere - докладывать, сообщать) - продукт самостоятельного творческого осмысления и преобразования текста первоисточника с целью получения новых сведений и существенных данных.
Виды рефератов:
— реферат-конспект, содержащий фактическую информацию в обобщенном виде, иллюстративный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения;
— реферат-резюме, содержащий только основные положения данной темы;
— реферат-обзор, составляемый на основе нескольких источников, в котором сопоставляются различные точки зрения по данному вопросу;
— реферат-доклад, содержащий объективную оценку проблемы;
— реферат - фрагмент первоисточника, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования;
— обзорный реферат, составляемый на некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов.
Выполнение задания:
1) выбрать тему, если она не определена преподавателем;
2) определить источники, с которыми придется работать;
3) изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из источников;
4) составить план;
5) написать реферат:
— обосновать актуальность выбранной темы;
— указать исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, ученая степень, ученое звание);
— сформулировать проблематику выбранной темы;
— привести основные тезисы реферируемого текста и их аргументацию;
— сделать общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
Планируемые результаты самостоятельной работы:
— способность студентов к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
— способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
2. Методические рекомендации по составлению глоссария
Цель самостоятельной работы: повысить уровень информационный культуры; приобрести новые знания; отработать необходимые навыки в предметной области учебного курса.
Глоссарий - словарь специализированных терминов и их определений.
Содержание задания: сбор и систематизация понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой, по одному либо нескольким источникам.
Выполнение задания:
1) внимательно прочитать работу;
2) определить наиболее часто встречающиеся термины;
3) составить список терминов, объединенных общей тематикой;
4) расположить термины в алфавитном порядке;
5) составить статьи глоссария:
— дать точную формулировку термина в именительном падеже;
— объемно раскрыть смысл данного термина
Планируемые результаты самостоятельной работы: способность студентов решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Пример оформления глоссария.
Мониторинг - система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы [ Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с. ].
3. Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тестирование - один из видов проверки знаний и умений обучающихся, который направлен на выявление степени усвоения изученного материала. Содержит обобщенный материал по основным изученным темам. Отличие тестирования от других видов контроля — полная самостоятельность обучающихся.
Цель - дать точные и достоверные сведения о количестве и качестве усвоения обучающимися изучаемого материала.
Тестовые задания - это минимальные законченные единицы стимульного материала теста, предназначенные для измерения и формализованной оценки каких-либо характеристик тестируемого.
При подготовке к итоговому тестированию необходимо внимательно прочитать составленные ранее конспекты лекций, просмотреть порядок выполнения практических работ и основные полученные в ходе практических занятий выводы. Ответить на контрольные вопросы. Сверить список вопросов с имеющейся информацией. Недостающую информацию необходимо найти в учебниках (учебных пособиях) или в других источниках информации.
Основные этапы подготовки к тестированию:
- составление краткого плана подготовки;
- выделение основных положений, которые необходимо запомнить, повторить, выучить;
- выборочная проверка своих знаний по каждой теме (разделу);
- определение наиболее уязвимых мест в подготовке;
- проработка конспектов по ним;
- повторная выборочная проверка.
Планируемые результаты самостоятельной работы: готовность обучающихся использовать знания современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач; способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе полученных в ходе освоения дисциплины знаний, умений и навыков; усвоение отношений между понятиями и отдельными темами.
4. Методические рекомендации к практическим занятиям
Практическое занятие - форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике.
Цель: ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности; практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Структура практического занятия. В структуре практического занятия традиционно выделяют следующие этапы:
1. организационный этап, контроль исходного уровня знаний (обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию;
2. исходный контроль (тесты, опрос, проверка письменных домашних заданий и т.д.), коррекция знаний студентов;
3. обучающий этап (педагогический рассказ, предъявление алгоритма решения заданий, инструкций по выполнению заданий, выполнения методик и др.);
4. самостоятельная работа студентов на занятии;
5. контроль конечного уровня усвоения знаний;
6. заключительный этап.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Семинарские занятия проводятся по специальным планам. Студент должен знать план занятия и конкретные задания к нему. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, в том числе те, которые не были предметом рассмотрения на лекции. Готовиться к семинарскому занятию нужно заранее.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:
1. Внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
2. Найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;
3. После ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
4. Продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
5. Продумать развернутые ответы на предложенные вопросы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.
Требования к выступлению студента: связь выступления с предшествующей темой или вопросом; раскрытие сущности проблемы; методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: Введение в промышленную экологию
1. Предмет, цели и задачи промышленной экологии.
2. Определение техносферы.
3. Экологизация, экологизированные ресурсосберегающие технологии,
4. Определение и принципы экологической безопасности
5. Понятие малоотходного и безотходного производства.
6. Принципы развития малоотходных технологий.
Тема: Рациональное использование атмосферного воздуха
1. Загрязнение атмосферного воздуха (химическое, физическое, биотическое). Химическое загрязнение, как наиболее опасный вид загрязнения. Смоги, кислотные осадки, парниковый эффект.
2. Источники загрязнения и основные загрязняющие вещества атмосферы. Классификация источников загрязнения по назначению, месту расположения, геометрической форме, режиму работы, дальности распространения, характеру организации отвода и контроля.
3. Способы борьбы с кислотными осадками и возможности их предотвращения.
4. Комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).
5. Основные направления работ по снижению загрязнения воздушного бассейна.
Практическое занятие № 2
Тема: Рациональное использование атмосферного воздуха
1. Методы очистки и обезвреживания отходящих газов.
2. Очистка отходящих газов от аэрозолей (фильтры, скрубберы и др.). Основные принципы выбора метода очистки.
3. Абсорбционные методы очистки отходящих газов. Очистка газов от диоксида серы, оксидов азота, оксида углерода и углеводородов.
4. Адсорбционные методы очистки отходящих газов. Очистка газов от оксидов азота, диоксида серы и паров ртути.
5. Методы каталитической и термической очистки отходящих газов. Дезодорация и обезвреживание газовоздушных выбросов. Использование биохимических методов.
6. Замкнутые газооборотные циклы.
Тема: Рациональное использование воды
1. Антропогенное загрязнение гидросферы (химическое, физическое, биологическое). Источники загрязнения и основные загрязняющие вещества гидросферы. Основные тенденции в изменении качества природных вод под влиянием хозяйственной деятельности людей.
2. Комплексный индекс загрязнения водной среды (ИЗВ).
3. Классификация вод по целевому назначению. Технологическая вода и сточн
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.47 (0.018 с.)