Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки складывания английский нации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В эпоху господства феодализма в Англии не могло сложиться национальное единство. Но известные элементы нации возникали постепенно ещё в докапиталистический период. К концу XIV — началу XV в. оформился единый общеанглийский язык на основе лондонского диалекта, обогативший свои словарный фонд за счёт французского и отчасти латинского языков. Этот английский язык сделался общепринятым разговорным и литературным языком. Прекращение после 1485 г. феодальных усобиц, раздиравших Англию, создало предпосылки для возникновения устойчивой общности территории. Развитие же внутреннего рынка и укрепление экономических связей между отдельными частями страны способствовали установлению общности экономической жизни Англии. Начали складываться и специфические национальные особенности психического склада и культуры, получившие особенно яркое выражение в литературе на английском языке. Развитие литературы Литература на английском языке пробивала себе дорогу в борьбе не только с латинской письменностью, культивировавшейся церковью и являвшейся основой средневековой университетской образованности, но и с литературой на французском языке, имевшей в XIV—XV вв. ещё немалое распространение в среде английской феодальной знати, особенно при дворе. Важнейшую роль в развитии литературы на английском языке сыграли такие выдающиеся произведения, появившиеся в Англии во второй половине XIV в., как поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» и особенно «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. Уильям Ленгленд (около 1332— около 1377) вышел из среды крестьян и отразил в своей поэме настроения и чаяния трудящихся масс современной ему Англии — крестьянства, а также сельских и городских ремесленников. Написанная на английском языке, поэма Ленгленда была понятна трудящимся и имела большое распространение у читателей, принадлежавших к демократическим кругам общества. Многие образы поэмы были широко известны в народе и передавались изустно. Поэма Ленгленда проникнута глубочайшим сочувствием к угнетенным массам. В ней прославляется труд, обличается социальная несправедливость и едко высмеиваются тунеядцы (особенно монахи и другие представители клира), пользующиеся богатствами, добытыми чужим трудом — трудом пахаря, прядильщика, ткача, медника и других тружеников деревни и города. Эта поэма с её глубоко жизненными образами сыграла немалую роль в идеологической подготовке народною восстания 1381 г. и была очень популярна среди восставших крестьян. Имя Петра Пахаря, символизирующее труд, правду и социальную справедливость, сделалось в Англии нарицательным. Крупнейшим произведением литературы XIV в., сыгравшим исключительно важную роль в развитии английского литературного языка, были «Контерберийские рассказы» Чосера. Джеффри Чосер (около 1340—1400), прозванный «отцом английской поэзии», явился основоположником реализма в английской литературе. Чосер вырос в семье богатого лондонского купца-виноторговца; он служил при королевском дворе и выполнял различные дипломатические поручения за границей (во Фландрии, Франции, Италии). Знакомство с произведениями Данте и ранних итальянских гуманистов, Петрарки и Боккаччо, оказало влияние на взгляды и творчество Чосера. Большую часть своей жизни Чосер прожил в родном ему Лондоне. На лондонском диалекте, который лёг в основу английского литературного языка, было написано Чосером самое лучшее его произведение — «Кентерберийские рассказы», в которых он с большой художественной силой и глубоким реализмом изображает представителей различных социальных слоев современного ему английского средневекового общества: рыцарей, монахов, священников, купцов, ремесленников, крестьян, студентов, законников. Чрезвычайно едко высмеивает Чосер монахов, продавцов индульгенций и других представителей католической церкви. В этом явно сказалось влияние тех идей, которые проповедовал Виклеф и особенно Джон Болл. В своих произведениях Чосер широко использовал народное творчество: народные театральные представления, песни и поговорки. Чосер был острый и тонкий наблюдатель действительности. По силе и глубине реалистического подхода к изображаемому, по широте и яркости нарисованной им картины английского общества Чосер не имеет себе равных в английской литературе своего времени. Неудивительно, что он оказал сильнейшее влияние на всю последующую английскую литературу вплоть до Шекспира. Во второй половине XV в. в Англии появилось книгопечатание. Английский первопечатник Уильям Кэкстон (около 1422—1491) изучал печатное дело в Кёльне и во Фландрии. Первые книги были напечатаны Кэкстоном в Англии на английском языке в 70-х годах XV в. В 1478 г. Кэкстон напечатал «Кентерберийские рассказы» Чосера, которые выдержали до конца XV в. ещё несколько изданий. Развитие философии. Университеты Развитие английской философии в XIV—XV вв. происходило в борьбе прогрессивных философских и общественно-политических течений против господствующего богословия и церковной схоластики. На рубеже XIII—XIV вв.,как указывалось уже выше, против официальной церковной схоластики выступил профессор Оксфордского университета шотландец Дунс Скот. Материалистические тенденции номинализма Дунса Скота были развиты в первой половине XV в. Вильямом Оккамом (1300—1350). Вся жизнь Оккама прошла в борьбе с папством. Он протестовал против вмешательства папства в светские дела и резко нападал на господствующую церковь за её богатства, жадность и стяжательство. Оккам учил, что познание объективного мира начинается с опыта и развивается благодаря ощущениям. Последователи Оккама занимались астрономией, механикой и математикой. В 1327 г. по обвинению в «ложных и еретических воззрениях» римский папа отлучил Оккама от церкви и запретил его учение. Несмотря на это, оно продолжало оказывать большое влияние на английскую и французскую философию вплоть до конца XV в. Дунс Скот и Вильям Оккам смело выступили против официальной схоластики. Но оба они не порвали с ней окончательно, стремясь примирить религиозную догматику с доводами разума. Роль университетов как культурных центров Англии в средние века была чрезвычайно велика. Поэтому церковь с самого начала возникновения университетов постаралась захватить в свои руки руководство ими и всецело подчинить их своему влиянию. Всё положительное и прогрессивное в области философии и науки было создано вопреки церкви, в борьбе с церковной схоластикой. Росту университетов способствовало развитие ранней городской культуры. XIII и первая половина XIV в. ознаменовались расцветом английских университетов — Оксфордского и Кембриджского. В этот период они привлекали огромное количество учащихся. В университетах, особенно в Оксфордском, развивались естествознание и математика, а слава их учёных, Роджера Бэкона, Дунса Скота и Оккама, гремела по всей Европе. После подавления крестьянского восстания 1381 г. наступил период жестокой феодальной реакции, не только политической, но и в сфере идеологии. Церковь подавляла и уничтожала всякую оппозицию, стремясь в то же время оживить схоластику. Насколько пагубными оказались эти попытки церкви с помощью террора задушить ростки науки и свободной мысли, показывает упадок университетов в конце XIV и особенно в начале XV столетия. Упадок философии и разгул церковной реакции привели к резкому уменьшению числа студентов и к умственному застою. Церковные мракобесы стремились всеми средствами вытравить из университетов «еретический дух», выразителями которого были Виклеф и лолларды. Казни и пытки, отлучение от церкви подозреваемых в ереси, сожжение книг Виклефа и установление строгого церковного контроля над деятельностью университетов — такими средствами была достигнута временная победа в них католической ортодоксии. Однако и в этих условиях шла скрытая, но упорная работа новых сил. С середины XV в. в Англии начали распространяться гуманистические науки, возник интерес к сочинениям античных писателей, произведения латинских и греческих авторов стали переводиться на английский язык. Расширялись университеты, пополнялись их библиотеки. Все эти сдвиги подготавливали почву для расцвета в XVI в. английского гуманизма, получившего распространение в среде складывавшегося в Англии с конца XV в. нового класса — буржуазии и близкого к ней «нового дворянства». Театр Хотя элементы драмы существовали уже в народной поэзии древних англо-саксов и были свойственны искусству англосаксонских профессиональных певцов, а самые ранние известия о театральных представлениях в Англии относятся ещё к началу XII в., временем зарождения английского театра являются именно XIV и XV вв. Развитие театра происходило в борьбе народного искусства против засилья церкви, которая, как и повсюду в Западной Европе, захватила вначале театральные представления в свои руки и использовала народную любовь к этим представлениям для усиления своего влияния на народные массы (литургическая драма, миракли). С расцветом городской жизни происходило постепенное освобождение театрального искусства от влияния церкви. Несмотря на преобладание религиозных сюжетов, драмы постепенно начали исполняться на народном английском языке, организация представлений с XIII в. стала переходить от клириков к ремесленным цехам, а местом представлений сделалась городская площадь. Вместе с тем изменялось содержание драматических произведений. Место литургической драмы заняли в XIV в. мистерии, в которых содержался сильный комический элемент и черты бытовой злободневности, против чего тщетно боролась церковь. Народные массы узнавали в вифлеемских пастухах английских пастухов, сочувствовали Иосифу — бедному ремесленнику, протестующему против налогового гнёта, ненавидели царя Ирода — жестокого короля — тирана, самодура и всеобщего угнетателя, смеялись над забавной перебранкой супругов (Пилата и его жены; Иосифа и Марии). Отдельные юмористические сценки разрастались, приобретали характер интермедий и даже совсем самостоятельное значение. Так зарождалась английская комедия. Одновременно развивался и драматический жанр моралитэ (нравственно-назидательных, аллегорических представлений, изображавших борьбу доброго и злого начал за душу человека). В них выводились на сцену аллегорические персонажи, олицетворявшие человеческие чувства, страсти, пороки и добродетели: Чувственность, Любопытство, Смирение, Раскаяние, Любовь, Терпение, Милосердие, Благоразумие и т. д. причём в их борьбе, как правило, побеждало доброе начало. Моралитэ сыграли важную роль в последующем развитии светской трагедии. Архитектура В английской архитектуре XIV и XV вв. были временем расцвета готического стиля. Господство готического стиля в Англии продолжалось дольше, чем на континенте, вплоть до середины XVI столетия. Английская готика обладает рядом своеобразных отличительных черт. Главные из них: массивность внешнего вида зданий и сравнительно небольшая их высота, значительное число (до 10 и более) украшающих здание башен и увеличение числа поддерживающих арок, которые становятся чисто декоративными, придающими своду звёздчатое, веерное или «сотовое» строение. В готическом стиле возводились огромные соборы, а также светские здания: ратуши, замки, дворцы. В конце XIII в. раннеготический стиль сменился декоративным готическим стилем, расцвет которого падает на XIV столетие. Здания в этот период приобретают большую стройность и устремлённость ввысь. Окна становятся больше и разделяются стойками на значительное число узких лопастей, верхняя часть которых украшается узорным орнаментом. Декоративный стиль отличается большой изощрённостью, богатым орнаментом, множеством скульптурных украшений, красивых витражей. Среди листьев орнамента встречаются изображения фигур птиц, собак, обезьян и других животных, порталы заполняются статуями (соборы в Личфилде, Экзетере, Гертфорде). С конца XIV в. совершился переход к господствовавшему в XV — первой половине XVI столетия так называемому перпендикулярному стилю, получившему своё название от вертикальных линий оконного узора. Этот стиль присущ только Англии. Каменные стены в это время превращаются в тонкие простенки между широкими окнами. Стрельчатые дуги очень принижены и расширены или же приобретают килевидные формы. Преобладающее значение получают вертикальные, тянущиеся ввысь линии, образуемые каменными столбиками, в стенах и окнах, полуколоннами, полосами, выступами. Своды создаются в результате переплетения самой причудливой резьбы. Крыши делаются более плоскими. Богатая скульптура предшествовавшего периода исчезает. Здания внутри обильно украшаются богатой, но зачастую холодной и вычурной узорной резьбой (здания колледжей в Оксфорде и Кембридже, замок Уорвик и другие многочисленные замки и дворцы XV в.). В этом стиле английская готика достигла большого технического совершенства, однако декоративная изощрённость мастерства стала здесь самоцелью. Это свидетельствует о том, что феодальное зодчество исчерпало себя. На смену феодальному искусству шло новое искусство Возрождения, связанное с зарождением и ростом нового восходящего класса — буржуазии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.008 с.) |